Искусство проектирования японских садов, прежде всего, связано с освоением некоторых дизайнерских приемов: например, техники обрамления сада, проработки композиции, должного баланса элементов. Обладая подобными знаниями дизайнер может создать сад, в котором будет витать дух Японии, практически не ограничивая себя в выборе материала, как традиционного, так и современного.
Японские сады чаще всего ассоциируются у нас с какими либо предметами, используемыми при проектировании, но на самом деле сад обретает «японское лицо» исключительно за счет пространственных решений. Дизайнеры делят пространство сада оградами - что, в свою очередь, предполагает наличие проходов - именно эти два элемента играют важнейшую роль в японском ландшафтном дизайне. Принципы границы и перехода органично вплетаются в общую концепцию японского пространственного дизайна, поскольку эти же принципы лежат в основе построения японского общества. Двери (ворота, калитки) отражают и символизируют традиционные социальные рамки, социальные границы и переходы. Японцы всегда считались народом, стремящимся к объединению, они осознают себя только в качестве членов какой-либо социальной группы - семьи, компании, школы, клуба. Вхождение в группу, членство в ней имеет огромное общественное значение. Эти групповые границы и нашли свое отражение с ландшафтном дизайне в виде оград и входов. Большинство классических японских садов достаточно четко очерчены в пространстве. Иногда это связано с недостатком территории в условиях города, но, чаще всего, ограда служит обрамлением. Дизайнер использует эту естественную границу чтобы оценить, общий вид сада и то, насколько гармонично он встраивается в окружающее его пространство. Если же такой границы нет, сад будет противопоставлен своим окрестностям и едва уловимые внутренние композиционные связи будут нарушены. Ограда позволяет воспринимать сад как отдельное независимое произведение искусства - например сады кэр-сан-суй, вокруг святынь дзэн-буддизма, которые воспринимаются как картины.
Ограда предполагает наличие входов. Достаточно типично для дизайнера использовать ворота в качестве мостика, через который его сад общается с внешним миром, равно как внутренние калитки соединяют разноуровневые пространства в пределах сада. Хорошим примером такого соединения могут служить парки в поместьях дайме периода эдо. Парки были спроектированы в виде нескольких совершенно различных «картин», которые вырисовывались непрерывной чередой перед взором гуляющих. Иногда смена таких картин обозначалось физическим разделением пространства - деревянными воротами, но чаще всего переходом служила небольшая рощица, овраг или наоборот - возвышение или любой другой «эфемерный» вход. Другой пример использования входов, правда в несравнимо меньших масштабах - чайные садики. В этом случае речь идет не только о входе в физическом смысле, но и о духовном вхождении.
|