Успех у зрителей во многом обуславливается тем, как будет освещена готовая аранжировка. Откуда падает на нее свет, каков источник света, его сила, тональность - все это должен учесть оформитель перед тем, как решить, какую композицию и где ставить.
В композиции у окна, особенно южного, зритель не увидит красок цветов, и придется довольствоваться только контуром аранжировки. Здесь будут уместны так называемые силуэтные композиции, составленные из голых и малооблиствленных веток красивой формы, образующих четкий графический рисунок; вместо цветов используют крупные удлиненные листья, метелки трав, соцветия-початки рогоза и т. п. Обычно же композиции ставят не у окна, а на фоне стены или драпировки. При этом надо учесть, с какой стороны будет падать свет.
Хорошо известно, что один и тот же, например, красный цвет «звучит» по-разному, если находится в тени или же освещается прямыми лучами. При дневном свете освещение и сама композиция будут меняться в течение дня - и ясного, и пасмурного.
Чтобы избавиться от этой нестабильности дневного освещения, в Японии предпочитают устраивать выставки икэбаны в помещениях, лишенных естественного света, где окна плотно задрапированы. Электрический свет падает на стенд с растениями мягко или концентрируется только на отдельных композициях. Иногда из крупной композиции высвечиваются лишь отдельные ее фрагменты. В последнее время подсветка икэбаны извне и изнутри композиции зачастую становится как бы ее составной частью, усиливая ее выразительность и эффектность. Нередко светом различной тональности «раскрашивают» фон для аранжировки.
Конечно, использование искусственного света не должно приводить к перегреву растений, поэтому и выбор источник; света, расположения его должно быть тщательно продумано.
|