Занятие в школе Согецу начинается с освоения форм композиций, которые составляются из трех основных веток; позиция их меняется согласно простейшим правилам, в результате чего постигаются основы многообразных форм икэбаны. Сначала следует твердо усвоить, как изменяются формы композиций в зависимости от перемены мест, углов наклона, направлений веток и какое пространство образуется в результате этого.
Икэбана имеет высоту, ширину и глубину. Для того чтобы создать простейшую композицию, достаточно трех основных разновеликих элементов (ветки, цветы, листья и др. растительный материал).
Самая длинная ветка, играющая наиболее важную, определяющую роль, называется син ; второй по длине главный элемент - соэ , а самый короткий элемент - хикаэ дает едва ли не наибольший эффект, особенно цветовой. Встречаются и такие разветвленные ветки, у которых одна из ветвей может служить как син, а другая -как соэ. Такие ветки особенно ценны для высоких ваз с узким горлом.
В качестве син и соэ используются чаще всего ветки, а в качестве хикаэ - цветы, но могут быть и другие комбинации. Например: все три главные элемента - ветки или все они - цветы, реже в качестве син и соэ - цветы, а хикаэ - ветка или лист.
В икэбане решающее значение имеет то, каким образом ставится хикаэ. Даже если син и соэ расставлены великолепно, то этого недостаточно, если хикаэ не поставлено хорошо. В выражении икэбаны, даже в самых простых формах, хикаэ обязательно присутствует. Есть икэбана без син или соэ, но икэбана без хикаэ немыслима.
Концы главных элементов образуют вершины разностороннего треугольника, который получится, если мысленно соединить их прямыми.
Между главными устанавливаются дополнительные ветки и цветы (дзюси). Количество их не регламентируется и зависит от художественного вкуса аранжировщика, характера растений, величины и пышности задуманной композиции. К каждому главному элементу — свои дополнители, различные по длине, но все обязательно короче его и направлены в ту же сторону.
Обычно вспомогательные ветки бывают той же породы, что и главные, а к цветам добавляют такие же цветы, но иногда к веткам подходят цветы, а к цветам - небольшие нежные веточки.
Кроме длины надо продумать и местоположение дзюси. Они должны быть поставлены так, чтобы не мешать выражению замысла композиции. Когда возникнет необходимость в многочисленных дзюси, не следует их ставить равномерно подряд, а только там, где надо акцентировать какое-то место в композиции.
Красота композиции в целом состоит в гармоничном сочетании и определенном равновесии растительного материала и сосуда. Поэтому величина главных элементов определяется в зависимости от размера вазы. Опытный художник может без труда определить на глаз правильные пропорции сосуда и растений. В помощь же начинающему аранжировщику разработаны некоторые простые числовые стандарты подсчета размеров используемых веток и цветов.
Длина син определяется следующим образом: берется диаметр вазы, прибавляется ее высота, полученная сумма увеличивается в 1,5 раза. У низкой вазы, удлиненной или овальной, вместо диаметра измеряют ее большую протяженность. Если в зависимости от степени пышности материала (например, при использовании небольших легких цветов), а также от места расположения икэбаны, требуется композиция меньшего размера, тогда сумму диаметра и высоты вазы можно не увеличивать. При создании несколько укрупненной аранжировки, например, когда имеют дело с тонким или с особо изящным материалом, эту сумму увеличивают не в 1,5, а в 2 раза.
Длина соэ определяется по син: берется 3/4 ее длины. Длина хикаэ измеряется по соэ: 3/4 ее длины, а иногда только 1/2 длины соэ. Размер вдвое меньше, чем соэ, предпочтительнее в том случае, когда создается более крупная композиция, и хикаэ величиною в 3/4 от соэ выглядел бы громоздким и некрасивым, или когда используются очень крупные цветы. Размер цветоножек хикаэ лучше определять на глаз, так как в зависимости от окраски цветов даже правильно отмеренная длина может зрительно искажаться.
Изучение икэбаны начинается c освоения основных стилей, принятых в школе. Основных стилей два: морибана - аранжировка в низких вазах на наколках и нагеирэ -аранжировка в высоких вазах. В каждом из этих стилей различают две основные формы: основная прямостоячая (риссипкей) и основная наклонная (кейсинкей). Их различие обусловлено положением ветки син: если она наклоняется всего на 10-15°, то форма называется прямостоячей, если она сильно наклонена и вторая главная ветка возвышается над нею, то форма именуется наклонной. От учащихся требуется прежде всего прочно усвоить эти основные формы, а затем несколько их вариантов. В этих вариантах главные стебли меняют свои позиции и углы наклона. Таких вариантов восемь и еще несколько дополнительных их разновидностей.
|