Сад – это нечто рукотворное, иначе говоря, кем-то созданное. С другой стороны, его элементы не зависят от человека, они живут своей собственной жизнью, которая может не отвечать задумкам дизайнера. Сад создается и воплощается в рамках задуманного его создателем, но он может существовать, пусть и в более запущенном виде, и без участия садовника.
Даже самые большие императорские сады имеют границы, в то время как самые маленькие по размерам сады строились так, чтобы никто не мог на глаз определить их истинный размер. Смысл состоял в том, что истинный размер сада имел меньшее значение, чем воспринимаемый. Одним из любимых приемов садовников было использование с этой целью «заимствованных перспектив».
Сады Китая всегда имели собственные название, как любое другое произведение искусства. В больших садах, разбитых на несколько частей, каждая такая часть имела свое собственное название. После того, как сад был создан, в нем собирались гости, родственники, друзья и сообща, после тщательного обдумывания выбирали название. Перебирая различные названия, они всегда имели в виду общую концепцию дизайнера сада, литературные, философские и художественные традиции.
В садах зачастую в миниатюре воспроизводились известные, знаменитые места. Как и в пейзажном стиле живописи целью такого приема было изображение подходящего окружающего пространства в трехмерном изображении. Такое заимствование природных картин не считалось более тривиальным, нежели создание нигде ранее не встречаемого пейзажа. Иногда дизайнеры даже пытались воспроизводить пейзаж (или его часть) с уже написанных картин (тем более, что многие ландшафтные дизайнера были еще и художниками). И в этом смысле важным было поймать и воссоздать дух определенного окружающего пространства. В искусстве Китае между 12 и 13 веками ландшафт или его элементы (камни, вода, птицы и т.д.) стали более значимы, чем человек, даже если основным лейтмотивом произведения оставались чувства и эмоции.
Ландшафтное искусство Китая всегда было близко к Природе. В идеале это означает естественность и искренность, или иначе – подлинность. Одним из основных элементов для достижения природной естественности созданного ландшафта служат камни. Начиная с 8-го века камни, источенные водой, становятся чуть ли не основным элементом дизайна, так как их рождение абсолютно спонтанно и они, таким образом, являли собой воплощение естественности. Использовалось два вида камней – лежачие и стоячие. Лежачие обозначали холмы и горы, а красивые вертикальные камни использовали в качестве акцента композиции. Декоративные функции камней в китайских садах близки к статуям, обелискам в европейских садах, за тем лишь исключением, что они намного гармоничнее вписываются в живописную игру окружающих света и теней. Камни походили на абстрактные скульптуры современного искусства, в то время как европейские сады и парки периода ренессанса и барокко изобиловали художественными скульптурами.
Китайским дизайнерам приходилось преодолевать антагонизм между естественностью и стилем. Для того, чтобы следовать Природе и отказаться от чуждого ей необходимо было отождествить стиль и спонтанность.
В китайских садах (или в отдельных его частях) определялись видовые точки, или иначе - точки обзора. В некоторых случаях дизайн сада создавался таким образом, чтобы гость попал в эти видовые точки по тропинкам, переходам, мостам, павильонам и т.д. В других случаях гость сам определял для себя наиболее привлекательные уголки сада. Однако в любом случае весь сад никогда не открывался с одной только точки. Он состоял из более или менее обособленных частей, каждую из которых гуляющий по саду обнаруживал по мере своего продвижения.
Ландшафтная архитектура может дать больше, чем любое другое искусство. Окружающее пространство уже своей красотой оказывает воздействие на человека, но здесь также присутствуют и аромат (это один из наиболее чувственных способов ощутить и понять сад), тактильные ощущения, обоняние и т.д. Иногда внешне неприглядный ландшафт может быть богат «шепотом» природы - звуками воды, ветра, птиц, лягушек и др. животных. Китайские сады обращаются непосредственно к эмоциям и посвящают себя исключительно чувствам и ощущениям: будь то визуальное восприятие восхода солнца; или текстура листвы, до которой хочется прикоснуться; или смешение ароматов цветущих растений; завораживающий шепот воды или колыхание листьев.
|