97. АСАНА. Медитация
Медитации в позе лотоса - в падмасанеНижеследующий материал о позе, называемой «Падмасана», что переводится как «Поза Лотоса». Эта поза кому-то может показаться мучительной, а кому-то легкой. Все зависит от индивидуальных загрязнений... далее »
98. АСАНА. Йога, фэн-шуй, музыка для медитации, эзотерика, фазы луны.
99. АСАНА. Мистика, йога, магия, астрал, астрология, гороскопы...
100. АСАНА. Стойка на голове - падма ширшасана с лотосом
Стойка на голове - падма ширшасана с лотосом далее »
Стойка на голове - падма ширшасана с лотосом далее »
Стойка на голове - падма ширшасана с лотосом далее »
Так развивается внутренняя мускулатура. Замок ног в падма-ширшасане дает еще больший отдых сердцу и улучшает кровоснабжение туловища и мозга, тонизируя всю нервную систему. Эта поза очень полезна детям. По мере взросления у них под воздействием этого упражнения лучше развивается мозг - ширшасана гармонизирует этот процесс. далее »
101. АСАНА. Халасана, поза плуга
Халасана, поза плуга далее »
Халасана, поза плуга далее »
Халасана, поза плуга далее »
Эта асана называется поза плуга, так как напоминает индийский плуг. "Хала" - по-санскритски - плуг. далее »
102. АСАНА. Савасана. Мертвая поза
Савасана. Мертвая поза далее »
Савасана. Мертвая поза далее »
Савасана. Мертвая поза далее »
"Сава" по-санскритски значит "труп". Названа эта асана мертвой позой и служит для отдыха и расслабления после других упражнений. далее »
103. АСАНА. Падмасана. Поза лотоса
Падмасана. Поза лотоса далее »
Падмасана. Поза лотоса далее »
Падмасана. Поза лотоса далее »
Поговорим о позе, называемой «Падмасана», что переводится как «Поза Лотоса». Эта поза кому-то может показаться мучительной, а кому-то легкой. Все зависит от индивидуальных загрязнений. Однако, многочасовая падмасана тяжела, вероятно, для всех, кто не ставил себе целью длительное в ней пребывание. далее »
104. АСАНА. Поза треугольника - Триконасана
Поза треугольника - Триконасана далее »
Поза треугольника - Триконасана далее »
Поза треугольника - Триконасана далее »
105. АСАНА. Классификация асан и их эффекты
По воздействию на наш организм, по технике выполнения и даже по внешнему виду между некоторыми асанами существуют родственные связи. Поэтому все асаны можно разделить на несколько групп. Вот эти группы: далее »
106. АСАНА. Асана Наули. Асана от ночных поллюций
Эта асана противоположна удияна-бандха. Она может быть также вызвана центральной изоляцией поперечного мускула живота. Есть четыре варианта: наули мадияма - центральная изоляция поперечного мускула на левой стороне; ваман-крийя - скручивание мускула живота. Наули - одно из наиболее трудных упражнений, так как в этом движении поперечные мышцы живота и другие мускулы выпячиваются вперед, одновременно сокращаясь так, что образуются как бы гребни на передней стенке живота. В этом упражнении эти мышцы должны быть послушны нашей воле. далее »
107. АСАНА. Пашимотасана
Пашимотасана далее »
Пашимотасана далее »
Пашимотасана далее »
Пашимотасана распространяет и укрепляет эти нервы. Одновременно предотвращаются функциональные расстройства желудка, печени, селезенки, почек и кишечника. Неоценима, как лекарство от запора и катара кишок. Излечивается потеря аппетита и пониженная деятельность печени и почек. В соответствии с опытом врачей в научно-исследовательском институте йогов в индии, прекращается развитие геморроя и диабета, и во многих случаях эти болезни излечиваются. При многократном повторении эффективно снижает жировые отложения на животе. Усилие, которое прикладывается продольными мышцами, развивает пропорциональные, стройные бедра. Усиленно снабжаются кровью половые органы, прямая кишка, матка, мочевой пузырь и соответствующие им нервы; улучшаются условия их деятельности. далее »
108. АСАНА. Бхайджангасана. Поза кобры
Бхайджангасана. Поза кобры далее »
Бхайджангасана. Поза кобры далее »
Бхайджангасана. Поза кобры далее »
Бхайджанга - значит "кобра". Эта асана называется так, потому что придает телу сходство с коброй, когда последняя поднимает голову. далее »
109. АСАНА. Сиддхасана - совершенная поза Йоги
Сиддхасана - совершенная поза Йоги далее »
Сиддхасана - совершенная поза Йоги далее »
Сиддхасана - совершенная поза Йоги далее »
Сиддхасана — одна из важнейших асан (лучшая из 8 400 000 асан); она очищает 72 000 нади в теле человека. Тот, кто овладел Сиддхасаной, тот покорил Я. Это наиболее важная асана для контроля над дыханием, дисциплины ощущений, концентрации, медитации и самореализации. далее »
110. АСАНА. Уттанасана. Поза интенсивного растяжения позвоночника
Уттанасана. Поза интенсивного растяжения позвоночника далее »
Уттанасана. Поза интенсивного растяжения позвоночника далее »
Уттанасана. Поза интенсивного растяжения позвоночника далее »
Уттанасана является тем техническим элементом без освоения которого приступать к практике более вычурных и зрительно более эффектных не имеет смысла. Это так сказать базовая техника. далее »
111. АСАНА. Асаны
Уттанасана. Поза интенсивного растяжения позвоночникаУттанасна - растягивание тела в наклоне в перед. Делаем вдох и поднимаем руки вверх, максимально их вытягивая и расправляя печевые суставы... далее »
Поза треугольника - ТриконасанаПребывайте до потери комфортного состояния, со вдохом поднимитесь вверх, с выдохом разверните стопы и наклонитесь в противоположную сторону... далее »
Халасана, поза плугаЭта асана называется поза плуга, так как напоминает индийский плуг. Хала - по-санскритски - плуг... далее »
Падмасана. Поза лотосаПоговорим о позе, называемой «Падмасана», что переводится как «Поза Лотоса». Эта поза кому-то может показаться мучительной, а кому-то легкой... далее »
112. АСАНА. Эзотерика, йога, магия, астрал, астрология, фэн-шуй...
Уттанасана. Поза интенсивного растяжения позвоночника далее »
Поза треугольника - Триконасана далее »
Халасана, поза плуга далее »
Эта асана называется поза плуга, так как напоминает индийский плуг. Хала - по-санскритски - плуг... далее »
113. АСАНА. Эзотерическая Библиотека
114. АСАНА. Эзотерическая Библиотека
115. АСАНА. Предсказания
116. АСАНА.
- сочетайте мудры с асанами для получения максимального эффекта. далее »
Прежде чем пользоваться этим жестом, потренируйтесь предварительно дома. Сначала необходимо принять позу, о которой мы уже говорили ранее, - она называется ваджрасана. Так вот, чтобы унана-мудра "заработала", необходимо в течение пяти минут находиться в ваджрасане, держа ладони в положении унана-мудры. Закройте глаза и расслабьтесь, дышите животом. далее »
Сегодня пришло время, когда к нашим асанам и пранаямам надо добавлять мудры. Жизнь заставляет предохранять себя от воздействий, свалившихся на нас искусственно и естественно. далее »
Для занятий йогой не требуется специального оборудования. Нужно лишь чистое, проветренное помещение. Полностью вымывшись (также следует высморкаться, прочистить ноздри) и расстелив на полу мягкую ткань, вы можете приступать к асанам. далее »
117. АСАНА.
Цель хатха-йоги - сделать наше тело сознательным, оживить его! Но это не все. Конечная цель - сделать сознательным наш ум, наше сознание. Выполнение асан вместе с пранайямой ставит все наше тело под наш контроль. Одновременно, однако, мы должны помнить и о дисциплине ума, среди окружения будем пассивными и отрешенными, концентрируя свое внимание на собственном "я" и простирая опытным путем высшее пробуждение. Человек должен все время держать ум под контролем и не позволять мыслям скользить бесцельно. Мы должны жить в постоянном мире и равновесии. Если мы позволим мыслям завоевать себя, у нас не будет крепкой почвы под ногами и мы будем беззащитными перед лицом несчастья. Секрет зависит от степени овладения нашим умом и телом. Упражнения хатха-йоги учат нас абсолютному контролю над телом и энергией тела. Среди упражнений, приведенных в списке после 9 упражнений всегда стоит савасана. Девятое упражнение - медитация, направлено на то, чтобы помочь дисциплинировать мысли. Когда мы пробуждаемся, вместилищем сознания является мозг. При медитации необходимо заставить сознательно на несколько минут оставить мозг совершенно пустым. Наш умственный цех обычно отдыхает только во время сна, когда природа освобождает этот чрезвычайно важный орган от решения обычных задач. Сидя в падмасане, выключаем мысли, концентрируем внимание на сердце и регулируем дыхание до тех пор, пока оно не станет медленным и равномерным. Держим позвоночник прямым и чувствуем подлинный мир. В фокусе нашего внимания находится сердце, уходят наши тревоги, мы излучаем подлинное спокойствие и мир... Пусть нас не беспокоят никакие другие мысли. Мы должны практиковать это упражнение ежедневно от 5 до 10 минут! Оно особенно необходимо и полезно людям запада с их исключительно активным образом жизни. С миром в сердце ложимся на спину и заканчиваем упражнения савасаной. Те, кто делает упражнения хатха-йоги, должны приспособить эти упражнения к целям, которые они хотят достичь. Для очень занятых служащих, которые занимаются йогой в целях сохранения здоровья, желательно выполнять каждый вечер перед ужином (никогда на полный желудок) следующие упражнения. Тот, кто хочет развить прекрасное тело и может посвятить большое время для упражнений для тела и сознания, должны выполнять утром медленные упражнения, а вечером упражнения йогов или наоборот. Тот, кто хочет упражнения йогов делать более интенсивно, должен найти компетентного духовного учителя и руководствоваться его указаниями. далее »
4. Вакрасана, 2-я фаза - 2 " далее »
6. Матсиасана - 2 " далее »
7. Бхайджангасана - 3 " далее »
118. АСАНА.
УПРАЖНЕНИЕ: Шавасана далее »
119. АСАНА.
полудрагоценный камень, водный фосфат алюминия со следами меди. Изображения скарабея из б. служили предметом культа еще в Египте i династии (3 000 л. до н.э.). Индейцы древней Мексики инкрустировали им свои ритуальные маски. Бывает молодая (белесоватая), зрелая (голубая) и мертвая (зеленая). Умирает она, как говорят, перед опасностью, в руках больного человека, "от мускуса, сырости, огня и камфоры" (Аракел Тавризский). В древности особенно ценилась б. из Хорасана и Нишапура. Носят ее оправленной в золото, на указательном пальце. Свойство б. - примирять все враждебное, прекращать ссоры и восстанавливать мир. Счит. также, что она отводит угрозу насилия, нападения или нечаянной гибели. Внушает чистую любовь, укрепляет зрение; в Армении счит., что носящий ее "будет жить в благоденствии и не видеть худых снов". Ее планетой-покровителем счит. Юпитер; британские и французские астрологи относят б. к Стрельцу, а также вообще к родившимся в декабре. Индийцы связывают ее с Кету (см.). О бирюзе см.: Сейранян В. Легенды и быль о голубом камне. "Наука и жизнь", n 7/1983, с.33. далее »
120. АСАНА.
Анализируя психическую индивидуальность, Патанджали открывает пять классов, или, точнее, пять «матриц», формирующих психоментальные состояния: неведение (авидъя), чувство индивидуальности (асмита), страсть (рага), отвращение (двеша) и любовь к жизни, «волю жить» (абхинивеша) (ЙС, ii, 3). Не следует думать, что это пять отдельных психических функций: психический организм создает единство, но виды его деятельности различны. Все классы вритти суть аффекты (клеши); следовательно, весь человеческий опыт тоже аффективен. Только йога делает возможным подавление вритти и искоренение страдания. Таким образом, йогин должен «работать» с этими вритти, образующими психоментальный поток, и учиться их контролировать. Онтологическая основа вритти — безусловно, неведение. Но, в отличие от санкхьи, йога заявляет, что уничтожение метафизического неведения достигается не иначе как полной деструкцией состояний сознания. Это аргументируется йогой тем, что, даже если будут ликвидированы одни «вихри» любого данного момента, другие немедленно займут их место, возникнув из безмерного резервуара скрытых движений (латенций) подсознания. Понятие васана, обозначающее подобные движения, занимает большое место в психологии йоги. В трактате Патанджали этот термин имеет значение «специфические подсознательные ощущения». Помехи, которые эти сублиминальные импульсы выстраивают на пути освобождения, — двух видов: во-первых, васаны постоянно подпитывают психоментальный поток, бесконечную череду читтавритти; во-вторых, по причине своей бессознательной (сублиминальной, «зародышевой») васаны в высшей степени изменчивы, с трудом поддаются контролированию и овладению. Кроме того, «потенциальный» и динамичный характер бытия васан побуждает их проявляться, осуществляться в форме актов сознания. Таким образом, йогин, даже если он имеет в своем активе долгие годы практики и прошел уже немало ступеней на аскетическом пути, все еще находится в опасности быть побежденным вторжением мощного потока психических «вихрей», образованных васанами. «Источник возникновения васан находится в памяти», пишет Вьяса (к ЙС, iv, 9), тем самым подчеркивая их подсознательную природу. Жизнь есть постоянное истечение васан, манифестирующихся посредством вритти. Говоря языком психологии, человеческое существование — это постоянная актуализация бессознательного в процессе опыта. Васаны обусловливают своеобразие каждого человека; эта обусловленность соответствует также его наследственности и кармической ситуации. Все, что определяет непреходящую специфику личности, равно как и структуру человеческих инстинктов, производится васанами, бессознательным. Васаны могут передаваться либо «безличным» путем, от поколения к поколению (через язык, обычаи, цивилизацию, т. е. это этническая или историческая передача), либо непосредственно (через кармическую трансмиграцию, передающиеся на уровне линги, буквально «тонкого тела»). Значительная часть человеческих переживаний обязаны своим существованием этому расовому и интеллектуальному наследию, этим формам деятельности и мысли, созданным игрой васан. Эти подсознательные флюиды определяют жизнь большинства людей. Только посредством йоги они могут быть познаны, поставлены под контроль и «сожжены». Все состояния сознания «аффективны» (являются клешами ). Эта аффективность объясняет их неистовый динамизм; можно даже сказать, что состояния сознания пытаются неким внезапным, ослепляющим, полиморфичным, вибрирующим появлением компенсировать свою «нечистоту» (клишта может также переводиться как «состояние греха», «омраченность») и недостаток онтологической реальности (ибо, как мы уже видели, они суть только временное проявление космической материи). Скорость, с которой эти «вихревые движения» сменяют друг друга в обыденном сознании, весьма велика. Судьба материи — вечно пребывать в вечных трансформациях; но если эти трансформации, которые никогда не прекращаются и никогда не останавливаются, могут быть пережиты как клеши, они позволяют человеку (и даже, усиливая страдание, принуждают его) выходить из космического круговорота. Действительно, то, что характеризует человеческое сознание, так же как и весь универсум, — это непрерывное круговращение, происходящее на различных биоментальных уровнях. Человеческие действия (карма), вызванные одними психоментальными состояниями (читтавритти), в свою очередь, провоцируют другие читтавритти. Но сами эти состояния сознания — результат актуализации подсознательных латенций, васан. Следовательно, круговорот васаны — сознание — действия — васаны и т. д. не предлагает возможности прорвать эту непрерывность. Поскольку же эти модальности «психической субстанции» суть проявления космической материи, все они реальны и как таковые не могут быть разрушены простым актом познания, как в классическом примере индийской философии, в котором человек, столкнувшись со змеей, «разрушает» ее, когда, всмотревшись пристальнее, убеждается, что «змея» на самом деле является лишь веревкой. Таким образом, «сжигание» (термин, принятый в йоге) этих сублиминальных состояний означает, что Пуруша отрезает себя от течения психической жизни. В этом случае ментальная энергия, обусловленная дотоле кармическим законом и спроецированная невежеством, омрачавшая горизонты сознания, также уходит из орбиты «личности», по которой она вращалась и, предоставленная самой себе, заканчивает тем, что находит себе место в изначальной матрице. Так освобождение человека одновременно «освобождает» и фрагмент вещества, давая ему возможность вернуться в то исконное Единство, из которого он возник. «Круговорот психической материи» обрывается посредством йогической дисциплины. В этом смысле можно сказать, что йогин делает прямой персональный вклад в процесс «успокоения» материи, ликвидируя по крайней мере один фрагмент космоса. Позднее мы увидим глубоко индийское значение этой работы йогина, направленной на восстановление первичного Единства. Уместно добавить, что, согласно Патанджали, сознание, пребывающее в омраченном (клишта) состоянии, не может находиться в «чистых» (аклишта) состояниях: даже когда эти последние существуют потенциально, они не могут себя проявить, потому что их блокируют элементы клишты. Именно этим авторы йоги объясняют и соучастие человечества в зле, страдании, и сопротивление, которое человеческая обусловленность оказывают феномену отрешенности. Страдание — универсальный факт; но сколь немногочисленны те, кто имеет смелость отречься, имеет силу пройти дорогу освобождения до конца — ведь пока в жизни доминирует клишта, любая попытка выйти за ее пределы немедленно пресекается и даже грозит преждевременной гибелью. Из этого сильного йогического желания обрести самодостаточную, чистую форму (аклишта — «чистота» не в нравственном, а в метафизическом смысле) вырастает стремление знать, а уже через познавательный процесс высочайшего уровня (вивека, «метафизическое различение») раскрывается природа существования, а клишта отбрасывается.Как мы впоследствии увидим, в йогической психологии и практике роль подсознательного довольно весома, потому что оно обусловливает не только актуальный опыт человека, но и врожденные наклонности, а также планирование будущего. Поэтому бесполезно пытаться изменить читтавритти, пока васаны остаются неподконтрольны. Чтобы «деструкция» читтавритти прошла успешно, необходимо разрушить и замкнутый цикл «бессознательное — сознание». Именно этого йога и старается достичь, применяя разные техники, каждая из которых, в широком смысле, нацелена на аннигиляцию психоментального движения, т. е. на «остановку» его. Прежде чем рассматривать эти разнообразные приемы, отметим глубину психологического анализа Патанджали и его комментаторов. Задолго до возникновения психоанализа йога показала важность той роли, которую играет бессознательное. Именно в характерном для бессознательного динамизме йога видит самое серьезное препятствие; его и должен в первую очередь преодолеть йогин. Эти латенции, словно побуждаемые странным импульсом, ведущим их к самоуничтожению, желают выйти на свет, желают, в процессе своего осуществления, стать состояниями сознания. Сопротивление, оказываемое подсознанием любой попытке отречения и аскетизма, любому действию, которое может привести к спасению души, есть, так сказать, показатель страха, «испытываемого» бессознательным при «мысли» о том, что множество еще не проявленных тенденций так и не смогут реализовать свой потенциал и разрушатся еще до того, когда придет время его осуществить. Эта жажда актуализации со стороны васан, однако, смешивается с жаждой угасания, «успокоения», которая наблюдается на всех уровнях универсума. Хотя угасание психоментальных тенденций связано с их актуализацией и представляет лишь смену модуса природного бытия, тем не менее верно, что каждая васана, манифестирующаяся как состояние сознания, исчезает как таковая; конечно, другие васаны сменят ее, но сама она, реализуясь, просто прекращает существование. Интенсивность биоментального круговорота возникает именно из-за того, что васаны всегда нацелены на самоистребление. И все же каждое «проявление» и «исчезновение» в пределах горизонта жизни, равно как и в пределах психоментального горизонта, свидетельствуют об отказе от эго, о стремлении стать другим. Рассмотренные с этой позиции, каждая «форма», каждое «явление» и «состояние», какими бы они ни были — все, что населяет вселенную, — управляются тем же инстинктом свободы, который есть и в человеке. Весь космос, как и человек, равным образом стремится вернуться в примордиальное (первозданное) Единство. Когда некоторые школы буддизма махаяны говорят о спасении всего мира, они имеют в виду именно это окончательное возвращение и успокоение «вещей», «существ» и «форм». Выше мы коснулись сходства между йогой и психоанализом. Но фактически сравнение может быть проведено с известными оговорками — и все они, кстати, в пользу йоги. В отличие от психоанализа, йога не видит в бессознательном одно лишь либидо. Объясняя циклический круг сознания и бессознательного, она рассматривает последнее и как матрицу, и как хранилище всех эгоцентрических актов, намеков, интенций, управляемых «жаждой плода» (пхалатришна), желанием удовлетворить эго, пресыщением или саморасширением. Источником всего того, что хочет проявить себя, т. е. получить «форму», показать «силу», определить свою «личность» — является подсознание; именно отсюда они вырастают, и туда же (в процессе кармического «засева») они возвращаются. Даже если подсознательная тенденция к «формированию», по сути, эквивалентна стремлению к самоугасанию (ибо, как мы уже видели, актуализация латенций есть одновременно и их «самоубийство»), тем не менее остается истиной, что, с точки зрения чистого духа (Пуруши), эта тенденция к форме эгоцентрична, поскольку осуществляется в ожидании «плода», т. е. нацелена на результат. Йога отличается от психоанализа еще и тем, что считает возможным достичь управления подсознанием через аскетизм и даже покорить его посредством использования техники унификации состояний сознания, которую мы в дальнейшем обсудим. Психологический и парапсихологический опыт Востока в целом и йоги в частности несравненно более обширен и лучше организован, чем опыт, на котором основываются западные теории структуры псюхе; возможно, что и в этом пункте йога права и что действительно, как это ни покажется парадоксом, подсознание может быть познано, поставлено под контроль и завоевано. далее »
Отправной точкой для йогической медитации является концентрация на одном объекте; будет ли это физическим объектом (пространство между бровями, кончик носа, нечто светящееся и т. д.) или мыслью (метафизическая истина) или Богом (Ишвара) — не имеет большой разницы. Эта целенаправленная, непрерывная концентрация, называемая экаграта («на одну точку»), достигается путем интеграции психоментального потока (сарвартхата, «разнонаправленное, непродолжительное, рассеянное сознание), что в точности совпадает с дефиницией йогической техники: йогах читтавритти ниродхья. Непосредственный результат экаграты — быстрое и ясное отслеживание всех отвлеченных и механических тенденций, которые доминируют в профанном сознании (или, точнее, составляют его). Отданный во власть ассоциативных связей, порожденных ощущениями и васанами, человек проводит дни свои в постоянных психических колебаниях, которые являются внешними по отношению к нему. Чувства или подсознание непрерывно вводят в сознание объекты, овладевающие им и изменяющие его в соответствии со своей формой и интенсивностью. Ассоциации рассеивают сознание, аффекты возбуждают его, «жажда жизни» обманывает его внешними проекциями. Даже в своих интеллектуальных усилиях человек пассивен, потому что течение его мирских мыслей (контролируемых не экагратой, но лишь временными моментами концентрации — кшипта-викшипта) неизбежно зависит от объектов. Обычно мысль появляется на некоем неопределенном, беспорядочно мерцающем фоне, подпитываемом ощущениями, словами и памятью. Первый долг йогина в отношении мышления — не позволять себе мыслить вообще. Вот почему йогическая практика начинается с экаграты, которая ставит заслон ментальному потоку и тем самым создает «психическую массу», твердый и единый континуум. Практика экаграты направлена на контролирование двух генераторов ментальной текучести: органов чувств (индрий) и подсознания (санскар). Контроль означает способность вторгнуться, прямо и решительно, в функционирование этих источников ментальных «вихрей» (читтавритти). далее »
Лишь начиная с третьего «члена йоги» (йоганга) появляется йогическая техника в собственном смысле слова. Это асана, общее название широкоизвестных йогических поз, которые в «Йога-сутрах» (ii, 46) определяются как стхирасукхам, т. е. «неподвижные и удобные». Асана описывается в многочисленных трактатах хатха-йоги; Патанджали касается ее лишь в самых общих чертах, ибо асане учатся у наставника, а не из книг. Важно то, что асана делает тело устойчиво неподвижным и в то же время сводит физические усилия к минимуму. Избегая беспокоящего чувства усталости, расслабления в некоторых частях тела, йогин регулирует физические процессы и тем самым позволяет вниманию останавливаться только на потоке сознания. На первых порах асана неудобна и даже невыносима. Но в ходе дальнейшей тренировки усилие по сохранению тела в одном и том же положении становится незначительным. В конце концов (и это самое главное) усилие должно исчезнуть совсем, а медитативная поза — стать естественной; только тогда возможно углубление концентрации. «Совершенство асаны достигается при полном снятии напряжения, благодаря чему прекращаются все движения тела. Или же асана реализуется при сосредоточении сознания на бесконечном» (Вьяса, ii, 47). И Вачаспатимишра, комментируя толкование Вьясы, пишет: «Человек, практикующий в соответствии с наставлениями эту специфическую позу, должен сделать усилие, суть которого — в снятии естественного напряжения. Иначе асана не может быть реализована». Что касается «сосредоточения сознания на бесконечном», то это значит полное поглощение внимания практикующего присутствием своего тела. Асана — одна из характерных дисциплин индийского аскетизма. Упоминания о ней изредка встречаются в упанишадах и даже в ведической литературе, но более часто — в «Махабхарате» ипуранах. Разумеется, самую важную роль асаны играют в текстах хатха-йоги; так, Гхеранда самхита описывает тридцать две их разновидности. Вот, например, как выглядит рекомендация к выполнению одной из самых несложных и распространенных медитативных поз — падмасаны: «Положи правую ступню на левое бедро, левую ступню на правое бедро. Перекрести руки за спиной и твердо возьмись за большие пальцы ног (правой рукой за большой правый палец, алевой — за левый палец). Прижми подбородок к грудной кости и взгляд направь на кончик носа». Перечни и описания асан можно встретить в большинстве тантрических и хатха-йогических трактатов. Цель таких медитативных поз всегда одна и та же: «Благодаря им прекращается воздействие парных противоположностей» (ЙС, ii, 48). Подобным путем адепт достигает нечто вроде «нейтральности» органов чувств; сознание больше не беспокоится «наличием тела». Он вступает на первую ступень пути, ведущего к независимости сознания; мосты, допускающие коммуникацию с сенсорной деятельностью, начинают разводиться. В асане уже отчетливо проступает преодоление человеческой обусловленности. Представляет ли регресс это «прекращение», эта неуязвимость к парам противоположностей внешнего мира, регресс к растительному состоянию или же возвышение до божественного архетипа (иконографически выраженного) — вопрос, который мы позже обсудим. Пока что заметим, что асана является первым конкретным шагом, предпринятым в целях уничтожения модальностей человеческого естества. Несомненно, что такое неподвижное, иератическое положение тела имитирует несколько иное бытие, нежели человеческое; йогин, находящийся в асане, может быть сопоставлен с растением или священной статуей, но отнюдь не с человеком как таковым, который, по определению, есть существо подвижное, возбужденное, неритмичное. На уровне физического тела асана — это экаграта, концентрация на одной точке; тело «сжато», сконцентрировано в точечной позиции. Подобно тому как экаграта кладет конец колебаниям и дисперсии состояний сознания, так и асана, сводя бесконечное разнообразие возможных положений тела к одной архетипической, иконографической позе, прекращает телесную подвижность и неустойчивость. Мы вскоре увидим, что тенденция к «унификации» и «тотализации» является характерной чертой любой йогической техники. Глубокое значение этих унификаций прояснится для нас немного погодя, однако их непосредственная цель очевидна уже сейчас: уничтожить (или превзойти) границы человека через отказ подчиняться элементарнейшим человеческим склонностям. Вслед за отказом от движения (асаной), отказом от безвольного плавания в стремительном потоке состояний сознания (экагратой) последуют отказы самого разного рода. Наиболее важным (и, несомненно, самым характерным для йоги) из этих различных отказов является регулирование дыхания, т. е. «нежелание» дышать неритмично, как дышит большинство людей. Патанджали определяет отказ следующим образом: «При нахождении в асане практикуется пранаяма, т. е. прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» (ЙС, ii, 49). Патанджали говорит о «прекращении», т. е. остановке дыхания; впрочем, пранаяма как таковая начинается с того, что замедляет дыхательный ритм настолько, насколько это возможно. Существует много трактатов, касающихся индийской аскетической техники, но большей частью они занимаются только повторением традиционных формул. Хотя пранаяма — строго йогическое упражнение, причем очень важное, Патанджали отводит ей только три сутры. Его в первую очередь интересуют теоретические основы аскетических практик; технические же детали находятся в комментариях Вьясы, Бходжи и Вачаспатимишры, особенно в трактатах хатха-йоги. Замечание Бходжи (комм. к ЙС, i, 34) вскрывает глубокий смысл пранаямы: «Функциям всех органов предшествуют дыхательные функции; всегда существует функциональная связь между дыханием и сознанием; и дыхание, когда органы чувств перестают воспринимать объекты, реализует концентрацию сознания на одной точке». Утверждение о постоянной связи между дыханием и ментальными состояниями кажется нам весьма значительным. Оно содержит в себе намного больше, чем просто наблюдение какого-нибудь обычного факта, например того, что дыхание разгневанного человека прерывистое, в то время как у человека сконцентрированного (даже если эта концентрация случайна и не преследует никакой йогической цели) оно становится ритмичным и автоматически замедляется, и т. п. Отношение, соединяющее ритм дыхания с состояниями сознания, упомянутое Бходжей и, несомненно, замеченное и проверенное йогинами начиная с древнейших времен — это отношение служило им в качестве инструмента для унификации, единения сознания. «Единение» должно быть здесь понято в том смысле, что, делая свое дыхание ритмичным и постепенно замедляя его, йогин способен проникать (т. е. может испытывать в совершенной ясности) в некоторые области сознания, которые недоступны ему в бодрствующем состоянии, особенно в области, связанные со сном. (Вот почему новичок в пранаяме почти всегда засыпает, когда ему удается замедлить свой дыхательный ритм до степени, свойственной состоянию сна.) Ибо очевидно, что дыхательный ритм человека неспящего медленнее ритма спящего. Достигая этого ритма сна посредством практики пранаямы, йогин, не теряя ясности ума, проникает в такие состояния сознания, которые обычны для сновидений. далее »
Асана, пранаяма и экаграта, сколько бы они ни длились, нацелены на стирание человеческой обусловленности. Неподвижный, ритмично чередующий вдохи и выдохи, устремивший внимание и взор на одну точку, йогин пытается выйти за пределы секулярной сферы существования. Он постепенно становится независимым от космоса; внешние импульсы почти не беспокоят его (преодолев «противоположности», он равно нечувствителен к жару и холоду, свету и тьме и т. д.); сенсорная активность больше не увлекает его вовне, к объектам чувств; психоментальный поток, будучи сконцентрированным, «собранным», уже ничем не нарушается и не направляется случайным вниманием, автоматичностью или памятью. Этот «уход» из мира, отрешенность от него сопровождается погружением в себя, прогресс в которой прямо пропорционален прогрессу в умении отрешаться. Йогин возвращается к самому себе, вступает, так сказать, во владение собой, окружает себя все более прочными «барьерами», которые защищают его от вторжения извне — одним словом, он становится неуязвимым. Излишне говорить, что такая концентрация, испытываемая на всех уровнях, совпадает с постепенно возрастающим вниманием йогина к своей физиологической жизни. Пока длится упражнение, ощущение йогином своего тела полностью отличается от телесных ощущений непосвященного. Неподвижность тела, замедление дыхательного ритма, сужение поля сознания вплоть до точки, наряду с вибрированием в его теле тончайшей пульсации внутренней жизни — все это, по-видимому, уподобляет йогина растению. Это уподобление, конечно, не является уничижительным для него, даже если оно полностью адекватно реальной ситуации. Для индийского сознания вегетативная модальность — не оскудение жизни, но, напротив, ее обогащение. В мифологии пуран и в иконографии ризома и лотос стали символами манифестации вселенной. Сотворение мира символизируется лотосом, цветущим на первозданных водах. Образ растительности всегда означает сверхизобилие, плодовитость, прорастание всех семян. В индийской живописи (например, во фресках Аджанты) блаженство, которое испытывают персонажи, передается через их мягкие, гибкие формы, напоминающие стебли водных растений; когда смотришь на них, создается впечатление, словно в венах этих мифических фигур течет не кровь, а растительный сок. В самом деле, эта аналогия между йогином в состоянии концентрации и растением не так уж нелепа. Ностальгия, которую чувствует индиец, когда думает о замкнутом и непрерывном органическом круговороте — без неровностей, без резких изменений (именно этим и характеризуется растительный план жизни) — такая ностальгия является реальным фактом. Тем не менее мы не считаем, что подобное стирание обыденной человеческой жизни — через неподвижность, ритм дыхания, концентрацию на одной точке — имеет своей конечной целью возврат к вегетативной форме бытия. Цели, которым следуют «Йога-сутры» Патанджали, равно как и интенции других форм йоги определенно свидетельствуют против такой гипотезы. Нам кажется, что сходства с растениями, которые можно найти в йогических позах, дыхании и концентрации, полностью объясняются архаической символикой «возрождения». Морфологически допустимо соотнести асану и пранаяму с «эмбриональным дыханием», используемым в даосизме, (Цель этого дыхания, согласно даосским источникам, состоит в имитации дыхания плода в материнской утробе. «Возвратившись к основам, вернувшись к истокам, уничтожают старость, обретают состояние младенца в утробе», — говорится в предисловии к Тай-си Коу Цзюэ («Устные наставления по эмбриональному дыханию»), цит. по: maspero, op. cit., p. 198.) или с позой эмбриона, в которую очень часто кладут людей при погребении (в надежде будущего возвращения к жизни), а также с некоторыми церемониями инициации и возрождения, исполняемыми в замкнутом пространстве — символе материнского чрева. Объем книги не позволяет нам рассматривать эти церемонии подробнее; мы лишь отметим, что все они предполагают магический перенос практикующего в эпоху золотого века, в мифическое illud tempus. («То время», «время оно», незапамятные времена) incipit vita nova (Начинается новая жизнь) (ведь каждое возрождение — это «новое рождение»), но оно возможно только в том случае, если прошедшее время и «история» отброшены, если момент настоящего совпадает с мифическим моментом начала времен, т. е. с созданием миров, космогонией. В этом смысле йогическая асана и «эмбриональное дыхание», хотя и преследуют (не только в классических, но и «неортодоксальных» формах йоги) совершенно разные цели, могут рассматриваться как эмбрионально-вегетативные онтологические формы. Кроме того, асана и экаграта имитируют божественный архетип. Йогическая поза имеет религиозную ценность в самой себе. Йогин не подражает «жестам» и «страданиям» божества — и не без причины: ведь бог «Йога-сутр», Ишвара, есть чистый дух, который не только не создает мир, но и не вмешивается в его историю — ни прямо, ни косвенно. Восхождение над человеческими условиями, «независимость», полная автономия Пуруши — все это находит свою архетипическую модель в Ишваре. В отречении от обусловленности, т. е. в практике йоги, заключается и религиозная ценность — в том смысле, что йогин имитирует способ бытия Ишвары: неподвижность, концентрацию на самом себе. В других разновидностях йоги асана и экаграта могут быть религиозно ценными просто благодаря тому, что йогин становится живой статуей, воплощающей иконографическую модель. Ритмизация дыхания и остановка его на долгий срок значительно углубляет концентрацию (дхарана). Ибо, как говорит Патанджали (ii, 52, 53), посредством пранаямы сбрасывается темная завеса и интеллект становится способен (йогьята) к концентрации. Йогин может испытать качество своей концентрации с помощью пратъяхары (этот термин обычно переводится как «отдергивание органов чувств», или «отвлечение»; мы предпочитаем переводить как «способность освободить деятельность органов чувств от давления внешних объектов»). Согласно «Йога-сутрам» (ii, 54), пратьяхара может быть понята как такая способность, посредством которой интеллект, читта, обладает ощущениями так, как если бы контакт с объектом был реальным. Комментируя эту сутру, Бходжа поясняет, что органы чувств, вместо того чтобы направляться на объект, «пребывают в своих собственных пределах». Хотя чувства больше не нацелены на внешние объекты и их активность прекращена, интеллект все же не теряет своей способности получать сенсорную информацию. Когда читта желает познать внешний объект, она не пользуется для этого органами чувств, но способна постигать его собственными силами. Полученное непосредственным путем, через созерцание, это «знание», с точки зрения йоги, более эффективно, чем нормальное знание. «Отсюда,- пишет Вьяса, — мудрости йогина открыто все так, как оно существует в действительности» (ii, 45). Освобождение деятельности чувств от давления внешних объектов является заключительной ступенью психофизиологической аскезы. После этого йогин уже не будет больше «отвлечен» или «обеспокоен» чувствами, чувственной активностью, памятью и т. д. Всякая активность прекращена. Читта, будучи психическим целым, которое упорядочивает и осмысляет данные, исходящие от ощущений, может служить теперь зеркалом для объектов, без того чтобы между ним и объектом находились бы органы чувств. Непосвященный не способен достичь такой свободы, потому что его сознание, вместо того чтобы быть устойчивым, постоянно испытывает воздействия со стороны чувств, подсознания и «жажды жизни». После реализации читтавритти ниродхьи, т. е. подавления психоментальных состояний, читта остается пребывать в самой себе. Но эта «автономия» интеллекта не означает подавления феноменов. Даже будучи отрешенным от феноменов, йогин продолжает их созерцать. Вместо прежнего знания через формы и ментальные состояния (читтавритти), йогин теперь постигает сущность (таттва) всех объектов напрямик. Независимость от импульсов внешнего мира и динамизма бессознательного, независимость, которая достигается через пратьяхару, позволяет йогину практиковать тройственную технику, называемую в текстах санъямой. Этот термин означает последние стадии йогической медитации, последние три «ступени йоги». Таковы: концентрация (дхарана), медитация в собственном смысле слова (дхьяна) и сосредоточение (самадхи). К практике этих ментальных упражнений следует приступать только после долгих повторений всех физиологических процедур, после того, как йогин преуспел в достижении совершенного владения своим телом, подсознанием и психоментальным потоком. К ним применяется предикат «тонкий» (антаранга), подчеркивающий тот факт, что эти ступени не подразумевают какуюто физиологическую технику. Они столь близки друг к другу, что йогин, который упражняется в чем-то одном (в концентрации, к примеру), не может свободно оставаться в ней и часто незаметно для себя переходит к медитации или энстазу, сосредоточению. Именно поэтому эти три йогические упражнения и носят общее имя — санъяма. Концентрация, дхарана (от корня дхри, «крепко удерживать») похожа на экаграту, но содержание ее строго умозрительно. Иными словами, дхарана (и это отличает ее от экаграты, единственная цель которой — остановка психоментального потока и «фиксация на одной точке») создает такую «фиксацию» чисто для целей понятийного схватывания. Патанджалидает следующее определение: «Концентрация есть фиксация сознания на определенном месте» (iii, 1). Вьяса добавляет, что концентрация обычно осуществляется «на пупочном центре (чакра), на лотосе сердца, на лучезарном центре в голове, на кончике носа, на кончике языка и на прочих подобных местах на теле или же на внешних объектах». Вачаспатимишра, в свою очередь, добавляет, что нельзя получить дхаранубез поддержки объекта, на котором фиксируется сознание. В своем комментарии к «Йога-сутрам» (i, 36) Вьяса выделял концентрацию на «лотосе сердца» как приводящую к переживанию «лучезарности». Подчеркнем эту деталь — опыт «внутреннего света», открываемого через концентрацию на сердечной чакре. Подобный опыт уже упоминается в упанишадах, и всегда в связи с проявлением истинного Я, Атмана. О «свете сердца» постоянно говорится во всех мистических индийских произведениях, возникших после периода упанишад. Обращаясь к этому тексту Вьясы, Вачаспатимишра дает подробное описание лотоса сердца. Последний имеет восемь лепестков, располагается вершиной вниз, между подбрюшьем и тораксом, т. е. грудной клеткой. Йогин должен перевернуть его и раскрыть, с помощью остановки дыхания (речака) и концентрации сознания на нем. В центре лотоса находится солнечный диск с санскритской буквой А, что символизирует состояние бодрствующего сознания. Выше расположен лунный диск с буквой У: это сфера сна. Еще выше — «круг огня» с буквой М, область сна без сновидений. Самый же высший — «высочайший круг, сущность которого — воздух», это место четвертого состояния (турия). В этом последнем лотосе, или, более точно, в его околоплоднике, находится «нерв (нади) Брахмы», направленный вверх и достигающий сферы солнца и других сфер. Здесь начинается нади, называемая сушумна, которая пересекает также и другие чакры. Брахмачакра — обитель читты; концентрируясь на нем, йогин постигает сознание читты (другими словами, он осознает сознание). С риском утомить читателя мы следовали тексту Вачаспатимишры, стараясь передавать его как можно точнее. Он вводит нас в «мистическую», или в «тонкую» физиологию, касающуюся тех «органов», которые обнаруживают свое существование лишь во время йогических упражнений. Этот вопрос вновь привлечет наше внимание, когда мы опишем медитативные техники тантризма: тогда будет необходимо показать взаимосвязь «тонких органов», мистических слогов и различных состояний сознания. Но и сейчас важно отметить, что уже традиция классической йоги, представленная Патанджали, знала и использовала схемы «мистической физиологии», которые позднее сыграют значительную роль в истории индийского духа. В своем сочинении Йогасара-санграха Виджнянабхикшу цитирует отрывок из Ишварагиты, откуда явствует, что дхарана занимает время, равное двенадцати пранаямам. «Время, необходимое для концентрации сознания на объекте, равно времени, которое занимают двенадцать пранаям» (т. е. двенадцать контролируемых, одинаковых, замедленных дыхательных циклов). Продлевая такую концентрацию на объекте еще в двенадцать раз, получают дхьяну. далее »
121. АСАНА.
Тадасана Выдох, подтянуть живот. Кумбхака, наклон вперед в тахобедренном суставе, взять в руки воображаему палку (с сиденья стула), сжать кисти в йоговские кулаки. Сохранять положение на кумбхаке. Руки напряжены и выпрямлены. На кумбхаке выпрямиться, опустить и расслабить руки. Рекхака - прочувствовать движение крови и тепла в кистях, расслабление рук. Рекхака может быть сильно затянута, если не затянуть кумбхаку. На руки. 1-3 раза. Хорошо тем, у кого мерзнут руки. далее »
1. Накопление энергии в ритмическом дыхании. ИП: Шавасана. Ладони положить на солнечное сплетение. Переход к полному дыханию с удобным ритмом. ВДОХ: Представить как воздух (или энергия) заполняет легкие. далее »
ОТДЫХ: Шавасана и/или дань-тянь. После отдыха вилему можно повторить. далее »
ОЩУЩЕНИЯ: Выход в сторону, разогрев, успокоенность, отсутствие напряжения в спине. ВНИМ: Ритм, контроль напряжений, постадийность заполнения. Во время задержки - на муладхара-чакру (и на кумбхаке, и на сунике). ЗА: Нормализация давления, нервной системы, развитие ощущений внутренних ритмов с развитием концентрации внимания. Выраженные эффекты возбуждения (1 часть) и успокоения (2 часть) После освоения можно нагружать образом энергии, мантрой и т.п. Попробовать (образ) прочувствовать наполнение организма энергией, а во время задержек, как она пропитывает тело. Усвоение особенно эффективно в задержках, которые совершенно ненасильственны, и концентрация внимания особенно высока в задержках. Наработка идет в асанах в положении стоя, а лежа - использование. На рекхаке - уход отработанного, на сунике - результат, эффект. Кумбхака - макс. суника - макс. медитативн. - дхьяня. далее »
122. АСАНА. Эзотерика
123. АСАНА.
Великая Пирамида Хеопса (около 2590-2568 годы до н. э.), последнее оставшееся чудо из древнего списка семи чудес света, является фантастическим шедевром инженерного искусства не только благодаря своим гигантским размерам. Считается что Пирамида Хеопса весит 6,3 миллиона тонн и содержит строительного материала больше, чем ушло на сооружение всех соборов, церквей и часовен в Англии! Сегодня Пирамида Хеопса (Хуфу) состоит из 203 рядов каменной кладки, имеет высоту 138 м., (первоначально 146.6 метров) и до 13-го столетия имела облицовку из белого полированного известняка.В 13-м столетии землетрясение расшатало некоторые из камней оболочки и арабы стали использовать облицовку на строительство и восстановление Каирских дворцов и мечетей, включая Мечеть Султана Хасана далее »
Местные жители смотрели на Пирамиду и ее полированные камни со страхом в течение столетий. Но когда в 13-м столетии землетрясение расшатало некоторые из камней оболочки, арабы стали использовать облицовку на строительство и восстановление Каирских дворцов и мечетей, включая Мечеть Султана Хасана. далее »
124. АСАНА. Воспитание ребёнка и уход. Беременность...
125. АСАНА. Асаны Йоги. Как нужно правильно практиковать асаны
Тело нельзя отделить от ума, а ум - от души. Никто не может определить границы между ними. В Индии асана никогда не считалась чисто физической практикой, как это считается на Западе. Но сейчас даже в Индии многие начинают так думать, перенимая западные идеи, которые возвращаются назад на Восток. далее »
126. АСАНА. Самопознание
127. АСАНА. "Йога Сутры" Патанджали
Вторая глава "Йога Сутр", "Садхана Пада", посвящается практике. В ней Патанджали описывает различные методы, которые можно использовать в соответствии с уровнем развития человека. Они представляют собой восемь частей йоги, которые мы последовательно изучали во второй части данной книги: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. далее »
128. АСАНА. Чакры, тонкое тело и кундалини в понимании тибетского мистицизма
Эти две силы протекают через тело как психические энергии по двум главным каналам: лунному – лалана-нади (тиб. рКьянг-ма-рЦа) и солнечному – расана-нади (тиб. ро-ма-рЦа), от которых исходят бесчисленные вторичные каналы (нади, рЦа). далее »
В тибетском описании медитации, или йогической практики, лалана и расана часто называются просто "правой и левой нади" (тиб. рЦа гьЯс-гьОн). Здесь нет упоминания о спиральном движении их вокруг авандуди. далее »
129. АСАНА. Чакры
130. АСАНА.
Но кому, какие аш-Шахрастани, персу из Шахрастана, расположенного на севере Хорасана, учившемуся в Нишапуре и Гургандже, выступавшему на многочисленных диспутах, было хорошо известно, где действительные истоки вольнодумных сомнений, некоторые из которых он изложил? Еще академик Бартольд, характеризуя Шахрастани, счел уместным ознакомить читателя с мнением о нем "местного историка", приведенным знаменитым арабским ученым и писателем Иакутом (между 1178 и 1180-1229). Этот историк, честно отметив, что Шахрастани "был хорошим ученым", вместе с тем сокрушался по поводу того, что "он уклонился от света шариата и углубился в дебри философии. Мы с ним были соседями и товарищами, пишет Иакут, – он употреблял много стараний, чтобы доказать правоту учений философов и опровергнуть выставленные против них обвинения. Я присутствовал в нескольких собраниях, где он исполнял обязанности проповедника; ни разу он не сказал: "так сказал бог" или "так сказал пророк божий" и не разрешил ни одного из вопросов шариата. Бог лучше знает, каковы были его взгляды"245. Знания же аш-Шахрастани, безусловно, являлись весьма обширными, и их характер имеет для правильного понимания его труда первостепенное значение. далее »
131. АСАНА. Неознанное, выход в астрал, йога, мистика, магия и эзотерика
132. АСАНА. Третий глаз, буддизм, цигун, осознанные сновидения...
Нижеследующий материал о позе, называемой «Падмасана», что переводится как «Поза Лотоса». Эта поза кому-то может показаться мучительной, а кому-то легкой. Все зависит от индивидуальных загрязнений... далее »
Каждая асана и мудра состоит из динамической фазы — одного или нескольких движений, необходимых для того, чтобы принять предписанное положение тела... далее »
133. АСАНА. Астрал
134. АСАНА. Эзотерика
135. АСАНА. Шиваизм. Главное божество - Шива. Кашмирский Шиваизм
Слово "шиваизм" происходит от слова "Шива", которое является именем, данным Высшей Реальности. Эта философия называется "кашмирский шиваизм", потому что Шивасутры, на которых она основана, были открыты в штате Кашмир в Индии, и многие философы, которые изучали эту систему и писали о ней, жили в этой местности. Эта система оперирует троичным принципом Бога, души и материи, и по этой причине она также называется трика шасана, или просто трика. Следовательно, термины "кашмирский шиваизм" и "трика" взаимозаменяемы. далее »
136. АСАНА. Адвайта-веданта - Путь в Бесконечность
Согласно анализу адвайты, человеческая жизнь и поведение объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают свои собственные кармические осадки, называемые васанами, которые демонстрируют свои результаты через некоторый период времени. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется прарабдха карма. Это та карма, которая ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита карма. По мере того, как цикл перерождений продолжается, больше кармы будет создано в будущем, и это называется агамин карма. Освобождение (мокша) видится как выход из этого бесконечного цикла. далее »
137. АСАНА. Религия
138. АСАНА. АУМ - эзотерика, йога, магия, астрал, астрология, фэн-шуй...
139. АСАНА. Медитация, выход в астрал, левитация, психология...
Самые важные асаны йоги. Подробное описание каждой асаны йоги. Комментарии и рекомендации по асанам... далее »
Шавасана далее »
Шавасана - йогическая поза расслабления - состоит из пяти фаз. К разучиванию каждой следующей фазы приступают после достижения совершенства в предыдущей... далее »
140. АСАНА. НЛО
141. АСАНА. Рэйки
Дальше »
|