При создании садов предполагалось, что они несут в себе завершенность, эстетическое наслаждение, элементы соблазна и искушения – особый мир, далекий от обычной реальности, официальных званий и прагматичности. Каждый входящий в сад попадает в обособленную реальность – хотя некоторые и не догадываются об этом. Такой взгляд на сад не является исключительным для Китая.
В описаниях последних лет жизни известного французского художника Моне можно встретить следующие строки: «Для Моне его сад стал миром, воспроизводящим любой ландшафт, который он когда-либо исследовал. В саду он мог найти любой намек на бессмертие и бесконечность, каков бы не был его лейтмотив». Традиционно входными воротами в другой мир считалась в Китае поверхность воды. Чистую поверхность воды здесь рассматривали как вход в иное измерение, через которое можно познать другой мир, другое солнце и другие небеса.
Особым входом в другую реальность были ворота или галереи, часто используемые в садовом дизайне.
Эффект перехода достигался и путем миниатюризации, которая имела три формы. Первая из них – миниатюризация через диаграммы, или рисунки. Ограниченные узким миром своих жилищ, люди все же имеют доступ к внешнему миру во всех его проявлениях. Захотят ли они предпочесть своему дому странствия и путешествия? Для этого им нет необходимости покидать свои пристанища - достаточно всего лишь нарисовать на полу те места, которые они хотели бы посетить. Второй формой была миниатюризация пространства. Дома людей должны были помимо прочего иметь круговой сад, который позволял бы его владельцу предпринять мистическое путешествие. Третьим путем была миниатюризация самого человека.
С точки зрения даосизма вхождение в другую реальность – это воссоединение внутреннего и внешнего; переход к вместилищу сверхъестественного, что означает возвращение к истокам (или корням). Понятие истока в философии Китая означает объединение индивидуального (внутреннего) и глобального - земли, из которой жизнь зарождается и куда она в конце концов возвращается. Этот первоисточник предстает как исходная пустота и абсолютная наполненность одновременно.
В даосизме нетленный мир вечности поднимается над землей или располагается в очень отдаленных местах, а иногда и внутри земли, и обладает другим небом, солнцем и луной. Этот другой мир непохож на мир индивидуальностей и в то же время он не отличается от него. Чтобы понять смысл этого, необходимо обратиться к понятиям универсального смешения вещей, принятым в даосизме – все объекты находят свое отражение в одном, и один объект отражается в других, оставаясь при этом индивидуальностью. Таким образом происходит взаимопроникновение предметов, хотя все они остаются независимы друг от друга. В современном мире это понятие сопоставимо с принципами экологической взаимосвязанности.
|