Баланс, в том виде, в каком он используется в японском ландшафтном дизайне, заимствован больше из природных форм, нежели из конструкций, созданных человеком. Конечно, японцы прекрасно знакомы с принципами симметрии: все ранние чертежи храмов и даже планы городов, выполненные по классическим китайским образцам, были симметричными.
Тем не менее, симметричный дизайн никогда не был популярен в Японии, и все чертежи и планы, бывшие изначально симметричными, достаточно быстро трансформировались в более бессистемные. Сады, между тем, никогда не проектировались как симметричные. Для многих японцев идеально симметричные сады Версаля олицетворяли типичный западный стиль, а асимметрия была основной отличительной особенностью Востока от Запада.
В случае декоративного сада, когда вид ограничен открытым пространством в пределах строения, сад спроектирован так, что его нельзя перевести в симметрию. Вместо этого дизайнер предлагает своему зрителю ряд приятных глазу форм, ни одна из которых не может быть определяющей. Даже если в ландшафте присутствует некая иерархия форм, взор созерцающего не останавливается в наивысшей точке, а наоборот, всегда как бы «отбрасывается» назад к источнику, чтобы потом вновь вернуться к этой точке.
|