Школа Согецу была учреждена в мае 1926 года Софу Тэсигахара. Название школы - Согецу - от соединения двух японских иероглифов, означающих «трава» и «луна», что отражало глубокое понимание ее организатором сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной.
Софу Тэсигахара родился в 1900 г., его отец, Вафу Тэсигахара, был известным в то время преподавателем икэбаны школы Икенобо. С семилетнего возраста Софу изучал традиционное искусство под руководством своего отца. Освоив его, он помогал отцу в его преподавательской деятельности вплоть до 26-летнего возраста. К этому времени у него развился свой самостоятельный взгляд на существовавшие тогда канонизированные правила в икэбане. Он считал, что икэбана должна изменяться в соответствии с меняющимися устоями, взглядами и укладом жизни общества, что аранжировщик должен стать более свободным в выражении индивидуальных творческих замыслов посредством цветочных композиций.
Во времена, когда мастерством в икэбане считалось умелое подражание классическим формам, такие критические высказывания вызывали протест не только со стороны окружающих, но даже и у его отца. В 26 лет Софу решается встать на самостоятельный путь творчества. После первой его персональной выставки в Токио Софу предложили вести уроки икэбаны по радио. Стиль его творчества, соответствующий современному быту, стал быстро завоевывать все новых и новых последователей.
В классической икэбане ассортимент растений был ограничен, разрешалось пользоваться лишь теми растениями, которые произрастали в Японии и отвергались такие «иностранцы», как розы, тюльпаны, гвоздики, сирень, стрелиция, гербера, антуриум и др. И не всякий сосуд подходил для икэбаны. Существовали специальные вазы, производимые только для этой цели.
В 1936 г. вместе с известными мастерами икэбаны того времени Софу принимает декларацию «Новой икэбаны», в которой провозглашалось, что «Новая икэбана» отрекается от старого отношения к ней: отвергает устоявшиеся канонизированные формы; отказывается ограничивать ассортимент используемых растений; может свободно пользоваться любыми сосудами; должна постоянно развиваться и не придерживаться установленных форм, но с творческой добросовестностью быть привязанной к современному образу жизни.
Энергичные усилия и огромный талант Софу были направлены на то, чтобы поднять икэбану от уровня развлекательного занятия до уровня подлинного искусства. Он обнаружил новый подход к созданию композиций из растений, используя новые технические приемы их расстановки и привлекая материал растительного и нерастительного происхождения. От растений он использовал не только живые ветки и цветы, но и листья, корни, коряги, обрубки стволов, ошкуренные и высушенные, часто окрашенные, лозы лиан и пр.
Он впервые за всю историю икэбаны начал привлекать для создания цветочных аранжировок инородный материал: камни, железо, пластик, бумагу, перья, проволоку и т. п.
Такого рода авангардистские приемы первоначально встретили среди знатоков икэбаны бурный протест. Но как всякое новое и высокохудожественное в изобразительном искусстве неизбежно пробивает себе дорогу, так и школа Согецу, в конце концов, получает признание широкой публики.
Школа Согецу впервые поставила вопрос о приспосабливаемости икэбаны к любой обстановке как японской, так и европейской, с использованием неограниченного ассортимента веток и цветов, а также ваз, которые могут быть и специально для этой цели изготовленными из различного материала, и взятыми из повседневного обихода. Не остается неизменной и форма композиции.
Софу был также хорошо известным в Японии и во многих странах скульптором, так что не случайно, что икэбану он считал искусством, ближе всего стоящим к искусству ваяния.
Его новые идеи быстро распространились не только в Японии, но и за ее пределами.
В настоящее время школа Согецу играет ведущую роль в мировой икэбане, она обучает студентов и преподавателей по всей Японии и за рубежом, у нее более миллиона последователей. Школа публикует богатый информационный и методический материал в многочисленных книгах, журналах, брошюрах, альбомах и других изданиях на японском и английском языках.
В августе 1968 г. Софу Тэсигахара посетил Советский Союз. В Москве, Ленинграде, Киеве и Сочи он с большим успехом выступил с выставками икэбаны и демонстрациями своего мастерства.
В 1970 г. с аналогичной миссией выступала в нашей стране его талантливая ученица, преподавательница школы, дочь и преемница - Касуми Тэсигахара, Касуми начинала заниматься икэбаной под руководством отца в девять лет и уже в 18 лет стала преподавателем в школе Согецу. Она не раз ездила с миссией икэбаны в США и другие страны, где с большим успехом читала лекции и устраивала выставки. Даже в последние годы своей жизни, несмотря на тяжелую болезнь, она энергично заменяла отца, распространяя искусство икэбаны в Японии и за ее пределами.
Софу Тэсигахара ушел из жизни в 1979 г., через 11 месяцев скончалась и Касуми.
Школу возглавил сын Софу - Хироси Тэсигахара, всемирно известный кинорежиссер. Возглавив школу Согецу, Хироси Тэсигахара решительно приступил к пересмотру некоторых устоявшихся веками принципов искусства икэбаны, а также системы обучения этому искусству. Основной его принцип заключается в том, что икэбана должна быть созвучна современному развитию и состоянию общества, в котором она живет.
С самого своего основания школа Согецу стояла во главе современной икэбаны, но Хироси Тэсигахара хотел еще большего взлета, основываясь на истории и достижениях школы.
Он считает, что икэбана окружена ежечасно меняющейся средой. Наше жизненное пространство изменяется прежде всего соответственно архитектурным новшествам. Икэбана должна соответствовать разнообразию среды и пространства и оживлять их. Она отстанет от стремительного течения времени, если не будет более гибкой, впитывающей в себя многообразие современности.
Известно, что икэбана получила свое развитие с учетом пространства парадной стенной ниши, алькова (токонома), куда она ставилась в японском жилище и обозревалась только спереди.
Фронтальное и в определенной степени плоскостное решение композиций в настоящее время является пережитком прошлого. Токонома стала широко популярна примерно в середине эпохи Эдо и сохранялась в течение столетий. Но в наши дни совсем немногие дома сохранили токонома, а средневековые традиции в икэбане цепко держатся.
Сейчас в любой квартире найдется место (гостинная, прихожая), которое можно оживить икэбаной. Имеются также различные пространства на рабочих местах, в общественных помещениях, на выставках. Поэтому далеко не везде пригодна односторонняя икэбана.
Необходимо изменить прежнее представление об икэбане и считать ее объемной. Это заложено в основу системы обучения. Однако это не означает отказа нового руководства школы от изучения существующих в Согецу учебных форм и вариантов композиций. Но и здесь Хироси Тэсигахара вносит поправку, а именно - в расстановку дополнительных элементов. Например, в основной форме, чтобы придать большую глубину композиции, следует изменить расположение дополнителей к третьему элементу (хикаэ), которые сейчас дружно все направлены вперед, а тыльная сторона композиции пуста, и композиция в целом выглядит плоской. Если даже один дополнительный цветок или 1-2 дополнительные ветки ко второй главной ветке наклонить к тыльной стороне, тогда заднее пространство композиции заполнится и станет красивым.
В последние годы Согецу обнаруживает новый и смелый подход к самому растительному материалу, используемому для икэбаны. Раньше при создании композиции все внимание сосредоточивалось на цветках, как на самом прекрасном, что есть в растениях. Но исследуя разнообразные стороны и свойства разных видов и форм растений, можно находить в них новые прелестные декоративные и конструктивные качества для икэбаны, позволяющие увидеть богатство и обаяние растительного мира с другой, необычной точки зрения.
Хироси Тэсигахара обратил внимание на возможность нетрадиционного использования бамбука. Полый, еще зеленый стебель бамбука разрезают на продольные гибкие ленты, которые используются затем в композициях в вазах, создавая необыкновенные, причудливые изгибы, переплетения, замкнутые и иные пространства в них, интересные контрастные сочетания с ветками, цветами и вазами. Но еще более необычное впечатление производит бамбук только надрезанный, когда его ремневидные полосы остаются скрепленными целыми участками с одного конца стебля (эти участки могут быть различной длины). Такие «фонтаны-струи» из гибких лент бамбука весьма эффектно выглядят на газонных пространствах или водной поверхности, когда ветер колышет их, делая всю композицию динамичной и живой.
Начиная курс обучения в своей школе, Хироси Тэсигахара обращается к ученикам с такими словами: «Вы собираетесь изучать икэбану по школе Согецу, и сейчас, когда вы находитесь на пороге богатого и чудесного мира творчества, я надеюсь разделить с вами эту радость через искусство икэбаиы.
Радость творчества заложена в основу человеческой натуры, и каждый из нас вправе ее ощущать. Эта радость воодушевляет нас, она обладает силой, способной изменить смысл нашей жизни. Стоит хотя бы один раз приобщиться к ней, как вы поймете, насколько жизнь, лишенная ее, была бесцветна. Мы вступаем в этот мир, ведомые прекрасным растительным материалом.
Прелесть икэбаны безмерна и доставит вам огромное удовольствие. Время, что вы проведете в общении с растениями и цветами, принесет вам радостное ощущение, с которым вы будете изучать наше искусство.
Особенностью школы Согецу является то, что каждый может ставить композиции в любое время, в любом месте, в любом сосуде и из любого материала. Икэбана должна всегда передавать не только течение времени, но быть прекрасной и привносить в вашу жизнь ощущение свежести.
Сами по себе цветы являются творением природы, а икэбана - результат творческой деятельности человека. Как бы ни был прекрасен цветок, он является частицей природы, а мы используем его для того, чтобы создать красоту, отличающуюся от его природной, естественной красоты.
В школе Согецу есть некоторые правила построения композиции, но нет категорических догм, а правила эти гибки.
Поиски способов воплощения мира современных ощущений или переживаний при помощи цветов и растений - это и есть икэбана по Согецу.
Кому-то может показаться, что начальные занятия икэбаной неинтересны, что бессмысленно повторять основные формы и варианты композиций. Но это ошибочное убеждение. Изучение форм и вариантов можно сравнить с гаммами в музыке и эскизами в рисовании. Без освоения основной техники в дальнейшем придется столкнуться с серьезными трудностями. Софу постоянно говорил, что именно в начальной стадии занятий следует как можно больше ставить композиций. Если встречаться с множеством разнообразных растений, обнаруживать в них самый нужный для творчества элемент, научиться его обрабатывать, тогда, в каком бы месте ни пришлось ставить композицию, в каком угодно сосуде и какое бы растение ни встречалось, аранжировщик не растеряется.
|