По мере того, как идея создания садов становилось все более и более популярной среди городского населения размеры этих садов становились все меньше из-за нехватки свободных земель. Уменьшение размеров садов привело к значительным изменениям в области ландшафтного дизайна в Китае. Вследствие этого многие садовники вынуждены были вступать в противоборство с размерами предлагаемого им для работы пространства, и это было ограничение, которое им приходилось искусно преодолевать. С одной стороны, уменьшение площади садов было вынужденной мерой, зависящей от внешних обстоятельств, с другой - миниатюризация имела и другие, принципиальные причины: она была заимствована из даосизма и буддизма.
Сжатие и миниатюризация были постоянными темами как в изобразительном искусстве, так и в садовом дизайне. Притягательность этих тем объясняется возможностью постичь идею микрокосма в искусстве и единстве с самой Природы. Такое понимание лежит в основе использования камней, скажем, в значении гор, уподоблении ручьев рекам, кустов – лесам, и т.д.
Соотношение большого и малого отражается в изменении ощущений. Изменение перспективы – это видение малого с точки зрения большого. Такое видение коррелирует с традиционным для Китая восприятием пространства как оно выражается в китайском садовом искусстве, не признающем оптическую перспективу в качестве идеи представления природы.
Однако, не надо смешивать это направление с еще одним – садом в контейнерах. Это направление развивалось самостоятельно, вне зависимости от вынужденного уменьшения размеров садов из-за ограниченного количества земель. Говоря о контейнерных посадках, можно сказать, что это образец воссоединения в одном подходящем месте уникальных предметов из разных уголков Вселенной.
Большинство европейцев связывают начало выращивания миниатюрных растений с недостатком земли и сложностями переезда с места на место, в результате чего китайцы редко покидали свои дома, чтобы насладиться природными пейзажами. Это слишком простое объяснению этому сложному явлению. На самом деле, чем больше различия в размерах естественного и воспроизведенного объекта, тем больше в последнем магического и мистического.
Создать сад, в котором представлены образы всех типичных вещей и существ Вселенной – это уже само по себе магическое действо, при котором вся Вселенная оказывается сконцентрированной в одном месте, но уменьшение размеров предметов, управляемость ими и их доступность переносит нас от уровня простой иммитации реальности до сферы единственной истины: мифического пространства. Таким образом, контейнерные сады всегда были объектом отвлечения от земного бытия.
|