|
Понятия "интуиция" и "непосредственное знание" не являются тождественными понятиями. Отождествление этих понятий, как уже отмечалось, носит исторический условный характер, имеющий свои объективные причины. Определение интуиции как "непосредственного знания" имеет столь же условный характер, как, скажем, "инсайт" или "догадка". Все эти понятия характеризуют интуицию лишь с одной стороны, выделяют лишь один из возможных аспектов ее исследования. Суть интуиции не раскрывается лишь через фактор непосредственности, а опосредствованное не есть только интуитивное и не сводится к последнему. Более того, этот вопрос вообще выходит за границы гносеологии и распространяется на характеристику различных явлений действительности. Потому-то непосредственное и опосредствованное и составляют различные стороны диалектически единого целого. Непосредственный характер интуиции имеет не абсолютный, а ограниченный, условный смысл.
Современный уровень развития марксистской философии и естественнонаучного знания позволяет исследователям уточнить, а в ряде случаев и пересмотреть некоторые традиционные представления и оценки. Совершенно ясно, что понимание интуиции, которое выработала домарксистская философия, сегодня уже не удовлетворяет, равно как и тенденция решения проблемы средствами и методами традиционной эпистемологии. Опыт исследования проблемы интуиции убедительно показал, что наиболее продуктивно ее разработка шла там, где интуиция рассматривалась как частный случай движения человеческого познания к истине, как специфический элемент психологии мышления. И, напротив, абсолютизация интуиции как универсального средства истинного знания и как предмета исследования неизменно приводили проблему в тупик, в дебри мистики и иррационализма.
За более чем двухтысячелетнюю историю философской науки проблема интуиции неоднократно получала весьма определенные и конкретные решения. Но всякий раз эти решения несли на себе печать исторической и логической детерминированности тем или иным этапом развития человеческого знания.
Меняла свою форму и сама проблема. Неизменным оставался только тот факт, что все известные истории науки концепции интуитивного знания всегда возникали в непосредственной связи с постановкой новых гносеологических проблем естественнонаучного познания и решались в соответствии с задачами и уровнем развития самой теории познания, а также уровнем социально-теоретического развития общества.
Отсюда следует и другой весьма важный вывод: интуиция никогда не была частной проблемой гносеологии или психологии. Оставаясь важным и необходимым элементом познания, наглядно раскрывающим диалектичность и гибкость человеческого мышления, его творческий характер, интуиция в свою очередь как в фокусе собирала и отражала всю многогранную и многоплановую картину развития научного знания как продукта социально-исторической эволюции человека и общества.
Интуиция выступает не только как продукт научного знания, но и как средство его дальнейшего углубленного исследования, поскольку способствует выявлению новых связей и отношений в его сложной структуре. Таким образом, разработка проблемы интуиции с необходимостью вносит определенный вклад в дальнейшее углубленное исследование материалистической диалектики и теории познания. Для того чтобы раскрыть суть интуитивного мышления, необходимо прежде всего выйти за пределы порочного и чрезвычайно узкого круга, очерченного словом "интуиция", но не в область чистых абстракций, спекулятивных суждений, а в область ленинской теории отражения и конкретно научного знания. При этом нужно учесть, что ни одна форма теоретического знания, в том числе и интуиция, не может быть правильно понята и истолкована вне учета психической формы отражения, содержащей момент индивидуального, особенного, который никак не может быть раскрыт средствами логического анализа. Игнорирование этого факта в исследовании особенностей процесса познания ведет к серьезным методологическим ошибкам.
Иллюстрацией к этому могут служить заблуждения логицистов. На примерах с универсалиями Б. Рассел пытался показать реальность особых форм интеллекта, вытекающих непосредственно из принципов логики, не зависящих, по его мнению, от системы мышления субъекта и привносимых в психику в готовом виде. Но если универсалии, справедливо возражает Ж. Пиаже, берутся извне в готовом виде, то как быть с понятием "операция", которая, как показал Кутюра, представляет собой сугубо антропоморфное явление, продукт человеческой психики?
Надо учитывать то обстоятельство, что диалектика процесса познания требует всестороннего анализа, изучения всей противоречивости бытия и сознания, непосредственного и опосредствованного, чувственного и рационального, эмпирического и теоретического, сознательного и бессознательного, логического и интуитивного знания, возникающего как бы "внезапно", "вдруг", из ничего.
Психология, физиология, умственное развитие ребенка и животных – "вот те области знания, из коих должна сложиться теория познания и диалектика"109, – отмечал В. И. Ленин. При этом не имеется в виду сведение гносеологии к анализу естественнонаучных основ познания, но вместе с тем В. И. Ленин не мыслил разработку современной теории познания без учета достижений психологической и физиологической наук.
Как момент познания, интуиция содержит в себе элементы абстрактно-логического и психически-индивидуального. Последнее не только всегда присутствует в познавательном процессе, но и в значительной степени влияет на его ход, создает определенный внутренний фон. Особенно большую роль в интеллектуальной деятельности человека играют эмоции, без которых "никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины"110 и не свершалось, по словам Гегеля, "ничто великое".
Экспериментальные исследования подтвердили предположения ученых о существенном воздействии эмоций на результаты человеческой деятельности, как практической, так и теоретической. Было выявлено влияние эмоций на качественные и количественные характеристики процесса познания: в частности, при положительной эмоциональной активности повышается скорость мыслительных процессов. Эмоциональная окраска, эмоциональный фон характерен для всех уровней мышления, от чувственных до высших абстрактно-логических. Мысль как таковая, говорил Л. С. Выготский, никогда не рождается от другой "чистой" мысли. Мысль всегда окрашена индивидуальными психическими наслоениями, в том числе и эмоциями. Эмоции человека представляют собой не элементарные чувства, а являются весьма сложной формой человеческой деятельности. Структура и качество эмоций усложняются и развиваются с развитием психики: эмоции человека существенно отличаются от эмоциональных переживаний, свойственных высшим животным. Классифицируя эмоции, советский физиолог П. В. Симонов исходит из учета их зависимости от потребностей и размеров дефицита (или прироста) прагматической информации, причем специфика этих потребностей накладывает определенный отпечаток на качественные характеристики самих эмоций.
Особенно ярко, по мнению большинства исследователей, роль интуиции вкупе с сопутствующими психическими процессами проявляется, как уже отмечалось, в творческой деятельности. В процессе творчества, считает П. В. Симонов, правомерно допустить существование специального механизма "психических мутаций", представляющего собой своеобразный путь формирования условно-рефлекторных связей в определенной зоне поиска. Роль "мутагенов" (воздействующих факторов), как правило, выполняет подсказка, аналогия, ассоциация и т.п. И если включить эти компоненты в некоторую реальную систему выработки нового знания, то станет очевидным, что полученный результат не мог бы быть найден путем логического конструирования. Высказывается предположение, что весь этот механизм, возможно, представляет собой один из принципов формирования интуитивных решений.
Исследование "психических механизмов" интуиции имеет важное значение в плане позитивной разработки проблемы. Нельзя, однако, согласиться с мнением, согласно которому подход к интуиции как психическому феномену правомерен лишь в системе психологической, но никак не философской науки и что изучение самой проблемы вообще исчерпывается психофизиологической проблематикой. По крайней мере философский анализ проблемы якобы возможен после того, как будут раскрыты хотя бы некоторые психологические механизмы интуиции.
В свое время Гегель, иронизируя по поводу того, как некоторые исследователи представляют себе решение той или иной проблемы, заметил, что, встав на позиции этих исследователей, можно теоретически доказать невозможность принимать пищу до тех пор, пока человек не узнает качественного состава пищи и физиологических особенностей органов пищеварения.
Можно ли не считаться с тем фактом, что интуиция в качестве гносеологической проблемы была поставлена философией и, кстати сказать, получила определенное решение задолго до того, как стала объектом психологических исследований. Гносеологический аспект проблемы интуиции как с исторической, так и с логической точек зрения предшествует всем прочим аспектам исследования. Но дело даже не в приоритете той или иной науки, а в тех методологических принципах, которыми руководствуется научная психология. Собственно психологический анализ интуиции, по признанию самих же психологов, не может претендовать на абсолютное решение проблемы и нуждается в "руководящем" и "направляющем" действии со стороны философии111. Во всяком случае это справедливо, когда речь идет об "интуитивном познании". Все это свидетельствует о несостоятельности мнений, согласно которым к отдельным аспектам исследования проблемы интуиции философия якобы вообще не имеет никакого отношения. Успешное решение проблемы немыслимо без тщательного анализа различных ее сторон и аспектов.
Феномен интуиции представляет собой сложное и многогранное явление: с одной стороны, это специфическая форма познавательной деятельности, с другой – особая форма психического отражения. Единственно верным и плодотворным направлением следует, видимо, считать комплексный подход к решению проблемы. При этом философия является методологической основой всякого рода исследований, а для самой философии гносеологический аспект проблемы был и остается определяющим. Это дает возможность показать интуицию как специфическую и вместе с тем диалектически необходимую форму (момент) познавательной деятельности человека, дающую возможность говорить о результатах интуитивного познания как о знании, адекватно отражающем объективную реальность.
Проблема интуиции была и остается тем, что иногда называют "вечными проблемами философии". Она будет менять свою форму, но сохранять неизменной свою гносеологическую сущность. Как справедливо заметил датский философ Хеффдинг, решения проблем могут умирать, сами же проблемы остаются вечно живыми. Если бы это было не так, у философии не было бы столь долгой истории. В этом отражена суть диалектической природы человеческого познания.
Читайте далее:
Предыдущая страница: