УДИВИТЕЛЬНОЕ И УНИКАЛЬНОЕ ТВОРЕНИЕ ПРИРОДЫ – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ
- Удивительное и уникальное творение природы – человеческий разум... ... ...
ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) – ОСНОВОПОЛОЖНИК ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА – ХОТЯ И НЕ ВЫХОДИТ В ОТЛИЧИЕ ОТ СПИНОЗЫ ЗА РАМКИ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ТОЛКОВАНИЯ ИНТУИЦИИ, ВНОВЬ ОБРАЩАЕТ СВОИ ВЗОРЫ К ТЕОРИИ ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЙ
- Готфрид Лейбниц (1646-1716) – основоположник идеалистического плюрализма – хотя и не выходит в отличие от Спинозы за рамки рационалистического толкования интуиции, вновь обращает свои взоры к теории врожденных идей... Содержание опыта и категории – врожденны, так же как ощущения, чувства, инстинкты, знания и поведение... Иначе говоря, мы "врожденны самим себе"13...
М
- М... В... Ломоносов (1711-1765) дает замечательное для своего времени обоснование необходимости сочетания чувственных восприятий и теоретических обобщений, решительно выступая против рационализма...
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) – КРУПНЕЙШИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ – ТАК ОПРЕДЕЛЯЕТ ЦЕЛЬ СВОЕЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ: "НАСТОЯЩАЯ ФОРМА, В КОТОРОЙ СУЩЕСТВУЕТ ИСТИНА, МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЕЕ НАУЧНОЙ СИСТЕМОЙ
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – крупнейший представитель немецкой классической философии – так определяет цель своей философской системы: "Настоящая форма, в которой существует истина, может быть только ее научной системой... Я поставил себе целью поработать над тем, чтобы философия приняла форму науки, чтобы она могла покинуть имя любви к знанию и стать действительным знанием"20...
Подчеркнув внутреннюю объективную необходимость научности знания, Гегель отмечает при этом, что обоснование основных положений системы научного знания и путей их получения может дать только систематическое изложение самой философии...
ОБЪЕКТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ НА РУБЕЖЕ XVIII-XIX ВВ
- Объективное содержание научных открытий на рубеже XVIII-XIX вв... порой неправомерно истолковывалось даже самими авторами в духе субъективного идеализма и метафизики... Это и привело к постановке новой гносеологической проблемы естественнонаучного познания и математики, связанной с противоречием внутри самого естествознания – между объективно-диалектическим характером научных открытий и субъективно-идеалистическим их истолкованием...
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ ШОПЕНГАУЭР ВНОВЬ ОБРАЩАЕТ ВЗОР К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РАЗУМУ, ДАБЫ СГЛАДИТЬ АЛОГИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ СВОЕЙ ФИЛОСОФИИ
- С этой целью Шопенгауэр вновь обращает взор к человеческому разуму, дабы сгладить алогизм и агностицизм своей философии... Здесь он использует "уловку" (его собственный термин), состоящую в том, чтобы внезапно облить "живейшую интуицию" самой холодной, абстрактной рефлексией, той самой рефлексией, которая отделялась ранее от интуиции непроходимой пропастью и которая становится новым, возведенным на высшую ступень познанием, абстрактным отражением "всего интуитивного в неинтуитивном понятии разума"...
Шопенгауэр все же вынужден был признать, что прочное сохранение всего познанного и возможность его передачи на практике полностью зависят от того, насколько интуитивно добытое сделалось знанием, трансформировавшись в некоторую абстракцию...
ЧЕМ ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ДЛЯ БЕРГСОНА САМА ИНТУИЦИЯ? ИНТУИЦИЯ – ЭТО ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ, А ДВИЖЕНИЕ ЕСТЬ МЕТАФИЗИКА!53 ВОТ ПОЧЕМУ АВТОР "ВВЕДЕНИЯ В МЕТАФИЗИКУ" НАЗЫВАЕТ ДАННЫМ ТЕРМИНОМ СВОЮ ФИЛОСОФСКУЮ СИСТЕМУ, ПРОЯВЛЯЯ ПРИ ЭТОМ ЧУВСТВО СОЛИДАРНОСТИ С КАНТОМ, ПОЛАГАВШИМ, ЧТО МЕТАФИЗИКА ВОЗМОЖНА ЛИШЬ ЧЕРЕЗ ИНТУИЦИЮ
- Чем же представляется для Бергсона сама интуиция? Интуиция – это вечное движение, а движение есть метафизика!53 Вот почему автор "Введения в метафизику" называет данным термином свою философскую систему, проявляя при этом чувство солидарности с Кантом, полагавшим, что метафизика возможна лишь через интуицию... Вместе с тем Бергсон обвиняет основоположника немецкого классического идеализма в попытках соединить интуицию с интеллектом... Истинная интуиция, по его мнению, выходит за пределы интеллекта, является ultra-intellectuale, и "...
И, НАКОНЕЦ, КАКОВО ЖЕ СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ИНТЕЛЛЕКТА В БЕРГСОНОВСКОЙ ТРАКТОВКЕ?
НАЗЫВАЯ ИНТЕЛЛЕКТ НЕКОЙ "ОБШИРНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ", БЕРГСОН ПО СУЩЕСТВУ НЕ ДАЕТ ЧЕТКОГО И КОНКРЕТНОГО ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- И, наконец, каково же соотношение интуиции и интеллекта в бергсоновской трактовке?
Называя интеллект некой "обширной реальностью", Бергсон по существу не дает четкого и конкретного его определения... Как уже отмечалось, он категорически запрещает ему вторгаться в сферу живого, как инструменту грубому, неуклюжему, отличающемуся "природным непониманием жизни"... Интеллект не способен познать развитие, ему доступен лишь анализ прошлого, завершенного...
ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ (1859-1938) – ОСНОВОПОЛОЖНИК ФЕНОМЕНОЛОГИЗМА, В КОТОРОМ НАИБОЛЕЕ ЯРКО ВЫРАЗИЛСЯ КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИИ
- Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – основоположник феноменологизма, в котором наиболее ярко выразился кризис современной буржуазной философии и ее методологии... Особенно отчетливо это проявилось в его учении об интуиции, предназначенной для познания истин чистой логики, оторванной от реального мира и его законов...
Предметом философских исследований Гуссерля является научное знание и познание...
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА ЕСТЬ И ВЫСТУПАЕТ КАК "БЕЗУСЛОВНАЯ РАЗУМНОСТЬ": ОНА, КОНЕЧНО, ПОЗНАВАЕМА И СУЩЕСТВУЕТ КАК ФАКТ, ПРИЧЕМ ИМЕННО ФАКТ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ, КАК СЧИТАЕТ ФЛОРЕНСКИЙ, И ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ "КОНЕЧНОЙ ИНТУИЦИИ"
- Абсолютная истина есть и выступает как "безусловная разумность": она, конечно, познаваема и существует как факт, причем именно факт ее существования, как считает Флоренский, и предопределяет существование "конечной интуиции"... Истина подвергается абсолютному доказательству, поскольку имеет строение "конечной дискурсии", "Истина есть интуиция, Истина есть дискурсия, или проще: Истина есть интуиция, которая разумна, т... е...
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА ЕСТЬ И ВЫСТУПАЕТ КАК "БЕЗУСЛОВНАЯ РАЗУМНОСТЬ": ОНА, КОНЕЧНО, ПОЗНАВАЕМА И СУЩЕСТВУЕТ КАК ФАКТ, ПРИЧЕМ ИМЕННО ФАКТ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ, КАК СЧИТАЕТ ФЛОРЕНСКИЙ, И ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ "КОНЕЧНОЙ ИНТУИЦИИ"
- Абсолютная истина есть и выступает как "безусловная разумность": она, конечно, познаваема и существует как факт, причем именно факт ее существования, как считает Флоренский, и предопределяет существование "конечной интуиции"... Истина подвергается абсолютному доказательству, поскольку имеет строение "конечной дискурсии", "Истина есть интуиция, Истина есть дискурсия, или проще: Истина есть интуиция, которая разумна, т... е...
ГЕРМАН ВЕЙЛЪ (1885-1955) В СБОРНИКЕ "О ФИЛОСОФИИ МАТЕМАТИКИ" ТАК ОПРЕДЕЛЯЕТ МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ИНТУИЦИЮ: "ИСХОДНЫМ ПУНКТОМ МАТЕМАТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ НАТУРАЛЬНЫЙ РЯД ЧИСЕЛ
- Герман Вейлъ (1885-1955) в сборнике "О философии математики" так определяет математическую интуицию: "Исходным пунктом математики является натуральный ряд чисел... ... ...
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФЕНОМЕНА ИНТУИЦИИ
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ ПРИВЛЕКАЕТ К СЕБЕ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: МАТЕМАТИКИ, КИБЕРНЕТИКИ, МЕДИЦИНЫ, ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННО ПСИХОЛОГИИ
- ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФЕНОМЕНА ИНТУИЦИИ
В последние годы проблема интуиции привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания: математики, кибернетики, медицины, физиологии высшей нервной деятельности и особенно психологии... Однако сразу же оговоримся: этот интерес по существу не связан: с традиционно-философскими представлениями об интуиции и тем более не опирается на результаты соответствующих исследований... К этому имеются свои причины...
ДЛЯ МНОГИХ ИЗ НИХ НЕСКОЛЬКО НЕОЖИДАННЫМ ОКАЗАЛОСЬ СТОЛКНОВЕНИЕ С ЧРЕЗВЫЧАЙНО ШИРОКИМ, ПОИСТИНЕ БЕЗГРАНИЧНЫМ СЕМАНТИЧЕСКИМ ДИАПАЗОНОМ САМОГО ПОНЯТИЯ "ИНТУИЦИЯ": ОТ СМУТНОГО ПОЛУОСОЗНАННОГО "ПРЕДЧУВСТВИЯ", БЛИЗКОГО ПО СВОЕМУ ХАРАКТЕРУ И ФОРМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ К ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКОМУ ИНСТИНКТУ ЖИВОТНЫХ, ДО ВЫСШИХ ФОРМ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ИМЕЮЩИХ МЕСТО В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ
- Для многих из них несколько неожиданным оказалось столкновение с чрезвычайно широким, поистине безграничным семантическим диапазоном самого понятия "интуиция": от смутного полуосознанного "предчувствия", близкого по своему характеру и форме проявления к психобиологическому инстинкту животных, до высших форм творческого мышления, имеющих место в науке и искусстве... По современным представлениям интуиция это и "вид знания", и "специфическая способность", и "особое чутье", и "догадка", и "мгновенное восприятие", и даже "фантазия"...
Следует отметить, что отсутствие в науке твердых и ясных представлений на этот счет, невозможность проверки результатов исследований экспериментальными методами создали условия для проникновения в широкую печать недостаточно квалифицированных и путаных мнений...
ПОНЯТИЯ "ИНТУИЦИЯ" И "НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ" НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ТОЖДЕСТВЕННЫМИ ПОНЯТИЯМИ
- Понятия "интуиция" и "непосредственное знание" не являются тождественными понятиями... Отождествление этих понятий, как уже отмечалось, носит исторический условный характер, имеющий свои объективные причины... Определение интуиции как "непосредственного знания" имеет столь же условный характер, как, скажем, "инсайт" или "догадка"...
ИНТУИЦИЯ КАК ПСИХОЭВРИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИНТУИЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕМ ФАКТОРОМ, КОТОРЫЙ ОДНОВРЕМЕННО ОБУСЛОВЛИВАЕТ СЛОЖНОСТЬ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫЗЫВАЕТ НЕОСЛАБЕВАЮЩИЙ ИНТЕРЕС К НЕЙ
- ИНТУИЦИЯ КАК ПСИХОЭВРИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Многоаспектность проблемы интуиции является тем фактором, который одновременно обусловливает сложность ее исследования и вызывает неослабевающий интерес к ней... Одним из таких "привлекательных" аспектов выступает взаимосвязь интуиции с бессознательными процессами... Не имея возможности детально раскрыть в этой книге проблему бессознательного1, мы остановимся на ней в связи с анализом психоэвристической сущности интуиции, тем более что категориальный аппарат исследователя интуиции включает такие понятия, как "неосознанное", "бессознательное", "сознание", "психика" и т...
ФРЕЙД УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО РАЗЛИЧНОГО РОДА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА НЕ ИСЧЕЗАЮТ В НЕМ БЕССЛЕДНО, А ЛИШЬ ЗАТУШЕВЫВАЮТСЯ, "ВЫТЕСНЯЮТСЯ" НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ В СФЕРУ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
- Фрейд утверждает, что различного рода психические процессы человека не исчезают в нем бесследно, а лишь затушевываются, "вытесняются" на некоторое время в сферу бессознательного... В качестве таковых эти явления обладают некоторым энергетическим потенциалом, становятся как бы "взрывоопасными", готовыми в любое время выйти из-под контроля (или, как говорит сам автор, "цензуры") сознания, подавить последнее и захватить власть над субъектом... На первое место по "запасам" такой психоэнергии ставится комплекс сексуальных влечений (libido), обладающий потенциально неисчерпаемыми возможностями в плане формирования психических комплексов в широчайшем диапазоне: от патологических сдвигов до творческого вдохновения...
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИНТУИЦИЯ
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ У МНОГИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ УЖЕ НЕ ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЙ ФАКТ РЕАЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ФОРМ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БЕЗ УЧЕТА КОТОРОЙ, КАК ПОЛАГАЮТ, НЕЛЬЗЯ БЫЛО БЫ ОБЪЯСНИТЬ НИ ФИЛОГЕНЕЗ, НИ ОНТОГЕНЕЗ СОЗНАНИЯ
- БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИНТУИЦИЯ
В настоящее время у многих исследователей уже не вызывает сомнений факт реального существования бессознательных форм психической деятельности, без учета которой, как полагают, нельзя было бы объяснить ни филогенез, ни онтогенез сознания... Следует учитывать и то обстоятельство, что, если бы человек одновременно и в полной мере осознавал всю информацию, поступающую от внешнего и внутреннего мира, это вызвало бы полную дезориентацию психики, сделало бы невозможной адекватную реакцию организма на внешние обстоятельства и в конечном счете привело бы его к гибели...
Однако нельзя не обратить внимание на тот очевидный факт, что исследования проблемы бессознательного осуществляются на основе различных методик и не во всем совпадающих исходных специальных теоретических представлений17...
««« ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА | ВТОРАЯ СТРАНИЦА »»»