Как морибана, так и хейка могут быть представлены в каком-либо из пяти стилей: прямостоячий, наклонный, каскадный, вертикальный и контрастный. В каждом стиле есть свои варианты. В композициях любого стиля образуется основа, или каркас, из трех основных ветвей, или элементов: первый - господствующий (subject), второй - второстепенный (secondary), третий - дополняющий (object).
Кроме основных трех элементов, для завершения композиции необходимы дополнительные растения, так называемые наполнители, которые насыщают собой пространство, очерченное главными элементами. Из них формируется акцент, создается контраст, они придают динамичность композиции, подчеркивают настроение или атмосферу; нередко может возникнуть неожиданный штрих, делающий аранжировку подлинно художественной.
Стили различаются конструкцией аранжировки, положением растений в вазе, наклоном составляющих элементов.
Прежде чем приступить к аранжировке, надо тщательно рассмотреть сам растительный материал, а стиль выбирается тот, в котором лучше всего будут выявляться природные особенности и красота растений.
Выбор стиля должен соотноситься с надлежащим отбором формы и сосуда.
Но один и тот же стиль можно представить по-разному в зависимости от того, как выражается главное в композиции, что хочет подчеркнуть и выразить художник - цвет, линии, объем. В распоряжении аранжировщика имеется целый арсенал методов для того, чтобы выявить или усилить определенные черты растительного материала, добиться желаемого эффекта, а также создать определенное настроение, передать свои чувства.
Таких методов в школе Охара выработано пять:
- натуралистический,
- цветовой,
- эффект «массы»,
- линейного строения,
- и абстрактный.
На первых порах в школе Охара существовали только два первых метода реалистического направления. Натуралистическим методом художник раскрывал красоту, рисунок природной картины, а цветовым наиболее полно подчеркивал колористическую прелесть растительного материала.
Сущность натуралистического метода состоит в том, что композиция в целом и все растения, составляющие ее, представляются в естественном виде так, как мы видим их в природе. Аранжировщик лишь усиливает или подчеркивает красоту растений профессиональными приемами.
Основополагающая идея икэбаны - представлять растительную жизнь, как она видится и изменяется от сезона к сезону, выразить любовь к природе посредством образного воспроизведения части ее красоты в небольших пределах цветочной вазы.
Цветовой метод в аранжировке призван выражать красоту окраски растительного материала посредством сочетаний колеров, гармоничных, контрастных или дополняющих друг друга. Иногда для этого игнорируются природные особенности, сезонная выразительность растений, но хороший замысел аранжировщика никогда не приносится в жертву цветовому эффекту.
В японской аранжировке цвет имеет важное значение, так как он оказывает на человека физиологическое воздействие и, в то же время, он отражает художественный вкус, индивидуальность аранжировщика.
Признание особой красоты, заключенной в цвете и форме растения, вызвало новое направление - использование каждого растения, составляющего композицию, скорее как части рисунка, а не части природы.
Поэтому в нереалистических аранжировках каждое растение становится предметом, носителем формы, цвета, линии, независимо от характера его естественного роста. Сочетание растительного материала (ветвей, листьев, корней, цветов) может создавать очень красивый и интересный рисунок, как бы вопреки их естественному виду. Подобные композиции резко отличаются от тех, в которых имитировалась природа, но зато они создают большую привлекательность, акцентируя внимание на форме растительного материала. Так, композиция, составленная методом эффекта «массы», более выразительна, чем та, в которой естественная окраска цветов рассеяна по отдельно стоящим растениям.
Современная икэбана развилась в условиях, когда жизнь общества требовала более сильных средств выразительности в музыке, живописи, производственном дизайне и в быту. Послевоенные тенденции и развитие различных областей жизни стимулировали новые формы выразительности и в икэбане. Эффект «массы» и явился одним из таких средств выразительности: используя его, аранжировщик может создавать броские акценты в своих композициях.
Противоположный методу эффекта «массы», но не менее интересный - метод линий. Тут используют каждую линию в растительном материале композиции, чтобы сделать ее более динамичной, выразительной и оригинальной.
Подобно абстрактной живописи, с ее геометрическими деталями и резкими контурами и, отчасти, под ее влиянием, композиции из цветов отличаются иногда необычным и неожиданным, но выразительным рисунком. Этот метод можно использовать в чистом виде или в сочетании с другими, например, эффектом «массы», когда образуются впечатляющие контрасты.
Абстрактный метод позволяет использовать в икэбане любой материал нерастительного происхождения. Он считается проявлением более современных тенденций, хотя строго говоря, некоторые материалы, например, песок и камни, применялись в стиле рикка почти с самого начала развития этого искусства. В инородном материале тоже можно увидеть природную красоту в самостоятельном виде или в сочетании с живыми растениями. Если у аранжировщика хороший художественный вкус, он сможет создавать красивые комбинации живых растений даже со всякого рода искусственными материалами (железо, пластик, стекло и т. д.).
Изучение икэбаны в школе Охара начинается с освоения пяти основных стилей в низких (морибана) и высоких (хейка) вазах.
|