В японской живописи, как и в искусстве каллиграфии, всегда акцентируется роль свободного пространства. Оно имеет такое же большое значение, как и нарисованная часть произведения. То же и в икэбане: почти во всех японских композициях из цветов присутствует этот очень важный художественный элемент. Пространство, не заполненное растительным материалом, чередуется то с плотным, то с более или менее разреженным участком растительности. Образуются своеобразные паузы, придающие аранжировке природную живописность. Так что не следует не только «забивать» цветами и ветками образующиеся «пустоты», но надо беречь их и даже специально создавать. Пустоты в композициях несут смысловую и художественную нагрузку. Важнейшую роль в организации этих пространств берут на себя ветки, стебли. Особенно изогнутые. Они ограничивают и сохраняют эти лишенные растений участки композиции. Гибкие лозы лиан способны захватить пространство вне пределов вазы с растениями и включить его в состав композиции, значительно расширяя ее и создавая ощущение легкости и свободы.
Что же касается общего пространства, в котором будет пребывать произведение икэбаны, то оно должно быть предварительно очень тщательно изучено, прочувствовано и соразмерено с возможностями и замыслами аранжировщика. Особенно большая предварительная творческая работа требуется при устройстве выставок и оформлении обширных интерьеров. Прежде всего нужно вникнуть в характер пространства, подумать, как подступиться к нему, как обыграть его, то есть наметить, какую форму сконструировать в нем. А это определит и выбор растительного материала. Мы не должны смотреть с предвзятостью на поразительное творение природы - растения и на их богатейшие формы. Тут не должно быть стереотипов. Нужно смелее действовать, свободно облюбовывая растения, даже вопреки принятым стандартам, и доверяя свою волю растениям. То, что выражено с твердой убежденностью, имеет силу воздействия на других.
Икэбана может воздействовать на пространство, в котором находится сама. Она должна тонко вписываться во всякое предложенное ей пространство и оживлять его. И икэбана обладает такой силой в полной мере. Даже вокруг одной протянутой линии пространство вдруг обретает некую трепетность, значимость. Пусть маленькая композиция, но если она гармонирует с местом, куда поставлена, она может придать этому месту ощущение остроты, подтянутости, даже некоторого драматизма. Для этого надо сделать аранжировку объемной, рельефной, чтобы ветки ее протягивались во все стороны, тогда она и сама обретет устойчивость в заданном пространстве. Но и пространство корректирует и даже изменяет первоначальные представления художника о размере и форме композиции, о подборе растительного материала.
|