Cосуд для цветов органично входит в цветовую композицию как неотъемлемая часть. Подбор соответствующей вазы — серьезный и ответственный творческий процесс, поэтому ему должно быть уделено особое внимание аранжировщика. От правильного выбора вазы в значительной степени зависит успех всей композиции.
Этот процесс может идти по-разному. В одном случае мастер ищет вазу, в другом - заполучив сосуд, обративший на себя внимание подбирает соответствующие цветы, третьем — аранжировщик, имея в виду определенную идею, художественный образ, одновременно подыскивает и растения.
Композиции в разное время бывают различными, поэтому нужно им в своем распоряжении не одну вазу. Совсем необязательно, устраивая японскую аранжировку, пользоваться исключительно японской посудой. Композиция приобретает определенный колорит и своеобразие, когда создается в национальных сосудах, с учетом местных традиций и вкусов.
В зависимости от размеров аранжировки, назначения и места ее расположения подбираются и соответствующие размеры вазы. Величина их может быть — от совсем миниатюрных (для цветов на письменный стол) до больших, так называемых напольных — с крупными ветками и цветами, находящихся у окна, стены, рядом со шкафом.
Вазы могут быть самые различные по форме, фактуре, окраске и материалу. Чаще используют керамические вазы, низкие, широкие, в которых цветы устанавливают на специальных держателях-наколках, и высокие, с более узкой горловиной, классической формы, либо современной, даже модернистской. Размеры сосуда определяют пропорции всей композиции.
Крупные цветы флокса, дельфиниума, георгина, гладиолуса хорошо выглядят в больших глиняных горшках или керамических вазах.
Среди низких различают широкие, мелкие, наподобие блюд, неглубокие миски, корыта, а по форме: круглые, овальные, квадратные, удлиненные в виде полумесяца. Такая посуда позволяет по достоинству оценить не только поставленные в нее цветы, но и ее coбственную форму, а также красоту водной поверхности. В них очень хорошо размещать такие растения, как кувшинки, ирис и иные, цветущие в естественных условиях в воде или возле нее. Можно для этой цели воспользоваться и столовой посудой — блюдом, фруктовой вазой, подносом или пепельницей и другими предметами домашнего обихода.
Интересными сосудами могут стать импровизированные вазы из различных вещей, ежедневно употребляемых в домашнем быту, например, кухонные корзинки, крышки, котелки, бутыли, металлические и стеклянные банки, глиняные черепки и т. д. В таких предметах композиции получаются очень милыми, с долей юмора; в ход идут даже такие вещи, как соломенные шляпы.
Популярны в Японии также и глубокие чашевидные керамические изделия, фруктовые миски. Нужно только, чтобы на дно вазы можно было поставить наколку. Традиционны вазы — с ножками (1-5), причем вазу с тремя ножками ставят так, чтобы одна из них находилась по центру впереди.
Особой популярностью пользуются изделия из бамбука. Из него выделывают главным образом высокие вазы (внутри полого стебля вставляют баночки для воды). Иногда воду держат в бамбуке, но тогда предварительно надо вымачивать его в течение 1-2 часов, окунув полностью в воду. Бамбуковые изделия оставляют с необработанной поверхностью, естественной окраски, или покрывают ее черным, коричневым и другим лаком. Красив бамбук, вырезанный в двух-трех местах, в нем устраивают многоярусные композиции, на подставках или на подвесках.
Стеклянная посуда до последнего времени использовалась в Японии сравнительно мало, но теперь производство стекла увеличилось и соответственно расширяется применение его в аранжировке, главным образом в виде непрозрачных ваз. Прозрачность стеклянной вазы обязывает аранжировщика серьезно думать об опрятности и даже красоте опущенных в воду стеблей. Если стеклянная ваза слишком мелка, чтобы цветы в ней надежно держались, используют наколку, которую обязательно скрывают бумагой, белым песком или мелкой галькой. Следует помнить, что наколка и растения в воде кажутся более крупными, чем на самом деле. Поэтому в высоких вазах стебли обрезают до минимальных пределов, так же как и все мелкие веточки и листья с подводной части растений. без чего аранжировка не будет чистой, аккуратной.
Красота некоторых цветов, например, душистого горошка, герберы, фреезии, цикламена, выгодно подчеркивается именно стеклянными вазочками. Мастера икэбаны специально пользуются прозрачными вазами, чтобы устраивать оригинальные композиции с опущенными под воду цветами или листьями.
В последние годы широко используются вазы из пластмасс, а также упаковки от пластмассовых и металлических изделий, покрываемые краской или лаком.
Не рекомендуется употреблять вазы с крупным и ярким изображением животных, природных видов, цветов, разве только для детских или шуточных композиций. Предпочтительнее вазы без рисунка, с гладкой поверхностью. Для яркой красочной аранжировки цвет сосуда должен быть приглушенным или нейтральным. Универсальные цвета ваз — черный, серый, коричневый. Осторожно надо подходить к использованию белых ваз. В них, как правило, плохо выглядят цветы светлых нежных тонов. Чисто белые цветы здесь совсем теряют свою белизну и выглядят тусклыми, грязноватыми.
сли же сама ваза очень красива и является существенным декоративным элементом интерьера, то цветы для нее подбирают скромные, неяркие, часто ограничиваясь лишь зелеными ветками, безлистными или сухими, образующими интересный силуэт. В вазу, необычную по форме и фактуре, также не следует ставить много цветов.
Но очень часто ваза играет первостепенную роль в цветовом сочетании в аранжировке. Так, ярко-красная ваза пригодна для классической японской новогодней композиции, в которой традиционно присутствуют красный, зеленый и белый цвета. Здесь отсутствие красных цветов может компенсироваться красной вазой, великолепно выглядят желтые цветы в фиолетовой вазе или оранжевые — в голубой и т. д. Прекрасные композиции получаются из красных роз или гвоздик в черной вазе. Впечатляющий контраст составляют черные вазы с крупными белыми цветами и соцветиями таких растений, как каллы, хризантемы, трубчатые белые лилии и др.
|