В конце позапрошлого века в Японии произошли крупные перемены в национальной экономике, культуре, искусстве и других областях жизни японского общества. И в это же время обрела свое новое направление и традиционное японское искусство икэбана, ее история вступила в новую фазу. Начало новому развитию икэбаны положил Унсин Охара, основатель школы Охара.
Унсин Охара родился в 1861 г. и обучался икэбане под руководством своего отца с ранних лет. С установлением широких связей с западными странами в Японию стали завозить невиданные до тех пор пышные цветы, яркие краски которых возбуждали воображение мастера. Он начал включать их в свои аранжировки. Традиционная икэбана уже не удовлетворяла его. У. Охара стал использовать для своих произведений из живых растений неглубокие широкие сосуды, где размещал низкорослые растения, что противоречило традиционным канонам икэбаны. Был создан совершенно новый стиль — морибана (цветы, нагроможденные в плошках). Этот стиль открывал широкие возможности для творчества, устройства более свободных, естественных, красочных аранжировок. Морибана позволила отображать природу, миниатюрные ландшафты в сосуде с водой. А открытая водная поверхность стала существенным дополнительным художественно-композиционным элементом в цветочных композициях.
Появление нового стиля стало на первых порах сенсацией в мире икэбаны. Поначалу все мастера этого искусства были против концепции Охара. Новый стиль вызвал огромную волну протестов и критики со стороны мастеров традиционного направления. Однако публика приветствовала появление более нового и красочного стиля.
В начале прошлого столетия У. Охара порывает со школой Икенобо и учреждает свою школу. В 1912 г. он устраивает в Осака выставку композиций в стиле морибана. Успех был большой и в Японии, и за рубежом, и сразу школа приобрела огромное число учеников, страстных поклонников нового стиля.
К 1916 г., когда главой школы стал Коун Охара, школа, как и стиль морибана, стала широко признанной во всей стране. К. Охара разработал четкую программу изучения основ икэбаны, схемы построения композиций. Он вел большую пропаганду, читая публичные лекции, устраивая выставки и демонстрации, популяризируя методы своей школы.
Хоун Охара, третий глава школы, с 1938 г., в начале своей деятельности прилагал большие усилия к тому, чтобы преодолеть послевоенный упадок икэбаны, твердо веря в нее, как в символ мира. Он ввел очень многие новшества, активно развивая современное искусство икэбаны. Он ввел в своей школе элементы авангардизма и абстракционизма.
В 1966 г. был учрежден новый центр в Нью-Йорке, где также работали его многочисленные ученики. Хоун Охара часто бывает за рубежом. В 1972 г. он посетил Советский Союз, где с большим успехом выступил с демонстрацией идей и достижений своей школы.
Сегодня школа Охара - одна из ведущих школ в Японии. Она насчитывает около 130 тысяч преподавателей и инструкторов и свыше миллиона учеников. Один из центров школы находится в Токио, другой - в Кобэ, два центра за рубежом (в Нью-Йорке и Сан-Пауло). Кроме того, действует обширная сеть филиалов: свыше 160 в Японии и 54 за рубежом.
|