Правильно спланированный сад создает на ограниченном пространстве ощущение завершенности, уединенности и безмятежности, когда возникает чувство, что здесь нечего добавить и в то же время нет ничего излишнего или чрезмерного. Китайские мастера садового искусства создавали сады, которые были многозначительны и выразительны, красивы и совершенны, несмотря на ограниченное пространство, что достигалось принципами «относительности большого и малого» и «все в одном, и один во всем», изложенными в даосизме.
Завершенность как один из принципов китайской философии искусства, предстает в нескольких контекстах:
- Рассматривая большое или малое, этот принцип говорит о том, что истинное произведение искусства должно быть законченным, без недостающих элементов, неважно насколько мало само произведение; и целостным и последовательным, лишенным чего-либо чрезмерного, насколько бы оно не было велико.
- Значимое произведение искусства сохраняет свою завершенность даже при его повреждении. Замечательный шведский исследователь Освальд Сирен, глубокий знаток искусства Китая, исследовавший множество китайских садов, заброшенных в том числе, писал: "Все, что наиболее крепко запечатлелось в моих воспоминаниях, это не формальные элементы сада, а производимое им в целом ощущение, сама атмосфера и эмоциональная насыщенность, несмотря на постигшее сад разрушение и обветшание... и некий жизненный шарм и выразительность.»
- Говоря о законченной или же незавершенной работе, завершенность предстает перед нами из внутренних пропорций, обозначая, что произведение искусства совершенно, даже если в глобальном смысле оно еще не закончено. С другой стороны, некоторые произведения искусства чересчур преувеличенны и утрированны, словно художнику лучше было бы остановиться до того, как он сочтет произведение законченным. Обычно к такому неуспеху приводит желание художника чрезмерно усилить воздействие своего произведения.
- Любое произведение искусства имеет врожденный баланс между основной идеей и деталями. Чрезмерное уподобление деталям приводит к преувелечению и нарушению баланса, а само произведение отягощается и перегружается.
|