ОТНОШЕНИЕ СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ "ЕДИНОГО СОЗНАНИЯ" К ПРАКТИКЕ УГАШЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО, ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ И СОЗЕРЦАНИЯ "ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ" В ПРОЦЕССЕ НЕПОДВИЖНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (КИТ.
Разделы: Астрал, Магия, Гороскоп, Гадание, Сонник, Мантры, Медитации, Астрология, Тантра, Рейки, Предсказания, Эзотерика, Мудры, Чакры, НЛО, Психология, Йога, Ванга, Кундалини, Аура, Ченнелинг, Цигун, Солнцееды, Аффирмации, Аномалия, Ясновидение, Янтра, Асана, Египет, Фэн-шуй, Телепатия, Левитация, Алхимия, Лечение, Магия
ОТНОШЕНИЕ СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ "ЕДИНОГО СОЗНАНИЯ" К ПРАКТИКЕ УГАШЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО, ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ И СОЗЕРЦАНИЯ "ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ" В ПРОЦЕССЕ НЕПОДВИЖНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (КИТ.

Отношение сторонников теории "единого сознания" к практике угашения эмпирического, обыденного сознания и созерцания "истинной природы" в процессе неподвижного сосредоточения (кит. "цзо-чань") хорошо иллюстрирует характерный эпизод обращения в учение "экаяны" чаньского наставника Мацзу, бывшего ранее приверженцем теории дхармалакшаны:

"Мацзу остановился в монастыре Цюаньфа в Наньюе, где у него была хижина для жизни в уединении и занятий медитацией. Он даже не смотрел на тех, кто заходил к нему. Однажды Хуайжан пришел, чтобы увидеться с ним, но Мацзу не обратил внимания на гостя. Увидев необычное выражение лица Мацзу, Хуайжан вспомнил предсказание шестого патриарха и попытался обратить Мацзу. Хуайжан взял кирпич у двери хижины и стал его тереть, но Мацзу снова не обратил никакого внимания. Прошло много времени, пока Мацзу не спросил: "Что вы делаете?" Хуайжан ответил: "Я шлифую кирпич, чтобы сделать зеркало". Мацзу спросил: "Как можно сделать зеркало, шлифуя кирпич?" Наставник сказал: "Если нельзя сделать зеркало, шлифуя кирпич, как можно стать буддой, сидя в медитации?" Тогда Мацзу поднялся со своего сидения и спросил наставника: "Что же тогда нужно делать?" Наставник сказал: "Если повозка, которую тянет вол, не движется, кого нужно погонять – вола или повозку?" Затем он спросил: "Ты хочешь сидеть в сосредоточении или хочешь стать сидячим буддой? Если ты хочешь сидеть в сосредоточении, то сосредоточение – это ни сидение, ни лежание. Если ты хочешь стать сидячим буддой, то будда не есть неподвижность, более того, [его противоположность], и это движение не будет ни принятием, ни отбрасыванием. Если ты сидишь, [чтобы стать] буддой, то ты просто убиваешь его. Если ты держишься за сидение, то ты никогда не реализуешь дхарму". Услышав эти слова, Мацзу достиг просветления" [13, с. 35-36].

Поскольку с точки зрения экаяны "просветленное" сознание включает в себя и "омраченный", имманентный, аспект, и "просветленный", трансцендентный, для достижения "просветления" нет необходимости, как уже говорилось, в какой-то особой практике. Более того, какая-либо практика, как опытный, имманентный процесс, отдельный от трансцендентного "просветления", становится с этой точки зрения невозможной, так как в этом случае нарушалась бы недвойственность трансцендентного и имманентного. Поэтому в традиции экаяны практика и "просветление" рассматриваются как тождественные. Разъясняя соотношение практики и "просветления", Хуэйнэн говорил:

"Благомудрые друзья! В этих вратах моего учения основой являются сосредоточенность и мудрость. Ни в коем случае нельзя ложно утверждать, что мудрость и сосредоточенность различаются. Сосредоточенность и мудрость являются одним целым и не разделяются надвое. Сосредоточенность есть субстанция мудрости, мудрость есть функция сосредоточенности. Как только появляется сосредоточенность, в ней присутствует мудрость" [5, §13].

Несмотря на значительные различия в теории и практике школ чань, опирающихся на теорию дхармалакшаны, и школ, базирующихся на учении "единого сознания", эти взгляды не рассматривались как взаимоисключающие друг друга. В Южной школе чань Хуэйнэна и в позднейших школах, основанных его учениками, путь дхармалакшаны рассматривается как неполный, хотя и пригодный и даже необходимый для людей с малыми способностями. При этом, однако, считалось, что те, кто придерживается взглядов дхармалакшаны о необходимости длительной практики, не могут достичь окончательного "просветления" и так или иначе должны будут закончить совершенствование, практикуя в соответствии с учением о "едином сознании" [5, §39].

Как видно из вышеизложенного, несмотря на разнообразие философских позиций различных школ средневекового чань-буддизма, все они базируются на общем для всех школ махаяны фундаменте: признании того, что эмпирическое индивидуальное "Я" в абсолютном смысле лишено реальности. В этом принципиальное отличие психологии чань-буддизма от современной научной психологии, и это различие в фундаментальных установках существенно ограничивает возможности теоретических и практических заимствований.

Нестёркин С.П.

Список литературы

  1. Fromm E., Zuzuki D. Т., De Martino. Zen Buddhism and Psychoanalysis. – N.Y., 1960.
  2. Beatrix P. Bibliographie du Bouddhisme Zen. – Bruxelles, 1969.
  3. The Transmission of the Mind Outside the Teaching Trans!, by Lu K'uan yu. – L., 1974.
  4. Да-чэн ци-синь лунь (Махаяна-шраддхотпада-шастра). – Сянган, 1926.
  5. Хуэйнэн. Лу-цзу тань-цзин (Сутра помоста Шестого Патриарха) // Yampolsky Ph. The Platform Sutra of the Sixth Patriarch. – N.Y., 1969.
  6. Цзунми. Юань жэнь лунь (Шастра об изначальной природе человека) // Тайсё синею Дайдзокё. – Токио. – Т. 45.
  7. Jan Gunhua. Tsung-mi, his analysis of Chan Buddhism // Toung Pao. – Leiden, 1972. – V. 58.
  8. Цзунми. Чань-юань чжу-цюань-цзи ду-сюй (Предисловие к всеобщему объяснению происхождения школ чань) // Тайсё синею Дайдзокё. – Токио, 1924-1929. – Т. 45.
  9. Awakiening of Faith / Transl. by Y. S. Hakeda. – N.Y., 1967.
  10. The Lotus of True Low / Transl. by K. Kern. Sacred books of the East. – Delhi, 1968. – V. 21.
  11. Lamotte E. L'Enseignement de Vimalakirti. – Louvain, 1962.
  12. Цзунми. Юань-цзюе-цзин да-шу (Большой комментарий к сутре о полном просветлении) // Сюй цзан цин. – Шанхай, 1923.

«ОТНОШЕНИЕ СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ "ЕДИНОГО СОЗНАНИЯ" К ПРАКТИКЕ УГАШЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО, ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ И СОЗЕРЦАНИЯ "ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ" В ПРОЦЕССЕ НЕПОДВИЖНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (КИТ»

Вернуться в раздел

Читайте далее:

Предыдущая страница:

Заголовок статьи:
ОТНОШЕНИЕ СТОРОННИКОВ ТЕОРИИ "ЕДИНОГО СОЗНАНИЯ" К ПРАКТИКЕ УГАШЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО, ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ И СОЗЕРЦАНИЯ "ИСТИННОЙ ПРИРОДЫ" В ПРОЦЕССЕ НЕПОДВИЖНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (КИТ
КАРТА САЙТА:

Астрал, Астральные символы, Астрология, Асаны, Библиотека, Сонник, Египтология, Магия, Медицина, Медитация, Музыка, Мистика, Мудры, Мантры, Поэзия, Психология, Предсказание, Рэйки, Религия, НЛО, Фэн-Шуй, Тантра, Эзотерика, Чакры, Знания, Йога, Мистерии, Наш ФОРУМ.
На главную
Ключевые слова: отношение, сторонников, теории, quot, единого, сознания, quot, практике, угашения, эмпирического, обыденного, сознания, созерцания, quot, истинной, природы, quot, процессе, неподвижного, сосредоточения.
Скачать zip - Отношение сторонников теории " единого сознания" . Скачать mp3 - Отношение сторонников теории " единого сознания" .