Немаловажная деталь проектирования внутреннего пространства сада - проработка пустых мест. Пустоты в данном случае несут и духовную нагрузку - японцы называют их ма. Это коротенькое слово имеет огромное количество значений. Иероглиф, обозначающий «мэ», может также иметь несколько вариантов прочтения - айда, кен, кэн и джэн. Эта многозначность иероглифа делает необходимым небольшой экскурс в историю самого слова.
Термин мэ, в самом общем смысле, может быть определен как вакуум, пустота или пространство - физическое, социальное, временное или же комбинация их. Ма - это последствия каких-либо событий или результат достижения цели, которые «обрамляют» пространство и являются причиной его существования. Ма - это не только результат действий и событий, но и, одновременно с этим, их точка отсчета. Прерывистость ритма в японском танце, резкие движения актеров театра но, звуковые пустоты в национальной музыке, дистанция между гостем и хозяином во время чайной церемонии, белые пятна на рисунках тушью - все это может быть описано термином ма.
Ландшафтные дизайнеры добиваются создания ма различными способами. В частности, пустые пространства могут возникать физически - при движении по саду; зрительно - при его созерцании (в этом случае они просто домысливаются, хотя на самом деле их нет); либо созданием временных пустот - остановок, которые провоцируются проектировщиком сада, дабы в полной мере насладиться им. С точки зрения религии ма олицетворяет принцип му - небытие, центральную идею дзэн-буддизма. В эстетическом же отношении дизайнеры используют многозначность ма, чтобы создать йохаку-но-би, красоту малого количества элементов, которая так ценилась в средневековом искусстве.
|