САМОПОЗНАНИЕ
НЕЗНАНИЕ СЕБЯ ЕСТЬ ЧАСТЬ ПРИРОДЫ ЛЮБОГО ЖИВОГО СУЩЕСТВА, КРОМЕ ЧЕЛОВЕКА; ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НЕЗНАНИЕ СЕБЯ ЕСТЬ ГРЕХ
- САМОПОЗНАНИЕ
Незнание себя есть часть природы любого живого существа, кроме человека; для человека незнание себя есть грех...
Боэций
Греху можно дать следующее определение – добровольно принятый образ поведения, ведущий к плохим результатам ввиду, во-первых, своей безбожности, и во-вторых, вредности для самого индивидуума и окружающих его собратьев... Незнание себя в какой-то степени соответствует этому определению...
ИЗУЧЕНИЕ ВЕЧНОЙ ФИЛОСОФИИ МЫ МОЖЕМ НАЧАТЬ "СНИЗУ" – С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ, "СВЕРХУ" – С РАЗМЫШЛЕНИЙ О МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ИСТИНАХ, ИЛИ ДАЖЕ С "СЕРЕДИНЫ" – С ТОЙ ТОЧКИ В ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, В КОТОРОЙ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ ПУТИ УМА И МАТЕРИИ, ДЕЙСТВИЯ И МЫСЛИ
- Изучение Вечной Философии мы можем начать "снизу" – с практической деятельности и нравственности, "сверху" – с размышлений о метафизических истинах, или даже с "середины" – с той точки в психологии человека, в которой пересекаются пути ума и материи, действия и мысли...
Входить через "нижние врата" предпочитают учителя-практики, люди, которые подобно Гаутаме Будде не считают нужным предаваться размышлениям и, главным образом, стремятся к тому, чтобы погасить в сердце человека ужасный пожар алчности, гнева и слепых страстей... Через "верхние врата" входят люди, призванием которых являются размышления и рассуждения, – прирожденные философы и теологи...
В ДАОССКИХ ФОРМУЛИРОВКАХ ВЕЧНОЙ ФИЛОСОФИИ, ТАК ЖЕ, КАК И В УПАНИШАДАХ, ГИТЕ И ТРАКТАТАХ ШАНКАРЫ, ПОСТОЯННО ПРИСУТСТВУЕТ МЫСЛЬ ОБ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИММАНЕНТНОСТИ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ ДУХОВНОЙ ОСНОВЫ ВСЕГО БЫТИЯ
- В даосских формулировках Вечной Философии, так же, как и в упанишадах, Гите и трактатах Шанкары, постоянно присутствует мысль об универсальной имманентности трансцендентной духовной основы всего бытия... Ниже приводится фрагмент одного из величайших классических произведений даосской литературы – "Чжуан-цзы", большая часть которого была написана примерно на рубеже четвертого и третьего веков до нашей эры...
Не спрашивай, где находится Принцип; он присутствует во всех существах...
МЕЖДУ КАТОЛИЧЕСКИМИ МИСТИКАМИ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО-ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКОВ И КВАКЕРАМИ СЕМНАДЦАТОГО ВЕКА ЗИЯЕТ ОГРОМНАЯ ВРЕМЕННAЯ ПРОПАСТЬ, ОБРАЗОВАВШАЯСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ УЖАСНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН И ПРЕСЛЕДОВАНИЙ
- Между католическими мистиками четырнадцатого-пятнадцатого веков и квакерами семнадцатого века зияет огромная временнaя пропасть, образовавшаяся в результате ужасных религиозных войн и преследований... Но нашлись люди, которые перебросили мостик через эту пропасть, – люди, которых Руфус Джонс (его труд является единственной написанной на английском языке книгой, посвященной их жизни и учениям) назвал "Духовными Реформаторами"... Денк, Франк, Кастеллио, Вейгель, Эверард, платоники Кембриджа, – один апостол приходил на смену другому, невзирая на казни и всеобщее безумие...
ПРИМИТИВНЫЙ ВАРИАНТ НЕКОТОРЫХ ДОКТРИН ВЕЧНОЙ ФИЛОСОФИИ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ В СИСТЕМАХ МЫШЛЕНИЯ НЕЦИВИЛИЗОВАННЫХ И ТАК НАЗЫВАЕМЫХ "ПРИМИТИВНЫХ" НАРОДОВ
- Примитивный вариант некоторых доктрин Вечной Философии можно обнаружить в системах мышления нецивилизованных и так называемых "примитивных" народов... Маори, например, считают, что каждое человеческое существо состоит из четырех элементов – божественного вечного принципа, который они называют "тойора"; эго, которое исчезает со смертью человека; тени-призрака или души, которая остается и после смерти; и, наконец, тела... У индейцев племени оглала вечный божественный элемент называется "сикан", и они считают его тождественным "тону" – божественной сути мира...
ЛИЧНОСТЬ, СВЯТОСТЬ, ВОПЛОЩЕНИЕ БОЖЕСТВА
АНГЛИЙСКИЕ СЛОВА ЛАТИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИМЕЮТ СВОЙСТВО НЕСТИ НА СЕБЕ ПЕЧАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО, НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО "КЛАССА" – ПЕЧАТЬ, КОТОРОЙ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ОТМЕЧЕНЫ ИХ АНГЛОСАКСОНСКИЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ
- ЛИЧНОСТЬ, СВЯТОСТЬ, ВОПЛОЩЕНИЕ БОЖЕСТВА
Английские слова латинского происхождения имеют свойство нести на себе печать интеллектуального, нравственного и эстетического "класса" – печать, которой, как правило, не отмечены их англосаксонские эквиваленты... Например, maternal означает то же самое, что motherly (материнский), intoxicated – то же самое, что drunk (пьяный)... Но какая тонкая разница существует между этими словами! И когда Шекспиру потребовалось имя для комического персонажа, он назвал его сэром Томасом Белчем (Отрыжкой), а не кавалером Тобиасом Эруктатионом...
В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ СКАЗАНО, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО СОСТОИТ ИЗ ВНЕШНЕГО ЧЕЛОВЕКА И ВНУТРЕННЕГО ЧЕЛОВЕКА
- В Священном Писании сказано, что человеческое существо состоит из внешнего человека и внутреннего человека...
Внешнему человеку принадлежит то, что зависит от души, но связано с плотью и слито с нею, а также взаимодействующие функции нескольких органов, таких, как глаза, уши, язык, руки и так далее...
Священное Писание говорит обо все этом, как о старом человеке, земном человеке, внешней личности, враге, рабе...
СВЯТОЙ – ЭТО ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЧТО КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ МГНОВЕНИЕМ КРИЗИСА; ИБО ЕЖЕСЕКУНДНО ПЕРЕД НАМИ ВСТАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЯТЬ ВАЖНЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ – ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, ПО КАКОЙ ДОРОГЕ МЫ ПОЙДЕМ: ПО ДОРОГЕ, ВЕДУЩЕЙ К СМЕРТИ И ДУХОВНОЙ ТЬМЕ, ИЛИ ПО ДОРОГЕ, ВЕДУЩЕЙ К СВЕТУ И ЖИЗНИ; ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, ЧТО НАС ИНТЕРЕСУЕТ: ВЕЩИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВРЕМЕННОГО ПОРЯДКА ИЛИ ВЕЩИ ПОРЯДКА ВЕЧНОГО; ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, ЧЬЕЙ ВОЛЕ МЫ БУДЕМ ПОДЧИНЯТЬСЯ: НАШЕЙ ИЛИ ВОЛЕ КАКОЙ-ЛИБО ПРОЕКЦИИ НАШЕЙ ЛИЧНОСТИ, ИЛИ ЖЕ БОЖЬЕЙ ВОЛЕ
- Святой – это тот, кто знает, что каждое мгновение человеческой жизни является мгновением кризиса; ибо ежесекундно перед нами встает необходимость принять важнейшее решение – определиться, по какой дороге мы пойдем: по дороге, ведущей к смерти и духовной тьме, или по дороге, ведущей к свету и жизни; определиться, что нас интересует: вещи исключительно временного порядка или вещи порядка вечного; определиться, чьей воле мы будем подчиняться: нашей или воле какой-либо проекции нашей личности, или же Божьей воле... Для того, чтобы подготовить себя к кризисным житейским ситуациям, святой соответствующим образом тренирует свои ум и тело точно так же, как это делают солдаты... Но если задачи военной подготовки очень узки, просты, заключаются в том, чтобы сделать людей отважными, хладнокровными и способными на четкое взаимодействие в деле убийства других людей, к которым они не испытывают никакой личной неприязни, – то духовная тренировка направлена на достижение более значительных целей...
ДУШИ, КОТОРЫЕ ОБРЕЛИ ЗНАНИЕ, ЕДИНЯЩЕЕ ИХ С БОГОМ, ПО СЛОВАМ БЕНЕТА КЭНФИЛЬДСКОГО "ПОЧТИ ЗАБЫЛИ О СЕБЕ И ПОЛНОСТЬЮ ЗАНЯТЫ БОГОМ"
- Души, которые обрели знание, единящее их с Богом, по словам Бенета Кэнфильдского "почти забыли о себе и полностью заняты Богом"... Но исчезающий эгоизм сопротивляется, поскольку, хотя и в очень незначительной степени, они по-прежнему отождествляют свое бытие с какими-то врожденными психофизическими привычками, каким-то приобретенным образом мышления или чувств, какими-то условностями, принятыми в их социальной среде... Иисус был почти полностью растворен в истинной Божьей воле; но несмотря на это, он мог сохранить некоторые элементы эгоизма...
МИСТИКИ ЗАПАДА ПРИЛОЖИЛИ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСИЛИЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ ХРИСТИАНСТВО ОТ ДОСТОЙНОЙ СОЖАЛЕНИЯ РАБСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА
- Мистики Запада приложили определенные усилия к тому, чтобы освободить христианство от достойной сожаления рабской зависимости от исторического факта... (Или, если быть более точными, от той смеси сохранившихся исторических данных с последующими предположениями и домыслами, которая в разные эпохи воспринималась как исторический факт... ) Из текстов Экхарта, Таулера, Рейсбрука, Бёме, Вильяма Ло и квакеров можно было бы извлечь более духовное и более универсальное христианство...
МИСТИКИ ЗАПАДА ПРИЛОЖИЛИ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСИЛИЯ К ТОМУ, ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ ХРИСТИАНСТВО ОТ ДОСТОЙНОЙ СОЖАЛЕНИЯ РАБСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА
- Мистики Запада приложили определенные усилия к тому, чтобы освободить христианство от достойной сожаления рабской зависимости от исторического факта... (Или, если быть более точными, от той смеси сохранившихся исторических данных с последующими предположениями и домыслами, которая в разные эпохи воспринималась как исторический факт... ) Из текстов Экхарта, Таулера, Рейсбрука, Бёме, Вильяма Ло и квакеров можно было бы извлечь более духовное и более универсальное христианство...
БОГ В МИРЕ
"ЭТО – ТЫ
- БОГ В МИРЕ
"Это – ты... Во всех вещах узри Одно" – Бога внутри и Бога снаружи... В Реальность можно проникнуть сквозь душу, и в Реальность можно проникнуть сквозь мир...
В МАХАЯНИСТСКОЙ И ДЗЭН-БУДДИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, ДЛЯ КОТОРОГО САНСАРА И НИРВАНА, ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ, – ОДНО И ТО ЖЕ
- В махаянистской и дзэн-буддистской литературе содержится самое лучшее описание психологии человека, для которого Сансара и Нирвана, время и вечность, – одно и то же... Буддизм, вероятно, более четко, чем какая либо другая религия, указывает нам путь к высотам и всей полноте духовного Знания, пролегающий как через весь мир, так и через душу... В этом контексте мы можем указать на тот важнейший факт, что пейзажная живопись Китая и Японии, по сути своей, является религиозным искусством, вдохновленным даосизмом и дзэн-буддизмом...
ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТВОЙ ДУХ НЕ ЗАПОЛНИТ ВЕСЬ МИР, А ЗВЕЗДЫ НЕ СТАНУТ ТВОИМИ УКРАШЕНИЯМИ; ПОКА ВЕЧНАЯ МУДРОСТЬ БОГА НЕ СТАНЕТ ДЛЯ ТЕБЯ ТАКОЙ ЖЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ, КАК УМЕНИЕ ХОДИТЬ И ПРИНИМАТЬ ПИЩУ: ПОКА ТЫ ХОРОШО НЕ ПОЗНАЕШЬ ТО НЕЯСНОЕ НИЧТО, ИЗ КОТОРОГО СОТВОРЕН НАШ МИР; ПОКА ТЫ НЕ ВОЗЛЮБИШЬ ЛЮДЕЙ НАСТОЛЬКО, ЧТО БУДЕШЬ ЖЕЛАТЬ ИХ СЧАСТЬЯ ТАК ЖЕ СИЛЬНО, КАК И СВОЕГО СОБСТВЕННОГО; ПОКА ТЫ НЕ СТАНЕШЬ ВОСХИЩАТЬСЯ СПОСОБНОСТЬЮ БОГА БЫТЬ ДОБРЫМ КО ВСЕМ, – ТЫ НЕ БУДЕШЬ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ МИРА
- До тех пор, пока твой дух не заполнит весь мир, а звезды не станут твоими украшениями; пока вечная мудрость Бога не станет для тебя такой же естественной, как умение ходить и принимать пищу: пока ты хорошо не познаешь то неясное ничто, из которого сотворен наш мир; пока ты не возлюбишь людей настолько, что будешь желать их счастья так же сильно, как и своего собственного; пока ты не станешь восхищаться способностью Бога быть добрым ко всем, – ты не будешь получать удовольствия от мира... Пока ты не познаешь мир лучше, чем свои собственные владения; пока красоты земного шара не станут тебе более дороги, чем красота твоего дома; пока ты не вспомнишь, как давно ты был сотворен и как чудесно было появиться на свет, – ты получишь больше удовольствия от дворца своего величия, чем если бы он был сооружен сегодняшним утром... Более того, ты не сможешь получить истинное удовольствие от мира до тех пор, пока ты не возлюбишь саму красоту наслаждения настолько, что страстно возжелаешь убедить других людей наслаждаться миром...
ЕДИНСТВО НИРВАНЫ И САНСАРЫ ОБУСЛОВЛЕНО ПРИРОДОЙ ВСЕЛЕННОЙ; НО ПОЛНОСТЬЮ ОСОЗНАТЬ ИЛИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОЩУТИТЬ ЭТОТ ФАКТ МОГУТ ТОЛЬКО ТЕ, КТО ДОСТИГ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
- Единство Нирваны и Сансары обусловлено природой вселенной; но полностью осознать или непосредственно ощутить этот факт могут только те, кто достиг высокого уровня духовного развития... Когда обычные, милые, не обновленные духовно люди принимают этот факт на веру и применяют его на практике, то они попросту ищут приключений на свою голову... Ужасные истории об отказе от общепринятых норм морали предупреждают нас о том, что может произойти, когда мужчины и женщины применяют на практике воспринятую только разумом и по-настоящему не осознанную теорию, что все есть Бог, а Бог есть все...
ДОКТРИНА, УТВЕРЖДАЮЩАЯ, ЧТО БОГ ПРИСУТСТВУЕТ В МИРЕ ПОВСЕМЕСТНО, ИМЕЕТ ОДНО ВАЖНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: ОНА УКАЗЫВАЕТ НА СВЯТОСТЬ ПРИРОДЫ И НА ГРЕХОВНОСТЬ И ГЛУПОСТЬ САМОУВЕРЕННЫХ ПОПЫТОК ЧЕЛОВЕКА СТАТЬ ЕЕ ПОВЕЛИТЕЛЕМ ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ ЕЕ БЛАГОРАЗУМНО-ПОКОРНЫМ СПОДВИЖНИКОМ
- Доктрина, утверждающая, что Бог присутствует в мире повсеместно, имеет одно важное практическое значение: она указывает на святость Природы и на греховность и глупость самоуверенных попыток человека стать ее повелителем вместо того, чтобы быть ее благоразумно-покорным сподвижником... К живым существам, не достигшим человеческого уровня развития, и даже к вещам необходимо относиться с уважением и пониманием, и не следует грубо эксплуатировать их ради достижения наших целей...
Владыкой Южного Океана был Поспешный, владыкой Северного Океана – Внезапный, владыкой Центра – Хаос...
КТО НЕ ЛЮБИТ, ТОТ НЕ ПОЗНАЛ БОГА, ПОТОМУ ЧТО БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ
- Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь...
I Иоанн, 4... 8
Любовь может охватить и удержать Его, но мысль – никогда...
ВТОРАЯ ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО, В ОТЛИЧИЕ ОТ НИЗШИХ ФОРМ ЛЮБВИ, ОНА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭМОЦИЕЙ
- Вторая отличительная особенность любви к ближнему заключается в том, что, в отличие от низших форм любви, она не является эмоцией... Она начинается, как усилие воли, и достигает своего пика, как чисто духовное озарение, объединяющая любовь-знание сути своего объекта...
Пусть каждый знает, что настоящая любовь к Богу состоит не в пролитии слез, и не в той нежности, к которой мы...
««« ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА | ВТОРАЯ СТРАНИЦА »»»