Цвет в аранжировке - тоже один из важнейших элементов красоты. Он определяет тон произведения, создает драматический настрой композиции. Но все же его значение второстепенно по сравнению с красотой линий, хотя создание приятного цветового звучания и сочетания колеров - предмет пристального внимания аранжировщика. Различные колеры по-разному действуют на человека, вызывая у него ту или иную реакцию, эмоции, настроение.
Поэтому цвет - довольно сильное средство в создании выразительной композиции, которая могла бы взволновать зрителя, сделать его сопереживателем чувств и мыслей автора-художника.
В икэбане избегают ставить в одну вазу растения многих окрасок, исключение составляют летние композиции из природных растений.
Известно, что ощущение теплоты, света, радости вызывают так называемые теплые цвета - желтый, оранжевый, красный. Это наиболее действенные, сильные кодеры, их трудно приглушить другими. Они приближают предметы, зрительно увеличивая их объем. Желтая, золотистая окраска - наиболее любимые в Японии.
Фиолетовые, синие цвета - холодные, отдаляющие, тяжеловатые. Фиолетовый цвет имеет больше всего оттен-ков и наиболее подавляем другими.
Зеленый цвет - пассивный, отступает перед теплыми колерами, но может нейтрализовать несогласованность между другими окрасками.
Белый и черный - нейтральные цвета, связывающие плохо сочетаемые другие окраски. Между ними лежит целый ряд промежуточных оттенков серого, тональность которых зависит от количества примешанного черного.
Белый цвет зрительно увеличивает объем предметов, в его присутствии другие цвета становятся активней, оживленней. Отдельно взятый белый цвет в Японии - символ скорби, но его сочетания, например, с красным, выглядят радостными и праздничными. Черный цвет уменьшает объем и дает строгие и торжественные сочетания почти со всеми другими, особенно с красным и оранжевым. Как и последние два, другое цвета имеют много оттенков и тональностей, которые также разнятся по силе и характеру воздействия на человека.
Сочетания цветов играют свою роль в создании гармоничных композиций, хотя они, как ни странно, довольно сильно подвержены моде, подобно стилю и тональности в окраске одежды, в дизайне.
В японской аранжировке больше внимания обращается на сочетание окрасок цветов и вазы, а также фона, чем цветов с цветами. Прежде всего ценится повторение или похожесть окраски вазы и основных компонентов (или одного из них) в композиции. Этим подчеркивается единство растений и вазы в аранжировке. Очень ценится также гармоничное сочетание разных окрасок вазы и веток. Этим также достигается указанное единство.
Выразительны бывают монохромные композиции, где используются различные оттенки какого-либо одного цвета, присутствие другого цвета здесь будет неуместно. Так, хорошо выглядят аранжировки, например, из приглушенных осенних оттенков коричневого цвета. Приятны гаммы оттенков фиолетового (от сиреневого до темно-фиолетового); красного (от бледно-розового до вишнево-красного); желтого (от кремового до оранжевого). По такому принципу могут быть подобраны сорта одного вида цветов, например, астр, роз, гладиолусов и др.
Красивы сочетания контрастных, или дополнительных колеров: желтый и фиолетовый; оранжевый и голубой; красный и сине-зеленый; зелено-желтый и пурпурно-фиолетовый; желто-оранжевый и фиолетово-синий и т. д.
|