"АЛЛАХ, – ГОВОРИТСЯ В КОРАНЕ, – СОТВОРИЛ ВСЯКОЕ ЖИВОТНОЕ ИЗ ВОДЫ
- "Аллах, – говорится в Коране, – сотворил всякое животное из воды... Из них есть такие, что ходят на животе, и есть из них такие, что ходят на двух ногах, и есть из них такие, что ходят на четырех... Творит Аллах, что пожелает" (К...
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПО КОРАНУ
- ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПО КОРАНУ...
ФАНТАСТИКА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
В Коране отсутствует представление о человеке как "венце творения", а также о постепенности развития жизни на Земле, ее биосферы и тем более ноосферы – сферы человеческого разума...
Согласно Корану, созданию Аллахом человека предшествовал акт сотворения им ангелов и джиннов, его небесной крылатой опоры...
КРИТИКА КАЖДОЙ РЕЛИГИИ РОЖДАЕТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СРЕДИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ПРИВЕРЖЕНЦЕВ ЭТОЙ РЕЛИГИИ
- Критика каждой религии рождается прежде всего среди последователей, приверженцев этой религии... Так было в старых доисламских культах, так было в буддизме и христианстве, то же положение и в исламе... Процесс этот развивался исподволь, порой неравномерно, проявляясь на первый взгляд в весьма отдаленных и оторванных друг от друга центрах культурной жизни, однако на деле имеющих уходящие в далекую древность взаимосвязи...
ОБИЛИЕ В "СЛОВЕ АЛЛАХА" ПОДОБНЫХ НАСТРОЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБЕЩАНИЯМИ БЛИЗКИХ ПЕРЕМЕН В ЖИЗНИ АРАБОВ И НАСТУПЛЕНИЕМ "КОНЦА МИРА", СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЯ, ПРИВЕЛО ОТДЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ К ВЫВОДУ О ТОМ, ЧТО КОРАН (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ТЕХ ЕГО МЕСТ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ПО ВРЕМЕНИ СВОЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ БОЛЕЕ ПОЗДНИМИ) ЕСТЬ НОВЫЙ "АПОКАЛИПСИС", "ОТКРОВЕНИЕ О КОНЦЕ МИРА"
- Обилие в "слове Аллаха" подобных настроений, связанных с обещаниями близких перемен в жизни арабов и наступлением "конца мира", светопреставления, привело отдельных исследователей к выводу о том, что Коран (за исключением тех его мест, которые имеют законодательный характер и по времени своего происхождения являются более поздними) есть новый "Апокалипсис", "откровение о конце мира"... Этот взгляд развит французским исламоведом Полем Казанова в его книге "Mohammed et la fin du monde" (Paris, 1911) и затем нашел отражение в некоторых работах упоминавшегося выше египетского ученого и писателя Таха Хусейна... Любопытно в этом смысле и "важное примечание" А...
ХАРАКТЕРНОЙ ЧЕРТОЙ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПРИЗЫВОВ КОРАНА К ВЕРЕ В ПОСМЕРТНУЮ УЧАСТЬ, КОТОРАЯ БЫВАЕТ ДВУХ РОДОВ – ДОБРОЙ И ЗЛОЙ, ПРЕКРАСНОЙ И ОТВРАТИТЕЛЬНОЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ОНА МЫСЛИТСЯ КАК ВОЗДАЯНИЕ ЗА ЗЕМНЫЕ ДЕЛА ЛЮДЕЙ; КАКОВА ОНА БУДЕТ – ЗАВИСИТ ОТ ПОВЕДЕНИЯ, ПОСТУПКОВ, УБЕЖДЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА
- Характерной чертой многочисленных призывов Корана к вере в посмертную участь, которая бывает двух родов – доброй и злой, прекрасной и отвратительной, является то, что она мыслится как воздаяние за земные дела людей; какова она будет – зависит от поведения, поступков, убеждений, действий человека... В доисламских культах арабов подобной веры в сколько-нибудь разработанном виде не было... Из чужеземных религий это находим в той или иной мере в христианстве и иудаизме и более четко – в зороастризме, которому близки и некоторые картины потусторонней "жизни", нарисованные в Коране...
ИТАК, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ КНИГИ, ЯКОБЫ ПЕРЕДАЮЩЕЙ НЕСОТВОРЕННОЕ "СЛОВО АЛЛАХА", БЫЛО ТРУДНО СОВМЕСТИТЬ С ИЗЛОЖЕНИЕМ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Итак, специфические задачи создания книги, якобы передающей несотворенное "слово Аллаха", было трудно совместить с изложением истории человечества... И это, естественно, привело к весьма облегченному, хотя в целом вполне продуманному подбору материала...
Речь в Коране идет прежде всего об арабах и Аравийском полуострове, а также о том, чем они обязаны Аллаху, его посланникам и пророкам...
В КОРАН, КНИГУ НЕБЕСНУЮ, "НЕСОТВОРЕННУЮ", ЕСТЕСТВЕННО, СТОЛЬ "ЗЕМНЫЕ" ПРИЗНАНИЯ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ВКЛЮЧАЛИСЬ
- В Коран, книгу небесную, "несотворенную", естественно, столь "земные" признания, как правило, не включались... Поэтому хотя в нем есть заявления о том, что Аллах "дает на службу вам корабли, чтобы они, по его велению, плавали в море; дает на службу вам реки" (14:37), но нигде нет речи о развитии человеческих знаний, трудовой сноровки... И даже сказанное об Аллахе в 97-м аяте 6-й суры: "Он поставил звезды для вас для того, чтобы по ним вы во время темноты на суше и на море узнавали прямой путь", – есть констатация данных, которыми руководствовался в своей повседневной практике не только моряк, ведший корабль ночью, в темноте, но и любой каравановожатый или пастух, перегонявший стадо...
В КОРАНЕ НЕТ НИКАКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАТ, НЕТ И НАЗВАНИЙ СТРАН И ГОСУДАРСТВ, КУДА "СЛЕДОВАЛ" ЗУ-ЛЬ-КАРНАЙН
- В Коране нет никаких исторических дат, нет и названий стран и государств, куда "следовал" Зу-ль-Карнайн... Здесь все в дымке мифологии... Сказано лишь: "А когда дошел он до восхода солнца, то нашел, что оно восходит над людьми, для которых мы (бог...
ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ НЕ БЫЛ В КИТАЕ
- Исторический Александр Македонский не был в Китае... Однако он был в Средней Азии и Северо-Западной Индии... И здесь, как и в других странах, он не столько строил и украшал города, сколько разрушал их, превращая в руины и истребляя население...
БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРИОД ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА, ПО-ВИДИМОМУ, СТАЛИ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬСЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВО ЧЕГО И НАХОДИМ В КОРАНЕ
- Брачные отношения в период возникновения ислама, по-видимому, стали строго регламентироваться, свидетельство чего и находим в Коране... Так, в Коране читаем: "Разрешается вам (уверовавшим, мусульманам... – Л...
В ИСЛАМЕ, КАК МЫ ОТМЕТИЛИ, ДАЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ РЯДА НАПРАВЛЕНИЙ, СЕКТ И ТОЛКОВ НЕТ И НЕ БЫЛО ЕДИНОЙ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТИПА ВАТИКАНА, ТАКЖЕ СВОЕГО РОДА ДУХОВНЫХ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ, НА КОТОРЫХ БЫ РАЗРАБАТЫВАЛСЯ И УТВЕРЖДАЛСЯ ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ КАНОН, СИСТЕМА ВЕРОУЧЕНИЯ И КУЛЬТА, ВКЛЮЧАЯ ОЦЕНКУ И ОТНОШЕНИЕ К ЕГО "КНИГЕ КНИГ" – КОРАНУ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЮ, ИСТОЛКОВАНИЯМ, МИФОЛОГИИ, ЗАКОНОУСТАНОВЛЕНИЯМ
- В исламе, как мы отметили, даже при наличии ряда направлений, сект и толков нет и не было единой теологической школы и церковной организации типа Ватикана, также своего рода духовных вселенских соборов, на которых бы разрабатывался и утверждался ортодоксальный канон, система вероучения и культа, включая оценку и отношение к его "книге книг" – Корану, его происхождению, истолкованиям, мифологии, законоустановлениям... Поскольку во главе Арабского халифата в Медине и затем в Дамаске (Омейяды) и Багдаде (Аббасиды) стояли династии халифов, возвеличивавших себя не только как "заместителей посланника Аллаха", но затем и "тень бога на земле его", то их решения по вероисповедным вопросам считались истиной в последней инстанции... Примером может служить религиозно-философское течение мутазилитов, которое, будучи принято Аббасидским халифом Мамуном (813-833 гг...
ХОТЯ КОРАН СОСТАВЛЕН И КАНОНИЗИРОВАН КАК ГЛАВНАЯ СВЯЩЕННАЯ КНИГА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА – ГОСУДАРСТВА РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ТИПА, ОН ОТРАЗИЛ ВАЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ИСТОЛКОВАНИЕ КОТОРЫХ И ДО НАШИХ ДНЕЙ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНО ДЛЯ МНОГИХ МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ
- Хотя Коран составлен и канонизирован как главная священная книга Арабского халифата – государства раннефеодального типа, он отразил важные социальные проблемы, истолкование которых и до наших дней не безразлично для многих миллионов людей... Коран, как правило, отражает время, в которое он был составлен, принимает жизнь в том виде, как она сложилась, и исходя из нее определяет понятие благочестия в качестве высшей задачи верующего... Так, в Коране читаем об Аллахе: "Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли мы тебе (по-видимому, "печати пророков"...
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВЫЯВИЛА ТАКЖЕ АНТИГУМАННУЮ СУЩНОСТЬ ПРОПОВЕДИ НЕТЕРПИМОСТИ К ЛЮДЯМ ДРУГОЙ ВЕРЫ, ПОЯВЛЕНИЕ КОТОРОЙ В КОРАНЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ КАК ВЛИЯНИЕМ РЕЛИГИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА С ХАРАКТЕРНЫМ ДЛЯ НИХ ОТДЕЛЕНИЕМ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОВАНИЙ ДРУГ ОТ ДРУГА, ТАК И УСЛОВИЯМИ ОСТРОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ ПЕРИОДА РАННЕГО ИСЛАМА, ОТРАЖЕННЫМИ В ЭТОЙ КНИГЕ
- История человечества выявила также антигуманную сущность проповеди нетерпимости к людям другой веры, появление которой в Коране объясняется как влиянием религий Древнего Востока с характерным для них отделением людей различных верований друг от друга, так и условиями острой политической борьбы периода раннего ислама, отраженными в этой книге... По той же причине в Коране имеются, как мы уже отмечали, и места, содержащие положения другого рода ("в религии нет принуждения" и т... п...
КАРТИНА, НАРИСОВАННАЯ НАРШАХИ, ПОВТОРЯЛАСЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ, ЧАСТИЧНО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И В ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ, КОГДА ОЖИВИЛАСЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДДИСТСКИХ МИССИОНЕРОВ И СЛУЖИТЕЛЕЙ СТАРЫХ ШАМАНСКИХ РОДОВЫХ И ПЛЕМЕННЫХ КУЛЬТОВ
- Картина, нарисованная Наршахи, повторялась в Средней Азии, частично на Ближнем Востоке и в период монгольского нашествия, когда оживилась деятельность буддистских миссионеров и служителей старых шаманских родовых и племенных культов... В то время ислам был принят монгольскими феодалами, военной и административной верхушкой ряда племен, причем вместе с обращением в мусульманство по приказам ханов разрушались храмы других религий... Многочисленные примеры этому содержатся в документах того времени, отраженных в знаменитом "Сборнике летописей" ("Джами ат-таварих") Рашидаддина (1247-1318)...
ВОПРОС О ПЕРЕВОДАХ КОРАНА ПРИОБРЕЛ ОСОБУЮ ОСТРОТУ В РОССИИ В 1911-1912 ГОДАХ В СВЯЗИ С ВАЖНЕЙШИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ СОБЫТИЯМИ, ПЕРЕЖИВАЕМЫМИ СТРАНОЙ
- Вопрос о переводах Корана приобрел особую остроту в России в 1911-1912 годах в связи с важнейшими политическими событиями, переживаемыми страной... Начавшийся после периода реакции 1908-1910 годов новый революционный подъем напугал помещиков и буржуазию всех национальностей... Пытаясь остановить нараставшее революционное движение, они искали действенные идеологические средства воздействия на массы...
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОБВЕТШАВШИХ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕНИЙ И ДОГМАТОВ КОРАНА К ТРЕБОВАНИЯМ БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА ПРЕСЛЕДУЮТ В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ И ВСЕ ТЕ НОВЫЕ ТОЛКОВАНИЯ ЭТОЙ КНИГИ, КОТОРЫЕ ВО МНОЖЕСТВЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ДО СИХ ПОР ЗА РУБЕЖОМ
- Приспособление обветшавших религиозных учений и догматов Корана к требованиям буржуазного общества преследуют в конечном счете и все те новые толкования этой книги, которые во множестве появляются до сих пор за рубежом... Они, между прочим, касаются и вопросов понимания красочно описанных в Коране прелестей рая и ужасов ада... Рай и ад Корана, согласно таким истолкованиям, – иносказания, передающие переживания "души"...
СОВЕРШЕННО НЕОЖИДАННО ВОПРОС О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ ЗАВОЕВАЛ НА ЗАПАДЕ ШИРОКУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ
- Совершенно неожиданно вопрос о загробной жизни завоевал на Западе широкую популярность... В частности, за последние два года появился ряд книг, целью которых является описание "посмертного" опыта... Они написаны либо известными учеными и врачами, либо получили их полное одобрение...
««« ПЕРВАЯ СТРАНИЦА | ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА »»»