"МИССИЯ" СОВРЕМЕННЫХ "ПОСМЕРТНЫХ" ОПЫТОВ
НО, НАКОНЕЦ, ПОЧЕМУ ЖЕ "ПОСМЕРТНЫЕ" ОПЫТЫ НАСТОЛЬКО "НОСЯТСЯ В ВОЗДУХЕ" И КАКОВ ИХ СМЫСЛ КАК ЧАСТИ "ДУХА ВРЕМЕНИ"? НАИБОЛЕЕ ОЧЕВИДНАЯ ПРИЧИНА ДЛЯ ШИРОКОГО ОБСУЖДЕНИЯ ЭТИХ ОПЫТОВ В НАШИ ДНИ – ЭТО ИЗОБРЕТЕНИЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ НОВЫХ МЕТОДОВ РЕАНИМАЦИИ КЛИНИЧЕСКИ УМЕРШИХ, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ПОДОБНЫЕ ОПЫТЫ ПОЛУЧИЛИ ШИРОКУЮ ОГЛАСКУ КАК НИКОГДА
- "Миссия" современных "посмертных" опытов
Но, наконец, почему же "посмертные" опыты настолько "носятся в воздухе" и каков их смысл как части "духа времени"? Наиболее очевидная причина для широкого обсуждения этих опытов в наши дни – это изобретение за последние годы новых методов реанимации клинически умерших, благодаря чему подобные опыты получили широкую огласку как никогда... Это объяснение, несомненно, помогает понять количественный рост сообщений о "посмертном" опыте, но оно слишком поверхностно, чтобы объяснить духовное воздействие этих опытов на человечество и на перемену взглядов на загробную жизнь, которой они способствуют...
Более глубокое объяснение можно найти в возрастающей открытости и чувствительности людей к "спиритическим" и "психическим" опытам вообще под весьма возросшим влиянием оккультных идей – с одной стороны, и с другой – из-за ослабевания как гуманистического материализма, так и христианской веры...
ХРИСТИАНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ
ХОТЯ ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ И ЗАВОДИТ ДАЛЕКО В СТОРОНУ ОТ ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ ВЕЩЕЙ, ОНО НАЧИНАЕТСЯ С НЕСОМНЕННОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ИСТИНЫ: СМЕРТЬ ТЕЛА ЕСТЬ НЕ КОНЕЦ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, А ЛИШЬ НАЧАЛО НОВОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, КОТОРАЯ ПРОДОЛЖАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ТЕЛА
- Христианское отношение к смерти
Хотя оккультное учение о загробной жизни и заводит далеко в сторону от истинной природы вещей, оно начинается с несомненной христианской истины: смерть тела есть не конец человеческой жизни, а лишь начало нового состояния человеческой личности, которая продолжает существовать отдельно от тела... Смерть, которая не была создана Богом, а была привнесена в творение грехом Адама в раю, – это самая удивительная форма, в какой человек встречается с падением своей природы... Судьба личности в вечности во многом зависит от того, как она относится к собственной смерти и готовится к ней...
КОНФУЦИЙ, РАЗУМЕЕТСЯ, ПЫТАЛСЯ РЕШАТЬ И СУГУБО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, НО ОНИ В БОЛЬШЕЙ ИЛИ МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ БЫЛИ ПОДЧИНЕНЫ РЕШЕНИЮ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧИ ПО ОПИСАНИЮ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БАЗИСНОЙ ЛИЧНОСТИ, В УТВЕРЖДЕНИИ КОТОРОЙ ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ УСМАТРИВАЛ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
- Конфуций, разумеется, пытался решать и сугубо политические проблемы, но они в большей или меньшей степени были подчинены решению главной задачи по описанию морально-психологических качеств базисной личности, в утверждении которой древнекитайский мыслитель усматривал положительное решение всех социальных и политических проблем... Более заметная "политизация" конфуцианства происходит несколько позже, когда оно начинает реально претендовать на роль господствующей идеологии и испытывает сильное влияние со стороны гораздо более политически окрашенного учения легистов (фа-цзя), в результате чего превращается в ярко выраженную авторитарную систему, а его нормы нравственного и культурного поведения (правила "ли") в известной мере отождествляются с легистскими законами "фа" [31, 78]... При этом существенным деформациям подвергся и раннеконфуцианский идеал цзюнь-цзы, превратившись в орудие социальной демагогии и дезинформации, в орудие управления социально-политическими процессами в интересах господствующего класса...
МОРАЛЬНОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕВРАЩАЛОСЬ В СТОЛЬ МНОГОТРУДНОЕ ДЕПО ЕЩЕ И ПОТОМУ, ЧТО, ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ РАННИХ КОНФУЦИАНЦЕВ, ЧЕЛОВЕК, СТУПИВШИЙ НА ЭТОТ ПУТЬ, ОЧЕНЬ ТРЕБОВАТЕЛЕН К СЕБЕ И ПОСТОЯННО ПОВЫШАЕТ УРОВЕНЬ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ, УДВАИВАЯ УСИЛИЯ, КОГДА ОБНАРУЖИВАЕТ, ЧТО ДОСТИГ ОПРЕДЕЛЕННОГО УСПЕХА, КАК ЭТО ДЕЛАЛ ЦЗЭН-ЦЗЫ, В ВЫСОКОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ К СЕБЕ, СОБСТВЕННО, И ЗАКЛЮЧАЛОСЬ ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ ОТЛИЧИЙ "БЛАГОРОДНОГО МУЖА" ОТ БЕЗНРАВСТВЕННОГО, "НИЗКОГО" ЧЕЛОВЕКА, Т
- Моральное и психическое самоусовершенствование превращалось в столь многотрудное депо еще и потому, что, по представлениям ранних конфуцианцев, человек, ступивший на этот путь, очень требователен к себе и постоянно повышает уровень требовательности, удваивая усилия, когда обнаруживает, что достиг определенного успеха, как это делал Цзэн-цзы, В высокой требовательности к себе, собственно, и заключалось одно из важных отличий "благородного мужа" от безнравственного, "низкого" человека, т... е... от антипода цзюнь-цзы – сяо-жэня...
СУДЯ ПО ПОСЛЕДНЕЙ СЕНТЕНЦИИ МЭН-ЦЗЫ, ОН ДОПУСКАЛ НЕ ТОЛЬКО НАЛИЧИЕ ПРЯМОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИМ И БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЯМИ, НО И ВОЗМОЖНОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, И ЭТО НИ В КОЕЙ МЕРЕ НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ТЕЗИСУ, ЧТО "ВОЛЯ ЕСТЬ ГЛАВНОЕ, А ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ – ВТОРОСТЕПЕННОЕ", ТАК КАК ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ, ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ РАННИХ КОНФУЦИАНЦЕВ, ИСХОДИТ ОТ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ И СОЗНАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПСИХИКИ, А БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ПСИХИКУ СПОНТАННО
- Судя по последней сентенции Мэн-цзы, он допускал не только наличие прямой связи между эмоционально-психическим и биоэнергетическим состояниями, но и возможность обратной связи, и это ни в коей мере не противоречит первоначальному тезису, что "воля есть главное, а жизненная энергия – второстепенное", так как волевое усилие, по представлению ранних конфуцианцев, исходит от целенаправленной и сознательной активности психики, а биоэнергетический потенциал воздействует на психику спонтанно... И именно тогда, когда человек научается управлять своей психикой, придавая ее деятельности целенаправленный и организованный характер, он получает возможность управлять биоэнергетическими процессами в своем организме, придавая им столь же целенаправленный и организованный характер, что, в свою очередь, позволяло ему мобилизовывать свои биоэнергетические ресурсы в нужный момент... Вместе с тем активизация "жизненной энергии" с помощью психической концентрации способствовала стимуляции и оптимизации биоэнергетических процессов в организме человека, улучшению его общего физического состояния, что положительно сказывалось и на его эмоционально-психическом состоянии (ср...
КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРА УТВЕРЖДАЛА СЕБЯ В ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ НЕ ТОЛЬКО ПРИРОДЕ, НО И ОППОЗИЦИОННОЙ ЕЙ ДАОССКОЙ ПОДКУЛЬТУРЕ, ОТСТАИВАВШЕЙ ПРИМАТ ПРИРОДНОГО, ЕСТЕСТВЕННОГО НАЧАЛА И ОТРАЖАВШЕЙ ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ, ТЕНДЕНЦИИ К ДЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И ДЕСЕМАНТИЗАЦИИ, А ПОТОМУ ТРЕТИРУЕМОЙ " ПРАВОВЕРНЫМИ" КОНФУЦИАНЦАМИ КАК НЕ-КУЛЬТУРА, АНТИКУЛЬТУРА, Т
- Конфуцианская культура утверждала себя в противопоставлении не только природе, но и оппозиционной ей даосской подкультуре, отстаивавшей примат природного, естественного начала и отражавшей вредные и опасные, с точки зрения господствующей культуры, тенденции к деструктуризации и десемантизации, а потому третируемой " правоверными" конфуцианцами как не-культура, антикультура, т... е... Культура с обратным знаком...
ВЗГЛЯД НА ДАОСИЗМ КАК НА СУГУБО РАЗРУШИТЕЛЬНУЮ СИЛУ, ПРИЗВАННУЮ ВЗЛАМЫВАТЬ ЗДАНИЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ И ВНОСИТЬ, ХАОС НЕОБУЗДАННОЙ "ЕСТЕСТВЕННОСТИ", В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ОБУСЛОВЛЕН, КАК НАМ КАЖЕТСЯ, ТЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, ЧТО ЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЗАЧАСТУЮ ВКЛАДЫВАЮТ В ПОНЯТИЯ "ЕСТЕСТВЕННОСТЬ", "ЕСТЕСТВЕННОЕ" И "КУЛЬТУРНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ СМЫСЛ, ОЧЕНЬ БЛИЗКИЙ К ТОМУ, КОТОРЫЙ ВКЛАДЫВАЛИ В ЭТИ ПОНЯТИЯ ГЛАВНЫЕ ОППОНЕНТЫ ДАОСОВ – КОНФУЦИАНЦЫ (ВОЗМОЖНО ПО ТОЙ ПРОСТОЙ ПРИЧИНЕ, ЧТО ДОМИНИРУЮЩИЙ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ "КУЛЬТУРНОГО" И "ПРИРОДНОГО" В ЦЕЛОМ ЗНАЧИТЕЛЬНО БЛИЖЕ К КОНФУЦИАНСКОЙ МОДЕЛИ, ЧЕМ К ДАОССКОЙ)
- Взгляд на даосизм как на сугубо разрушительную силу, призванную взламывать здание культуры и цивилизации и вносить, хаос необузданной "естественности", в значительной мере обусловлен, как нам кажется, тем обстоятельством, что его исследователи зачастую вкладывают в понятия "естественность", "естественное" и "культурное" поведение смысл, очень близкий к тому, который вкладывали в эти понятия главные оппоненты даосов – конфуцианцы (возможно по той простой причине, что доминирующий в европейской культуре подход к проблеме соотношения "культурного" и "природного" в целом значительно ближе к конфуцианской модели, чем к даосской)... В условиях острой полемики о путях культурного развития человека конфуцианцы по вполне понятным причинам отнюдь не стремились к объективной оценке взглядов своих идейных противников, односторонне и предвзято трактуя даосский призыв к спонтанности, непосредственности, простоте и естественности для того, чтобы обвинить даосов в эгоизме, моральной распущенности, инфантильности, безответственности и пр... (вспомним хотя бы язвительную сентенцию Мэн-цзы о том, что Ян Чжу не пожертвовал бы и одним волоском для блага Поднебесной [104, c...
ДАОСЫ УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО, ЯВЛЯЯСЬ "НАСИЛИЕМ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ", КОНФУЦИАНСКИЕ ПРАВИЛА, СОБСТВЕННО ГОВОРЯ, САМИ СОЗДАЮТ И ПОСТОЯННО ОБОСТРЯЮТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО "Я", МУЧИТЕЛЬНО ПЕРЕЖИВАЮЩЕГО СОВЕРШАЕМОЕ НАД НИМ НАСИЛИЕ, САМИ СОЗДАЮТ ПРОБЛЕМУ ЛИЧНОСТИ, ОТЧУЖДАЮЩЕЙ СЕБЯ ОТ СВОЕГО ПРИРОДНОГО НАЧАЛА И ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮЩЕЙ СЕБЯ ВСЕМУ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
- Даосы утверждали, что, являясь "насилием над человеческой личностью", конфуцианские правила, собственно говоря, сами создают и постоянно обостряют чувство собственного "Я", мучительно переживающего совершаемое над ним насилие, сами создают проблему личности, отчуждающей себя от своего природного начала и противопоставляющей себя всему окружающему миру... Осознание своей "отдельности", отчужденности и изолированности от мира вещей и явлений, противопоставленности внутреннего мира субъективных переживаний (микрокосма) объективной реальности (т... е...
ДАОСЫ КРИТИКОВАЛИ КОНФУЦИАНСКИЕ ПРАВИЛА "ЛИ", "ГУМАННОСТЬ", "СПРАВЕДЛИВОСТЬ" И ДР
- Даосы критиковали конфуцианские правила "ли", "гуманность", "справедливость" и др... еще и за то, что они носят сугубо условных "характер... Правила "ли", разумеется, существенно уменьшают меру энтропии в человеке, но нельзя забывать, что сами они (даже...
В ЭТОМ ЭПИЗОДЕ ДАОССКИЙ МАСТЕР-НАСТАВНИК, ПОДВЕРГНУВ СВОЕГО УЧЕНИКА ДОВОЛЬНО СУРОВОМУ ИСПЫТАНИЮ С ЦЕЛЬЮ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ ЕГО ПСИХИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ, НАГЛЯДНО ПОКАЗАЛ ЕМУ, ЧТО В ОДИНАКОВОМ ДЕЛЕ И ПРИ ВСЕХ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ ДАЕТ ЯВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ЧТО ЧЕЛОВЕК, НАУЧИВШИЙСЯ В СОВЕРШЕНСТВЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ, СОХРАНЯЕТ ВНУТРЕННЕЕ СПОКОЙСТВИЕ И ВЫДЕРЖКУ В ЛЮБОЙ, ДАЖЕ САМОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
- В этом эпизоде даосский мастер-наставник, подвергнув своего ученика довольно суровому испытанию с целью проверки степени его психической тренированности, наглядно показал ему, что в одинаковом деле и при всех прочих равных условиях более высокая степень психической тренированности дает явные преимущества и что человек, научившийся в совершенстве управлять своим психическим состоянием, сохраняет внутреннее спокойствие и выдержку в любой, даже самой экстремальной ситуации... В даосских трактатах можно обнаружить целый ряд других персонажей, которые характеризуются как истинные знатоки и мастера своего дела, достигшие высшего профессионального искусства в самых разных отраслях человеческой деятельности с помощью психической тренировки: художник, земледелец, ремесленник, плотник, рыболов, охотник, мясник, ловец цикад, колесничий, фехтовальщик, тренер бойцовых петухов и пр... Очень интересен, в частности, образ мясника из трактата "Чжуан-цзы", который достигал столь полного самоотождествления с объектом действия (бычья туша), что воспринимал ее как нечто неотделимое от себя и видел своим интуитивным взором все ее структурные особенности (кости, сочленения, сухожилия и т...
В ЭТОМ ЭПИЗОДЕ ДАОССКИЙ МАСТЕР-НАСТАВНИК, ПОДВЕРГНУВ СВОЕГО УЧЕНИКА ДОВОЛЬНО СУРОВОМУ ИСПЫТАНИЮ С ЦЕЛЬЮ ПРОВЕРКИ СТЕПЕНИ ЕГО ПСИХИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ, НАГЛЯДНО ПОКАЗАЛ ЕМУ, ЧТО В ОДИНАКОВОМ ДЕЛЕ И ПРИ ВСЕХ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВАННОСТИ ДАЕТ ЯВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ЧТО ЧЕЛОВЕК, НАУЧИВШИЙСЯ В СОВЕРШЕНСТВЕ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ, СОХРАНЯЕТ ВНУТРЕННЕЕ СПОКОЙСТВИЕ И ВЫДЕРЖКУ В ЛЮБОЙ, ДАЖЕ САМОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
- В этом эпизоде даосский мастер-наставник, подвергнув своего ученика довольно суровому испытанию с целью проверки степени его психической тренированности, наглядно показал ему, что в одинаковом деле и при всех прочих равных условиях более высокая степень психической тренированности дает явные преимущества и что человек, научившийся в совершенстве управлять своим психическим состоянием, сохраняет внутреннее спокойствие и выдержку в любой, даже самой экстремальной ситуации... В даосских трактатах можно обнаружить целый ряд других персонажей, которые характеризуются как истинные знатоки и мастера своего дела, достигшие высшего профессионального искусства в самых разных отраслях человеческой деятельности с помощью психической тренировки: художник, земледелец, ремесленник, плотник, рыболов, охотник, мясник, ловец цикад, колесничий, фехтовальщик, тренер бойцовых петухов и пр... Очень интересен, в частности, образ мясника из трактата "Чжуан-цзы", который достигал столь полного самоотождествления с объектом действия (бычья туша), что воспринимал ее как нечто неотделимое от себя и видел своим интуитивным взором все ее структурные особенности (кости, сочленения, сухожилия и т...
ХОТЯ САМИ ДАОСЫ УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО СОСТОЯНИЕ "ЕДИНЕНИЯ С ДАО" КАЧЕСТВЕННО НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОГО, НОРМАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ, ФАКТИЧЕСКИ ЭТО БЫЛО ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ ОТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ НОРМЫ
- Хотя сами даосы утверждали, что состояние "единения с Дао" качественно не отличается от обычного, нормального состояния сознания, фактически это было принципиально иное психическое состояние, существенно отличающееся от среднестатистической нормы... Здесь нет никакого противоречия, так как в традиционном Китае все нормативы определяло в силу своего статуса господствующей идеологии конфуцианство, достаточно преуспевшее в том, чтобы превратить свой тип идеальной личности в репрезентативный для всего социума, в образец для подражания, которому практически следовало большинство населения, в той или иной степени приспосабливая свою психику к этому образцу (или, по крайней мере, стараясь это делать)... Поэтому то, что даосы считали вполне нормальным, естественным и здоровым в психической жизни человека, зачастую действительно не совпадало с реально сложившимися и укоренившимися нормами...
БЕЗ СВОЕГО "ВЕЧНОГО ОППОНЕНТА", ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ САМОЙ СЕБЕ, КОНФУЦИАНСКАЯ КУЛЬТУРА, СКОРЕЕ ВСЕГО, ЗАКОСНЕЛА БЫ В СОБСТВЕННОМ ПЕДАНТИЗМЕ И КОНСЕРВАТИЗМЕ, СОВЕРШЕННО УТРАТИЛА БЫ ГИБКОСТЬ И РУХНУЛА ПОД НЕПОСИЛЬНЫМ БРЕМЕНЕМ "ВСЕОБЩЕГО ПОРЯДКА", К КОТОРОМУ ТАК СТРЕМИЛИСЬ КОНФУЦИАНЦЫ ИЛИ БЫЛА БЫ РАЗРУШЕНА МЕНЕЕ "КУЛЬТУРНЫМИ", НО БОЛЕЕ ДИНАМИЧНЫМИ СОСЕДЯМИ, НЕ УСПЕВ ДОЙТИ ДО СВОЕГО ЛОГИЧЕСКИ АБСУРДНОГО КОНЦА
- Без своего "вечного оппонента", предоставленная самой себе, конфуцианская культура, скорее всего, закоснела бы в собственном педантизме и консерватизме, совершенно утратила бы гибкость и рухнула под непосильным бременем "всеобщего порядка", к которому так стремились конфуцианцы или была бы разрушена менее "культурными", но более динамичными соседями, не успев дойти до своего логически абсурдного конца... Поэтому, несмотря на острую идеологическую борьбу, принимавшую нередко крайние, экстремистские формы и выливавшуюся временами в очень суровые гонения и репрессии против даосизма, в целом официальное конфуцианство вовсе не стремилось полностью подавить или уничтожить своего идейного противника, покончить с ним раз и навсегда...
С другой стороны, и даосизм в своем стремлении к спонтанности и естественности в условиях менее организованной цивилизации, менее устойчивых и последовательно воспроизводимых форм преемственности культурной традиции действительно выродился бы в бесплодный анархизм и нигилизм, не имеющий никакого позитивного смысла, которые с самого начала приписывали ему в пылу полемики экстремистски настроенные конфуцианцы...
БУДДИЙСКИЙ КАНОН, КАК ИЗВЕСТНО, ВЕСЬМА ОБШИРЕН И ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕКСТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ САМОЙ РАЗНООБРАЗНОЙ ТЕМАТИКЕ
- Буддийский канон, как известно, весьма обширен и включает в себя огромное количество текстов, посвященных самой разнообразной тематике... Но в этом многообразии источников разного характера и разной тематической направленности далеко не в одинаковой мере получила отражение сугубо психологическая проблематика... Поэтому одними из первоочередных задач данного этапа историко-психологического изучения буддизма являются введение в научный оборот и анализ текстов, в которых психологическая проблематика отражена наиболее полно и последовательно...
ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ВСЕЙ БУДДИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПУТИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ, РАЗРАБАТЫВАВШИЕСЯ В КАЖДОЙ БУДДИЙСКОЙ ШКОЛЕ, ИМЕЛИ РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЭТИХ ШКОЛ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СОСТОЯНИЯ ТАК НАЗЫВАЕМОГО "ПРОСВЕТЛЕНИЯ", ИЛИ "ПРОБУЖДЕНИЯ"
- Главной проблемой всей буддийской психологии, пути и методы решения которой, разрабатывавшиеся в каждой буддийской школе, имели решающее значение для развития психологической мысли этих школ, является проблема достижения человеком состояния так называемого "просветления", или "пробуждения"... Концепция "просветления" заняла центральное место и в "Махаяна-шраддхотпада-шастре", по сути дела подчинив себе рассмотрение других психологических вопросов, в частности концепции сознания, которая рассматривалась главным образом в свете задачи достижения этого желательного с точки зрения буддийской сотериологии состояния сознания...
В своем обосновании возможности и необходимости достижения такого состояния шастра опиралась на фундаментальное положение буддизма махаяны о том, что сознание (синь)7 так называемого "обычного" человека (фаньжэнь)8 подразделяется на два главных аспекта существования и функционирования: 1) "чистое сознание" (цзинсинь), т...
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БУДДИСТОВ, ЭТО "ГРУБЫЙ АНАЛИЗ", ОСНОВАННЫЙ НА "РАЗЛИЧЕНИИ" (ФЭНЬБЕ), А ПОТОМУ ИСКАЖАЮЩИЙ ИСТИННУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, В КОТОРОЙ СУБСТАНЦИЯ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ АТРИБУТОВ
- С точки зрения буддистов, это "грубый анализ", основанный на "различении" (фэньбе), а потому искажающий истинную реальность, в которой субстанция не отличается от атрибутов...
"Все признаки сознания, – отмечается в шастре, – омрачены неведением... Однако признаки неведения не отделяются от природы просветления, и потому его нельзя уничтожить, но в то же время оно не может быть не уничтожено...
ПРИЗНАВАЯ ВСЮ УСЛОВНОСТЬ СЛОВЕСНЫХ ОБЪЯСНЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ ТАТХАТЫ, ШАСТРА ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ДОПУСКАЕТ, ЧТО ОНИ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА УРОВНЕ "НЕПРОСВЕТЛЕННОГО" СОЗНАНИЯ, И ДАЕТ ДВА НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: 1) ТАТХАТА КАК ИСТИННАЯ ПУСТОТА (ШУНЬЯТА); 2) ТАТХАТА КАК ИСТИННАЯ НЕ-ПУСТОТА [4, С
- Признавая всю условность словесных объяснений и определений татхаты, шастра тем не менее допускает, что они необходимы для людей, находящихся на уровне "непросветленного" сознания, и дает два на первый взгляд взаимоисключающих определения: 1) татхата как истинная пустота (шуньята); 2) татхата как истинная не-пустота [4, с... 11]...
Под "истинной пустотой" как атрибутом татхаты подразумевается то, что "она изначально никогда не связана с загрязненными дхармами, свободна от признаков индивидуальных различий всех дхарм и не имеет ничего общего с ложными мыслями, рожденными омраченным сознанием" [4, с...
ШАСТРА ВЫДЕЛЯЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА "ПРОСВЕТЛЕНИЯ", ОГОВАРИВАЯ ПРИ ЭТОМ, ЧТО ТАКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ УСЛОВНО, ТАК КАК ПРИРОДА "ПРОСВЕТЛЕНИЯ" ЕДИНА И ТОЖДЕСТВЕННА АБСОЛЮТНОМУ АСПЕКТУ СОЗНАНИЯ
- Шастра выделяет три основных вида "просветления", оговаривая при этом, что такое разделение условно, так как природа "просветления" едина и тождественна абсолютному аспекту сознания... Первый вид – это "фундаментальное просветление" (бэнь-цзюэ), т... е...
««« ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА | ВТОРАЯ СТРАНИЦА »»»