САНСКРИТСКИЙ ТЕРМИН "ШАМАТХА" В КОНТЕКСТЕ БУДДИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОЗНАЧАЕТ СПОКОЙСТВИЕ, ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ, УСПОКОЕНИЕ СОЗНАНИЯ, А ТЕРМИН "ВИПАШЬЯНА" – ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ИНТУИТИВНОЕ СОЗЕРЦАНИЕ, ПРАВИЛЬНОЕ ЗНАНИЕ
- Санскритский термин "шаматха" в контексте буддийской психологии означает спокойствие, душевный покой, успокоение сознания, а термин "випашьяна" – трансцендентальный анализ, интуитивное созерцание, правильное знание... В китайском переводе термина "шаматха" (прекращение, остановка), который употребляется в шастре, передано не буквальное его значение, а основной смысл, который заключается в прекращении воздействия на психику человека всех возбуждающих и "омрачающих" факторов, в результате чего достигается спокойно-умиротворенное состояние сознания... Поясняя, что "чжи" означает пресечение, прекращение "признаков внешних объектов", автор шастры, по-видимому, подразумевает под этим нейтрализацию вообще всех негативных факторов, возбуждающих и "омрачающих" психику человека, т...
РАЗЛИЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ШАСТРЫ СТАНОВИЛИСЬ ДАЖЕ ТЕМОЙ ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ЧАНЬСКИХ ДИАЛОГОВ (ВЭНЬДА; ЯП
- Различные положения шастры становились даже темой парадоксальных чаньских диалогов (вэньда; яп... "мондо") – весьма своеобразного метода чаньской практики психотренинга, служившего одной из отличительных черт этой школы... Так, большой популярностью пользовались в чань-буддизме так называемые "Три фразы" (сань-цзюй) Юньмэня (ум...
БОДХИСАТТВА СКАЗАЛ НЕКОЕМУ ПАЛОМНИКУ: "ТЫ ХОЧЕШЬ ВЫПИТЬ ВОДЫ ГАНГА, БЛАГОУХАЮЩЕЙ ЗАПАХОМ ЛЕСА?" ПАЛОМНИК ОТВЕЧАЕТ ТАК: "ЧТО ТАКОЕ ГАНГ? ПЕСОК ЛИ ГАНГ? ВОДА ЛИ ГАНГ? БЛИЖНИЙ ЛИ БЕРЕГ ГАНГ? ДАЛЬНИЙ ЛИ БЕРЕГ ГАНГ?" БОДХИСАТТВА ОТВЕЧАЛ: "ЕСЛИ ТЫ ИСКЛЮЧИШЬ ВОДУ, ПЕСОК, БЛИЖНИЙ БЕРЕГ И ДАЛЬНИЙ БЕРЕГ, ГДЕ ТЫ НАЙДЕШЬ КАКОЙ-НИБУДЬ ГАНГ?"
ИЗ ДЖАТАК
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОЯВИЛСЯ РЯД ПУБЛИКАЦИЙ, КАСАЮЩИХСЯ БУДДИЙСКОЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО "Я" КАК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ, ТАК И С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕСУЩЕСТВОВАНИЯ
- Бодхисаттва сказал некоему паломнику: "Ты хочешь выпить воды Ганга, благоухающей запахом леса?" Паломник отвечает так: "Что такое Ганг? Песок ли Ганг? Вода ли Ганг? Ближний ли берег Ганг? Дальний ли берег Ганг?" Бодхисаттва отвечал: "Если ты исключишь воду, песок, ближний берег и дальний берег, где ты найдешь какой-нибудь Ганг?"
Из Джатак
За последние годы в нашей литературе появился ряд публикаций, касающихся буддийской теории индивидуального "Я" как с точки зрения существования, так и с точки зрения несуществования... В первом случае речь идет об элементах, составляющих комплекс "я", во втором – о том, что ни элементы, ни комплекс их никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия, ни материального, ни идеального... Здесь нам хотелось бы подчеркнуть, что теория несуществования индивидуального "Я" (gang zag gi bdag med pa'i lta ba) есть часть общей теории "анатма" (bdag med), теории, отрицающей существование "я" всех объектов без исключения...
МАХАЯНИСТЫ В ОСНОВУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТАВЯТ ГНОЗИС – С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТИННОЙ РЕАЛЬНОСТИ "Я" НЕ СУЩЕСТВУЕТ
- Махаянисты в основу осуществления ставят гнозис – с точки зрения истинной реальности "я" не существует... Нет ни субъекта, ни объекта... "Предел нирваны является и пределом сансары, они ничем не отличаются друг от друга" [1, с...
УЧЕНИЕ О "СПАСЕНИИ" ИМЕЛО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ БУДДИЙСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ
- Учение о "спасении" имело исключительно важное значение для всех буддийских школ и направлений... Оно выступало в качестве динамической части всего буддийского комплекса и обусловливало его постоянную эволюцию... Исходные принципы учения о "спасении" оставались неизменными для всех школ буддизма...
БУДДИЙСКОЕ УЧЕНИЕ О НЕРЕАЛЬНОСТИ "Я" ПОЛУЧИЛО СВОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В УЧЕНИИ О НЕРЕАЛЬНОСТИ ВНЕШНЕГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО МИРА
- Буддийское учение о нереальности "я" получило свое логическое продолжение в учении о нереальности внешнего, эмпирического мира... То, что индивид считает своим или же имеющим отношение к его "Я", на самом деле не существует, это иллюзия, порожденная ложным "Я", но которая, в свою очередь, также обусловливает существование ложного "Я", поскольку желание обладать этой иллюзией удерживает сознание его в неведении... Эти воззрения наиболее сильно развились в махаянском ответвлении буддизма...
КИТАЙСКАЯ МАХАЯНА НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫДВИНУЛА УЧЕНИЕ О "ПРИРОДЕ БУДДЫ" КАК ЕДИНСТВЕННОЙ, АБСОЛЮТНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ПРОНИЗЫВАЮЩЕЙ ВСЕ СУЩЕЕ
- Китайская махаяна на первый план выдвинула учение о "природе будды" как единственной, абсолютной реальности, пронизывающей все сущее... Дело в том, что махаяна в отличие от хинаяны, считавшей, что "спасения" достигает только узкий круг людей, вступивших в монашескую общину, выдвинула учение, согласно которому "спасения" может достичь каждый, кто вступил на "путь будды", независимо от того, мирянин он или монах... Теоретическим обоснованием этого учения явилось положение о тождестве нирваны и сансары...
ШКОЛА ТЯНЬТАЙ АКЦЕНТИРОВАЛА СВОЕ ВНИМАНИЕ НА МЕТОДАХ ЧЖИ И ГУАНЬ
- Школа тяньтай акцентировала свое внимание на методах чжи и гуань... Чжи определялось основателем школы тяньтай Чжи И как подавление привязанностей к мирской суете, гуань – как правильные действия, прерывающие заблуждения... Оба метода практиковались в неразрывном единстве...
В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЗАПАДНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ДОВОЛЬНО АКТИВНО ПЫТАЕТСЯ ПРИВЛЕЧЬ ОПЫТ БУДДИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, И В ЧАСТНОСТИ ПСИХОЛОГИИ ЧАНЬ-БУДДИЗМА, ДЛЯ РЕШЕНИЯ СВОИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (СМ
- В последние десятилетия западная психологическая наука довольно активно пытается привлечь опыт буддийской психологии, и в частности психологии чань-буддизма, для решения своих методологических и практических задач (см... , например, [1]; библиографию западных работ по чань-буддизму см... : [2, 3])...
БЛИЗКОЙ К ШКОЛЕ ШЭНЬСЮ ПО СВОИМ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ УСТАНОВКАМ БЫЛА ШКОЛА, ОСНОВАННАЯ ЧЖИШЭНЕМ
- Близкой к школе Шэньсю по своим философско-психологическим установкам была школа, основанная Чжишэнем... Базируясь на учении дхармалакшаны, ее приверженцы также считали необходимым освобождение от привязанности к феноменальному бытию, причем в этом процессе большое значение придавалось практике нравственности (шила), сосредоточения (самадхи) и интуиции (праджня)... Посредством практики нравственности адепты этой школы стремились достичь состояния "отсутствия памяти" (кит...
ПОСКОЛЬКУ СУЩНОСТЬ ДХАРМ, КАК СЧИТАЛОСЬ, ПУСТОТНА И ИЗНАЧАЛЬНО ПРОСВЕТЛЕННА, ТО ИСТИННОЕ СОЗНАНИЕ В СВОЕМ ПОЗИТИВНОМ АСПЕКТЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНЫМ И САМОДОСТАТОЧНЫМ, НЕ ЗАВИСЯЩИМ НИ ОТ КАКИХ ВНЕШНИХ ПРИЧИН И ОБЪЕКТОВ
- Поскольку сущность дхарм, как считалось, пустотна и изначально просветленна, то истинное сознание в своем позитивном аспекте является вечным и самодостаточным, не зависящим ни от каких внешних причин и объектов... Оно содержит в себе все дхармы, подверженные и не подверженные бытию, благие и неблагие... Данный аспект сознания и называется "не-пустотой"...
ОТНОШЕНИЕ СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ "ЕДИНОГО СОЗНАНИЯ" К ПРАКТИКЕ УГАШЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО, ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ И СОЗЕРЦАНИЯ "ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ" В ПРОЦЕССЕ НЕПОДВИЖНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (КИТ
- Отношение сторонников теории "единого сознания" к практике угашения эмпирического, обыденного сознания и созерцания "истинной природы" в процессе неподвижного сосредоточения (кит... "цзо-чань") хорошо иллюстрирует характерный эпизод обращения в учение "экаяны" чаньского наставника Мацзу, бывшего ранее приверженцем теории дхармалакшаны:
"Мацзу остановился в монастыре Цюаньфа в Наньюе, где у него была хижина для жизни в уединении и занятий медитацией... Он даже не смотрел на тех, кто заходил к нему...
"ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕЙ БОДХИСАТТВЫ"
НА МАТЕРИАЛЕ СУТРЫ "ЦЗИНЬГУАНМИН-ЦЗЮЙШЭ-ВАНЦЗУН"
ХОРОШО ИЗВЕСТНО, КАКОЕ ОГРОМНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЛЮБОЙ РЕЛИГИИ ПРИДАЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
- "ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕЙ БОДХИСАТТВЫ"
на материале сутры "Цзиньгуанмин-цзюйшэ-ванцзун"
Хорошо известно, какое огромное значение в любой религии придается психологическому воздействию на человеческое сознание... С одной стороны, в зависимости от уровня развития той или иной религии, культурных традиций и множества других объективных и субъективных причин спектр такого воздействия может быть необычайно широк, а его средства исключительно многообразны... С другой стороны, индивидуальные особенности психики верующего также играют немаловажную роль в формировании его религиозного сознания...
НАИБОЛЕЕ ПОЗДНИЙ ПЕРЕВОД "СУВАРНАПРАБХАСОТТАМА-СУТРЫ" ПРИНАДЛЕЖИТ КРУПНЕЙШЕМУ ДЕЯТЕЛЮ КИТАЙСКОГО БУДДИЗМА ТАНСКОГО ПЕРИОДА ИЦЗИНУ (635-713), КОТОРЫЙ НАЗВАЛ СУТРУ "ЦЗИНЬГУАНМИН ЦЗУЙШЭ ВАНЦЗИН (ЯП
- Наиболее поздний перевод "Суварнапрабхасоттама-сутры" принадлежит крупнейшему деятелю китайского буддизма танского периода Ицзину (635-713), который назвал сутру "Цзиньгуанмин цзуйшэ ванцзин (яп... "Конкомё сайсё-окё), т, е... "Всепобеждающая царь-сутра золотого света"...
КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ В ДОСТИЖЕНИИ "ИДЕАЛЬНОГО БЫТИЯ" ИГРАЕТ ПРОХОЖДЕНИЕ "ДЕСЯТИ СТУПЕНЕЙ", КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ "ЗНАКАМИ" (КИТ
- Ключевую роль в достижении "идеального бытия" играет прохождение "десяти ступеней", которые характеризуются "знаками" (кит... "сян") – картиной мира (бытия), видимой глазами бодхисаттвы, находящегося на соответствующей "ступени"... Здесь же объясняются "препятствия", которые необходимо преодолеть, чтобы попасть на ту или иную "ступень"...
В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ БОДХИСАТТВОЙ "ДЕСЯТИ СТУПЕНЕЙ" ОТЧЕТЛИВО ВЫДЕЛЯЮТСЯ ДВА НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
- В процессе прохождения бодхисаттвой "десяти ступеней" отчетливо выделяются два направления изменения его психического состояния...
Во-первых, трансформируется мироощущение бодхисаттвы... Окружающее, как мы видели, воспринимается в новых красках, причем нарушение адекватности реальной картины бытия (с точки зрения обыденного сознания) и его восприятия бодхисаттвой происходит за счет изменения психического состояния последнего в результате настойчивого дискриминирования функции разума (достижения "непривязанности" мыслей) при помощи медитативных упражнений...
ГЛУБИНА УКОРЕНЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ОБУСЛОВЛЕНА ТАКИМИ ФАКТОРАМИ, КАК ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ЭТОЙ КУЛЬТУРЫ И СТЕПЕНЬ ЕЕ "ОТКРЫТОСТИ" ВНЕШНИМ ВЛИЯНИЯМ
- Глубина укорененности традиционных мировоззрений в определенной культуре в значительной мере обусловлена такими факторами, как продолжительность непрерывного развития этой культуры и степень ее "открытости" внешним влияниям... В этом смысле Япония представляет собой едва ли не уникальное явление, как страна, закрытая для мира до 1853 г... , где все многочисленные внутренние катаклизмы касались исключительно вопросов власти, а духовные ценности оставались практически неизменными...
««« ПЕРВАЯ СТРАНИЦА | ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА »»»