Когда говорят об осенних композициях, не забывают сказать, что в них большое участие принимают плодовые ветки, часто сильно окрашенные и, конечно же, создающие атмосферу приближающейся осени или ее разгара. Действительно, они напоминают нам о благодатной поре сбора урожая, о конце активного развития растений. Многие созревшие плоды и ягоды становятся очень красивыми, яркими и усиливают впечатление многоцветности. Есть немало таких плодов, которые, слегка подсохнув, сохраняют свою декоративность и зимой и могут использоваться многократно, например, ярко-красные плоды барбариса, тунберга, спаржи и др. Чаще всего плодоносящие ветки используются самостоятельно или совместно с другими ветками и цветами в высоких вазах, где они свешиваются в стороны или вперед, проектируясь на стенку вазы. Не надо перегружать аранжировку большим количеством крупных плодов и листьев. Небольшое количество их может оказать значительно большее художественное воздействие на зрителя, чем их обилие. Всего один плод способен стать запоминающимся акцентом всей осенней композиции.
Но не менее интересными оказываются в руках аранжировщика зеленые плоды и ягоды в летнее время, задолго до их созревания. В Японии весьма популярны аранжировки с участием растений, на гибких ветках которых по одному, группами и в шаровидных соплодиях радуют глаз мелкие многочисленные плоды и ягоды, зеленые летом и яркие в осеннюю и зимнюю пору. Их используют и в летних, и в осенне-зимних композициях. Это, прежде всего, целаструс (древогубец), паслен, падуб, мелия и др.
Красиво смотрятся в аранжировках зеленые плоды платана и каштана. В середине лета в Японии нередко устраивают аранжировки из плодоносящих веток японского абрикоса. Плоды еще зеленые, но они дают ощущение прохлады. Их размещают в корзинке, когда ожидают гостей в жаркий летний день. Ощущением облегчающей прохлады веет и от композиции в широкой низкой вазе, где без наколок ставят ветки японского абрикоса с зелеными плодами, висящими над самой водной поверхностью, а выше видны красивые ветки, например, мелколистного клена, астильбы. Причудливые плоды инжира придают особую выразительность и своеобразность летней аранжировке. Очень эффектны ветки этого растения с плодами, но без листьев, в сочетании в гипсофилой, когда ягоды просматриваются сквозь белую вуаль цветов. Его плотные изогнутые ветки образуют четкий и красивый силуэт на контрастном фоне. Красивая форма крупных плодов инжира подчеркивается в присутствии мелких ярких плодов шиповника.
Свободные композиции можно создавать и из лоз винограда с гроздьями ягод, зеленых или уже созревших, только аранжировка не должна быть перегружена и тяжеловесна. Их расставляют в высоких вазах, из которых растения красиво свешиваются вниз, или в настенных вазочках. Однако при желании можно воспользоваться и тяжелыми гроздьями, уложив их в низких стеклянных или керамических сосудах густой «массой», декорировав ее извилистой лозой с листьями. Иногда над широкой низкой вазой устраивают небольшой каркас, металлическую конструкцию, служащую опорой для виноградных лоз.
У платана шаровидные плоды свешиваются на тонких ножках, подобно бубенчикам. В композициях их используют свободно, в высоких вазах. У каштанов тоже шаровидные плоды, но сидят они кучно на крепких ветвях. Собранные в «массу», они приятно контрастируют с изогнутыми линиями и мелкими зелеными ягодами, например, паслена; хорошо сочетаются с корзинками подсолнуха, мискантусом, с разными цветами, например, хризантемами. Выразительный контраст создают ярко окрашенный амарант и сухая коричневая корзинка подсолнуха. Каштан совместно с пучком созревающего риса символизирует наступающую осень.
Подходят для аранжировки и более крупные плоды с зеленой окраской - айва, китайская груша, хурма. Для контраста в одной вазе ставят ветку айвы и лозы древогубца с мелкими ягодами. Можно плоды собрать в виде «массы» у горловины сосуда, сочетая с другими растениями над ней. Но можно составить в узкогорлой вазе очень милую и выразительную композицию всего из одного плода совместно с контрастным по цвету единственным цветком, например, обыкновенной космеей или герберой.
Для композиции из плодоносящих веток надо убрать с них лишние плоды. Иногда ради интересного эффекта и поддержания баланса оставляют один плод на конце небольшой ветки. Крупные плоды китайской груши на четких крепких ветках без листьев и несколько цветов и листьев, чуть тронутые дыханием осени (для контраста) - прекрасный компонент для композиции.
Ради того, чтобы художественно аранжировать ягоды и плоды, надо смелее убирать лишние листья на ветках и обнажать красоту плодов.
Если создается композиция только из плодов и ягод, можно не беспокоиться относительно воды, но если на ветках оставлены и листья, тогда надо позаботиться, чтобы они были свежими.
|