КОРАН И РАННИЙ ИСЛАМ
"КНИГА КНИГ" ИСЛАМА
ВО МНОГИХ РЕЛИГИЯХ МИРА ИМЕЮТСЯ КНИГИ, КОТОРЫЕ ПОЧИТАЮТСЯ ВЕРУЮЩИМИ КАК СВЯЩЕННЫЕ
- КОРАН И РАННИЙ ИСЛАМ
"КНИГА КНИГ" ИСЛАМА
Во многих религиях мира имеются книги, которые почитаются верующими как священные... Таковы Веды у индусов, Авеста у зороастрийцев, Библия (Ветхий завет) у иудеев, Библия, включающая помимо Ветхого завета Новый завет, у христиан... Обычно в них содержатся сказания о боге и о богах, их вестниках, посланниках и пророках, рассказы о загробном царстве, ангелах и чертях, рае и аде, о том, как и кем сотворены мир, земля, человек, животные и растения, установлены обряды и обычаи, определены поступки верующих, порой даже перечисляется, какие из них похвальные, достойные награды – земной и загробной и какие осуждаемые, преследуемые людскими и небесными законами...
ИСТОКИ ИСЛАМА И ПРОРОКИ В АРАВИИ
ВОЗНИК ИСЛАМ В АЗИИ НА АРАВИЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ, В ЕГО ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ – ОБЛАСТИ ХИДЖАЗ, В НАЧАЛЕ VII ВЕКА
- ИСТОКИ ИСЛАМА И ПРОРОКИ В АРАВИИ
Возник ислам в Азии на Аравийском полуострове, в его западной части – области Хиджаз, в начале VII века... Здесь в то время в древних городах Мекка и Йасриб (с эпохи ислама Медина, что значит по-арабски "город", мадина) жили арабы и сравнительно небольшие группы других народов, исповедовавших древнеаравийские политеистические культы и частично христианство, иудаизм и зороастризм...
В Хиджазе и в смежных с ним областях Аравии происходило разложение патриархально-родового строя и формирование классового общества...
В КУЛЬТЕ МЕККАНСКОЙ КААБЫ (КАК, ВПРОЧЕМ, И В КУЛЬТАХ ДРУГИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕНТРОВ АРАВИИ КОНЦА VI И ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ VII ВЕКА) НА ПЕРВОЕ МЕСТО ВЫДВИНУЛСЯ БОГ АЛЛАХ, ИМЯ КОТОРОГО ОБРАЗОВАНО ОТ АРАБСКОГО СЛОВА "ИЛАХ" БОЖЕСТВО И ОПРЕДЕЛЕННОГО ЧЛЕНА "АЛЬ" (АЛЬИЛАХ) ИЛИ ОТ АРАМЕЙСКОГО "АЛАХА"
- В культе мекканской Каабы (как, впрочем, и в культах других религиозных центров Аравии конца VI и первых десятилетий VII века) на первое место выдвинулся бог Аллах, имя которого образовано от арабского слова "илах" божество и определенного члена "аль" (альилах) или от арамейского "алаха"... Это был древний бог племени курейшитов, занявший господствующее положение среди богов зависевших от них арабских родов и племен... По мнению академика В...
ПЕРИОД ПРОРОЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В АРАВИИ, КАК СЛЕДУЕТ ИЗ КОРАНА И ПОЗДНЕЙШИХ АРАБСКИХ ПРЕДАНИЙ – СУННЫ, ЯВЛЯЛСЯ ВРЕМЕНЕМ ОСТРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ БОРЬБЫ
- Период пророческих выступлений в Аравии, как следует из Корана и позднейших арабских преданий – Сунны, являлся временем острой социальной борьбы... Ее осложняли углубившиеся социальные противоречия, когда наряду с родо-племенной знатью, ростовщиками и богатым жречеством появились саълуки – люди, лишенные средств производства, бедняки, обремененные долгами... А в домашнем хозяйстве, скотоводстве, на оросительных работах и как воины, охранявшие торговые караваны, использовались рабы, ввозившиеся из Африки...
МЕДИНА
- МЕДИНА... ГОНИМЫЕ И ГОНИТЕЛИ
Проповедь Мухаммеда, как и движение ханифов, не получила поддержки в Мекке, пока там властвовали родо-племенная знать и тесно с нею связанное жречество доисламской Каабы... Сторонники пророка подвергались травле и унижениям, из-за которых некоторые из них, согласно мусульманской традиции, были вынуждены искать убежища за пределами Хиджаза, даже в Аксумском государстве, в Северной Эфиопии...
ПО ПРЕДАНИЯМ И СОГЛАСНО "КНИГЕ ЖИТИЯ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА" ИБН ИСХАКА – ИБН ХИШАМА, МУХАДЖИРЫ НАЧАЛИ НАПАДАТЬ НА ТОРГОВЫЕ КАРАВАНЫ МЕККАНЦЕВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ОТПРАВЛЯВШИЕСЯ В ЗАПРЕТНЫЕ (ХАРАМ) МЕСЯЦЫ, СЧИТАВШИЕСЯ У АРАБОВ НАИБОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫМИ
- По преданиям и согласно "Книге жития посланника Аллаха" Ибн Исхака – Ибн Хишама, мухаджиры начали нападать на торговые караваны мекканцев, в том числе на отправлявшиеся в запретные (харам) месяцы, считавшиеся у арабов наиболее безопасными... Это вызывало среди арабов нарекания, сомнения и ропот... Но мухаджирам надо было во что бы то ни стало добиться успеха, и поэтому они шли на риск...
СОБИРАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ КОРАНА
ИЗ УЧЕНИЙ И ВЗГЛЯДОВ, ВОЗНИКШИХ В ПЕРИОД ПРОРОЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ, ИМЕВШИХ МЕСТО В АРАВИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ VII ВЕКА, ДО НАС В НАИБОЛЬШЕЙ МЕРЕ ДОШЛИ ЛИШЬ ТЕ, ЧТО ПРОПОВЕДОВАЛИСЬ ХАНИФАМИ-МУСУЛЬМАНАМИ В МЕККЕ И МЕДИНЕ
- СОБИРАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ КОРАНА
Из учений и взглядов, возникших в период пророческих движений, имевших место в Аравии в первой половине VII века, до нас в наибольшей мере дошли лишь те, что проповедовались ханифами-мусульманами в Мекке и Медине... Они получили отражение в Коране, книге, составление которой стало возможным и даже, не будет преувеличением сказать, государственно и общественно важным после образования в Медине Арабского халифата (632) и начатых им широких завоевательных войн...
Уже при первых халифах арабы во время завоеваний столкнулись не только с военными силами своих противников, но и с развитыми культурами Ирана, Византии и других стран, которые имели сложившиеся феодальные формы государственного управления и правовые нормы, регулировавшие их общественную жизнь...
У ХАРИДЖИТОВ, ОТРЯДЫ КОТОРЫХ ПРИ НАХРАВАНЕ, В ЗАПАДНОМ ИРАНЕ, БЕЗЖАЛОСТНО ГРОМИЛ ХАЛИФ АЛИ, БЫЛ СВОЙ ВЗГЛЯД НА КОРАН
- У хариджитов, отряды которых при Нахраване, в Западном Иране, безжалостно громил халиф Али, был свой взгляд на Коран... Отстаивая равенство мусульман, хариджиты считали, что и верховный пост халифа вправе занять каждый мусульманин, хотя бы он был не курейшитом и не арабом, а негром или рабом-эфиопом... Естественно, что и в их среде едва ли мог найтись правоверный, который поддержал бы такой аят из суры "Румы": "Есть ли у вас из тех, кем овладели ваши десницы (то есть из принадлежащих вам рабов, невольников...
УНИЧТОЖЕНИЕ РАЗНОРЕЧИВЫХ СПИСКОВ КОРАНА, А ТАКЖЕ ЗАПИСЕЙ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ОНИ СОСТАВЛЕНЫ, ПРОИЗВЕДЕННОЕ ПО УКАЗАНИЮ ХАЛИФОВ, – НАИБОЛЕЕ СЕРЬЕЗНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ПРИ ВЫЯСНЕНИИ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕКСТА И РЕДАКЦИЙ ЭТОЙ КНИГИ
- Уничтожение разноречивых списков Корана, а также записей, на основании которых они составлены, произведенное по указанию халифов, – наиболее серьезное препятствие при выяснении истории возникновения текста и редакций этой книги... В сохранившихся и распространяемых сейчас списках Корана есть лишь некоторые отличия, сводящиеся в основном к разному делению на стихи и другие разделы (например, джузы или сипары, всего 30), введенные для удобства чтецов... Общее число аятов в старейших списках Корана колеблется в пределах от 6204 (в басрийском списке) до 6236 (в куфийском, индийском и некоторых других списках); в общепринятых списках, размножаемых теперь типографски, обычно 6226 или 6238 аятов...
АЛЛАХ – БОГ КОРАНА
УЖЕ НАЧАЛО ПЕРВОГО ИЗ ПЯТИ "СТОЛПОВ" (АРКАН) ВЕРЫ В ИСЛАМЕ – ДОГМАТ О ЕДИНСТВЕ (АТ-ТАУХИД) БОГА, АЛЛАХА – В ИЗВЕСТНОЙ МЕРЕ ВЫРАЖЕНО В 1-Й СУРЕ "АЛЬ-ФАТИХЕ" "ОТКРЫВАЮЩЕЙ" КОРАН, ОТНОСИМОЙ К МЕККАНСКИМ
- АЛЛАХ – БОГ КОРАНА
Уже начало первого из пяти "столпов" (аркан) веры в исламе – догмат о единстве (ат-таухид) бога, Аллаха – в известной мере выражено в 1-й суре "аль-Фатихе" "Открывающей" Коран, относимой к мекканским... В семи аятах этой суры читаем: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала – Аллаху, господу миров милостивому, милосердному, царю (или властелину, владыке... – Л...
АЛЛАХ – БОГ КОРАНА
УЖЕ НАЧАЛО ПЕРВОГО ИЗ ПЯТИ "СТОЛПОВ" (АРКАН) ВЕРЫ В ИСЛАМЕ – ДОГМАТ О ЕДИНСТВЕ (АТ-ТАУХИД) БОГА, АЛЛАХА – В ИЗВЕСТНОЙ МЕРЕ ВЫРАЖЕНО В 1-Й СУРЕ "АЛЬ-ФАТИХЕ" "ОТКРЫВАЮЩЕЙ" КОРАН, ОТНОСИМОЙ К МЕККАНСКИМ
- АЛЛАХ – БОГ КОРАНА
Уже начало первого из пяти "столпов" (аркан) веры в исламе – догмат о единстве (ат-таухид) бога, Аллаха – в известной мере выражено в 1-й суре "аль-Фатихе" "Открывающей" Коран, относимой к мекканским... В семи аятах этой суры читаем: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала – Аллаху, господу миров милостивому, милосердному, царю (или властелину, владыке... – Л...
О ТОМ, ЧТО У АЛЛАХА НЕТ СЕМЬИ, ГОВОРЯТ В КОРАНЕ НЕ ТОЛЬКО ЛЮДИ, НО И ДЖИННЫ – ДУХИ, ДЕМОНЫ, СОЗДАННЫЕ АЛЛАХОМ; СОГЛАСНО МУСУЛЬМАНСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ, РАНЬШЕ ЛЮДЕЙ ИЗ "ЗНОЙНОГО" ИЛИ "ЧИСТОГО", БЕЗДЫМНОГО ОГНЯ (15:27; 55:31)
- О том, что у Аллаха нет семьи, говорят в Коране не только люди, но и джинны – духи, демоны, созданные Аллахом; согласно мусульманским представлениям, раньше людей из "знойного" или "чистого", бездымного огня (15:27; 55:31)... В суре 72 – "Джинны" по этому поводу читаем: "Скажи: "Открыто мне, что слушал сонм джиннов, и сказали они: "Поистине, слышали мы Коран дивный! Он ведет к прямому пути... И уверовали мы в него, и никогда не придадим мы нашему господу никого...
СКОЛЬ БЫ НИ БЫЛ ДОСТОИН ИЛИ НЕДОСТОИН ДОВЕРИЯ ЭТОТ ХАДИС, ВОЗВЕДЕННЫЙ К ПРОРОКУ МУХАММЕДУ И ОМАРУ ИБН АЛЬ-ХАТТАБУ, ОН МОГ БЫТЬ РАССЧИТАН ТОЛЬКО НА ТЕХ, КТО СЛЕПО ВЕРИЛ В ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕСЬМА ОБЛЕГЧЕННОГО ПОЛУЧЕНИЯ РАЙСКИХ БЛАГ
- Сколь бы ни был достоин или недостоин доверия этот хадис, возведенный к пророку Мухаммеду и Омару ибн аль-Хаттабу, он мог быть рассчитан только на тех, кто слепо верил в возможность весьма облегченного получения райских благ... Таких людей, даже судя по Корану, в то время едва ли было чрезмерно много... К тому же факты убеждают, что вера в рай и ад у большинства арабов еще только выделялась из довольно смутных представлений о посмертных блужданиях души человеческой...
О ЗРЕНИИ И СЛУХЕ АЛЛАХА КОРАН НАПОМИНАЕТ И В ЧИСТО КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕВНОСТНОГО СОБЛЮДЕНИЯ МОЛИТВ – САЛАТА, НАМАЗА
- О зрении и слухе Аллаха Коран напоминает и в чисто конфессиональных целях, с точки зрения ревностного соблюдения молитв – салата, намаза... Так, читаем: "И полагайся на славного, милосердного, который видит тебя, когда ты встаешь (на молитву... – Л...
КОРАН НЕ РАЗ УПОМИНАЕТ О РУКЕ ИЛИ РУКАХ АЛЛАХА
- Коран не раз упоминает о руке или руках Аллаха... Так, уже в суре 2 можно прочитать, что в его "руке – благо" и "милость" или "щедрость"... В суре 48, где говорится о тех, кто присягает в верности мусульманской общине, их клятва изображается с помощью образа: "Рука Аллаха – над их руками" (К...
КОРАН О ВСЕЛЕННОЙ, ЗЕМЛЕ, ФЛОРЕ И ФАУНЕ
АНАЛИЗИРУЯ ТО ИЛИ ИНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, КНИГУ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В НЕЙ ФАКТЫ И МЫСЛИ, НЕОБХОДИМО ИСХОДИТЬ ИЗ ТОГО, КОГДА, ГДЕ И КЕМ ЭТА РАБОТА НАПИСАНА, В КАКИХ КОНКРЕТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ОНА ПОЯВИЛАСЬ
- КОРАН О ВСЕЛЕННОЙ, ЗЕМЛЕ, ФЛОРЕ И ФАУНЕ
Анализируя то или иное произведение, книгу, содержащиеся в ней факты и мысли, необходимо исходить из того, когда, где и кем эта работа написана, в каких конкретных исторических условиях она появилась... Только учитывая все это, можно надлежащим образом разобраться в существе рассматриваемого произведения, правильно понять и оценить его как в целом, так и в деталях... Подобный же подход необходим и к Корану, вопреки мусульманской догме о том, что Коран существует предвечно, есть произведение, совечное Аллаху, не имеющее времени своего создания...
АБУ АЛИ ИБН СИНА (АВИЦЕННА) СЧИТАЛ, ЧТО В МИРЕ ЦАРИТ ЕСТЕСТВЕННАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, НЕ НУЖДАЮЩАЯСЯ В УЧАСТИИ "БОЖЕСТВЕННОГО ПРОВИДЕНИЯ"
- Абу Али ибн Сина (Авиценна) считал, что в мире царит естественная закономерность, не нуждающаяся в участии "божественного провидения"... Мир, по Ибн Сине, материален, вечен и существует в силу непреложной необходимости... Исследуя вопросы происхождения гор и окаменелостей, Ибн Сина, приняв во внимание то, что было высказано по этому поводу рядом ученых древности, в своем энциклопедическом труде "Книга исцеления" ("Китаб аш-шифа") приходит к выводу, что горы произошли естественным путем...
КРУПНЫЕ УЧЕНЫЕ ВОСТОКА И В ДАЛЕКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ ПЕРЕД ВЫЯСНЕНИЕМ СУЩЕСТВА ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ
- Крупные ученые Востока и в далекое средневековье не останавливались перед выяснением существа трудных вопросов... Так, в Коране сказано, что горы поставлены Аллахом, дабы Земля с людьми "не колебалась" (16:15)... Абу Али ибн Сина (Авиценна) родился в селении Афшана, близ Бухары, с детства он бывал среди гор, и его наблюдения, опыт, научное мировоззрение помогли ему в первой половине XI века высказать об их происхождении мысли, которые подтверждены последующими изысканиями...
««« ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА | ВТОРАЯ СТРАНИЦА »»»