Обнаружение и сокрытие – изумление и неожиданность.
Тайны и разоблачения всегда присутствуют в нашей жизни. Эти понятия присущи также искусству, религии, философии, торговле и бизнесу. Любопытство, удивление, неожиданность и благоговейный страх перед неизвестным используются для мотивации и получения отклика и обратной связи. Сокрытие, побуждающее к любознательности, - это основной прием для создания ощущения таинства.
В применении к ландшафтному дизайну это означает, что сад не должен открывать свои тайны с порога, поэтому для сокрытия сада от взглядов посетителей при входе строились возвышения или даже стены, помогавшие скрыть сад и сохранить его загадку для дальнейшего, шаг за шагом, знакомства с ним. Такой путь должен был привести посетителей в скрытые уголки сада, позволяя гостям лишь мельком взглянуть на окружающее пространство.
Садовые стены служили приспособлением для создания пространственной головоломки и психологического предвкушения. С их помощью создавалось ощущение того, что в середине реальности всегда находится иллюзия. Сады строились так, что у гостя возникала уверенность в том, что вся картина одновременно предстает его взгляду, как вдруг новый поворот тропинки - и совершенно неожиданный для него образ, а за дверью павильона открывается абсолютно иной, незнакомый еще сад.
Противостояние красоты и мистики - будь то необычные птицы, экзотические растения, необычные камни - будоражать воображение и будят любопытство. Удивление и любопытство достигались также ассиметрией, отсутствием прямых линий, неожиданными изменениями перспектив, характерных для всего китайского исскуства, и ландшафтного дизайна в частности.
При невозможности оценить истинные размеры сада у посетителя возникало ощущение неограниченного пространства и бесконечного числа неизведанных еще мест, оставляющих шанс приходить в сад снова и снова. В европейских садах 16-17 веков такой эффект достигался путем применения путанного, на первый взгляд беспорядочного дизайна.
Этот дизайн в основе своей использовал ту же геометрическую правильность, но представленную в неожиданной форме, дезориентированную множеством лабиринтов, так что у посетителя возникало ощущение, что он попал в какую-ту страну чудес. Но, пожалуй, главным разоблачением становилась приподнятая площадка, павильон или беседка, откуда открывался панорамный вид, пейзаж, окружающий сам сад. Такое открытие в ландшафтном дизайне сталкивало гостей с необъяснимой мистикой красоты, скрытой и явной одновременно, подтвеждая, что сокрытие и разоблачение всегда соседствуют друг с другом, и будучи одним целым они не имеют ни начала, ни конца.
|