Японские композиции из цветов в своем классическом варианте отличаются гармоничностью, соотносительностью их составных частей, а также созвучием композиции и окружающей среды. В конструкции аранжировки заложен разносторонний треугольник, который является, по древнему японскому понятию, выражением наиболее идеальной гармонии.
Эта конструкция создается тремя главными ветками (цветоносами), между которыми эмпирически установлены наиболее приятные для глаз линейные соотношения: размер второй по величине ветки составляет 3/4 (в некоторых школах 2/3) от первой; длина третьей ветки составляет 3/4 от второй; длина главенствующей ветки определяется в зависимости от размера сосуда, в котором ставятся растения. Таким образом, одновременно намечается и гармоничное сочетание размеров растений и вазы, чем и создается цельность художественного произведения. Приятная цветовая согласованность между растениями, а также между растениями и вазой, дополняет впечатление общей гармоничности композиции. Большое значение имеет и гармония между композицией и окружающим пространством.
Японский мастер, создавая икэбану, обязательно учитывает не только форму, цвет и размер вазы, но и все то, что будет окружать композицию, например, фон, подставка для вазы, предметы, которые окажутся поблизости, свет, который будет падать на нее.
Прежде чем создавать композицию, надо досконально знать место, где она будет установлена, и для чего она предназначена. Лучше всего расставлять растения в вазе сразу на отведенном месте. Готовить аранжировку где-нибудь в подсобном помещении, а уж затем подыскивать ей место в выставочном зале, совершенно недопустимо.
|