Главная проблема человека - в том, что он не помнит себя.
В этой простой формулировке лежит суть учения Четвертого Пути. На Земле существует примерно пять биллионов людей; фактически никто из них не помнит себя. Некоторые люди заинтересованы в том, чтобы послушать о своих душах или о развитии своих душ; большинство людей верят в то, что у них она уже есть.
На Четвертом Пути, провозглашенном в начале века Г.И. Гурджиевым и П.Д. Успенским, "душа" имеет точное значение: она создана накопившимися моментами сознания и определена как существо, которое живет отдельно от мыслей, чувств и физической формы человека, и, следовательно, человек может пережить смерть. Основной метод для намеренного создания такого сознания - это "самовоспоминание".
Усилие по самовоспоминанию обманчиво просто: человек пытается быть больше в настоящем, быть более осознающим в каждый момент бодрствования своей жизни. Человек пытается осознавать и самого себя, и свое окружение одновременно. Усилие начинается снова в каждый момент, - пытайтесь помнить, где вы, пытайтесь помнить, кто вы, пытайтесь быть в настоящем по отношению к ощущению воздуха на вашей коже, пытайтесь помнить, где ваши стопы, слушать звуки вокруг вас, пытайтесь быть осведомленными о течении времени. Через эти усилия человек вносит свою зарождающуюся душу в бытие.
Самовоспоминание - это главное в жизни и в работе студента Четвертого Пути; все остальное второстепенно по сравнению с ним. Для человека, который может помнить себя, за полчаса можно зарегистрировать впечатления, которые другим пришлось бы собирать дни, годы, может быть, всю жизнь. Такой человек обладает сильно отличающимся уровнем сознания. Вкратце, он обладает работающей "душой", которая так отличается от обычного сознания, как человек, храпящий в кровати ночью, отличается от человека, который уже встал и делает свою ежедневную работу.
По мере того, как человек развивается, самовоспоминание становится большим, чем упражнение по осведомленности. Любопытно, что для того, чтобы помнить себя, или свою душу, человек должен начать забывать себя. Это означает, что человек должен быть способен пожертвовать своим само-потаканием, своим укоренившимся чувством индивидуальности, представлением себя как центра своей собственной вселенной. Мы стоим в своем собственном свете. Через самовоспоминание мы начинаем двигаться от нашей субъективности, узкого внутреннего мира к осведомленности и связи с безгранично большей, более объективной, более сострадательной вселенной. Итак, усилие по самовоспоминанию, если человек упорно его продолжает, ведет к покорности, к созданию души, которая способна к служению цели более великой, нежели она сама.
А до тех пор такие идеи, как "высшая истина", "просвещенность", "единство", "индивидуальность" и "внутренний мир" относительно бессмысленны, потому что они зависят от уровня сознательности, - это означает, что понимание этих слов зависит от того, что человек осознает. Поэтому, без достижения высоких состояний, отношения, произведенные этими словами, помогают человеку оставаться в текущем состоянии субъективности, сна наяву. Первой задачей должно быть пробуждение - медленный, трудный процесс отбрасывания недолгих и мелких целей ради более великой цели - высшего сознания. Следовательно, начинает проявляться, что другие используют выразительные слова, которые имеют узко специфическое значение, например, хотя немногие имеют прямое переживание своей души, многие тем не менее ожидают, что это существо, которое они не испытывали прямо в жизни, когда-нибудь перенесет их на высший уровень во время смерти. Почему? И кто есть этот "Я", который имеет подобные ожидания?
Кто этот "Я"? По мере того, как человек начинает наблюдать себя более объективно, он обнаруживает, что нет "Я", есть только конфликтующие группы "Я": мысли, чувства, желания, субъективные восприятия - все это господствует или отступает в любой данный момент, и каждая из этих групп принимает себя за целое, пока она властвует над другими группами. Когда человек начинает медленный, длиной в жизнь, процесс взращивания сознания, моменты пробуждения появляются как жемчужины, нанизанные на нитку, в нормальном, "бодрственном сне" в течении дня. Без самовоспоминания, однако, идея о том, что человек спит, является только затасканной метафорой. По этой причине трудно говорить о том, что человек может видеть и проверить на Четвертом Пути, потому что подобная дискуссия предполагает "Я", которое еще не существует, существо, которое может проверить и снова отыскать свои проверки по собственной воле.
Отсутствие единственного реального "Я" помещает человека под власть внешних влияний. Это означает, что внешние стимулы вызывают определенные "Я" внутри него, и если даже он "решил" сделать что-нибудь, кто решил иметь "Я" решить? В этом смысле человек фактически является машиной, испытывающей недостаток какого-то постоянного или сознательного направления, реагирующей автоматически на свое окружение.
Кроме того, эта машина находится под контролем не только одного ума, как это обычно предполагается, но под контролем четырех отдельных и независимых видов разумов. П.Д. Успенский назвал их инстинктивным, двигательным, эмоциональным и интеллектуальным центрами. Сказано, что каждый из этих центров разделен на позитивную и негативную часть (хотя, как мы впоследствии увидим, негативные части эмоционального и интеллектуального центра имеют несколько искусственное происхождение). Кроме них имеется еще сексуальный центр и потенциально два высших центра. Последние представляют рассудок души и, следовательно, доступны только как результат работы.
Но перед тем, как человек начнет подобное изучение себя, он должен распознать, что эти идеи, возможно, наиболее важные, чем те, которые человек слышал в своей жизни, и, таким образом, позволить им занять больший вес в своем мышлении. Обычная ловушка - это сравнивать эти идеи с другими идеями, которые человек может услышать, с другими учениями, с которыми человек может столкнуться, каждое из которых - это способ смягчения влияния, которое эти идеи могут иметь в жизни человека в настоящий момент. Не веря и не опровергая их, человек начинает процесс проверки этих идей, чтобы увидеть, истинны и полезны ли они.
Что возвращает нас к первому вопросу: можете ли вы помнить себя сейчас? Не забыли ли вы себя с тех пор как эта идея была впервые представлена несколькими параграфами ранее? Вернитесь в момент. Помните ваше дыхание, осознавайте слова на этой странице, слушайте звуки, наиболее далекие от вас, насколько можете, - может быть, транспорта на улице или детей, играющих за дверями. Помните свои стопы на полу.
Учение Четвертого Пути Содружества Друзей рекомендует ряд приемов для того, чтобы внести человека в момент. Но со временем человек должен учиться быть творческим и искать методы для самого себя; наиболее важное - это убедиться, что человек наблюдает как самого себя, так и внешний мир одновременно. Например, человек может пытаться осознавать край страницы, пока он читает. Человек может пытаться осознавать цвета и формы вокруг него, пока он помнит свои стопы, прижатые к полу. Человек может стараться встречаться глазами с людьми, с которыми он говорит, стараясь быть осведомленным о них, (кто они? что за эмоции они слегка выражают, пока он говорит?) и осознавать себя в это же время, вместо того, чтобы следовать привычкам, будучи всецело очарованным течением своих внутренних ассоциаций, пока он говорит, или быть совершенно погруженным в объект своего внимания (Успенский дает название последнему "отождествление"). Человек может наблюдать мысли и чувства, различные "Я", проходящие сквозь его осведомленность, по мере того, как он пытается помнить, что он - тот, кто наблюдает, а не тот, кого он наблюдает.
Успенский предложил упражнение с часами: наблюдать секундную стрелку, пытаясь осознавать себя. Помните свое имя, помните: "Я сейчас здесь". Ни о чем больше не думайте - просто наблюдайте секундную стрелку и осознавайте себя, свое существо и место, где вы находитесь. Он сказал, что, если вы настойчивы, то вы будете способны делать это две минуты. Если вы попытаетесь провести подобный эксперимент снова несколько позже, вы обнаружите, что это даже сложнее.
Если мы честны, мы можем проверить с помощью этого эксперимента, что мы не помним себя - никто из нас, хотя бы некоторое время. Однажды обнаружив это, человек использует ряд других инструментов чтобы вызвать присутствие, таких, как "добровольное страдание". Добровольное страдание - это привнесение маленького раздражения, которое прерывает автоматическое функционирование машины. Например, человек может пытаться не скрещивать свои ноги, когда сидит, если скрещивать ноги - это его привычка. Или скрещивать их, если у него нет такой привычки. Или сидеть на своей руке, пока человек читает эту страницу.
Четвертый Путь содействует самовоспоминанию прямыми и косвенными способами: в особенности, в эмоциональном и интеллектуальном "центрах". Принципиальные методы работы в эмоциональном центре - невыражение негативных эмоций и трансформация страдания. В интеллектуальном центре фундаментальный инструмент - работа с изменением отношений.
1 - Негативные эмоции
Согласно учению Четвертого Пути, негативные эмоции, под которыми мы понимаем всю пышность гнева, раздражения, нетерпения, негодования, самосожаления, скуки и других подобных чувств, которые обычно обильно присутствуют в жизни человека, - не имеют реальной функции в наших жизнях. Негативные эмоции - это всегда признак слабости, и их причина всегда внутри самого человека, а не в чем-то внешнем. Более важно, взращивание, оправдание, и выражение негативных эмоций препятствует нам в самовоспоминании.
Первый шаг к пробуждению и трансформации - это невыражение этих негативных эмоций. Другими словами, пока в начале своей работы студент продолжает чувствовать подобные эмоции, он, как минимум, старается не выражать их, - неваражение - это первый шаг к наблюдению себя. Человек не может наблюдать их, когда он выражает их - они слишком быстры, и иллюзорная цепь самооправдания и вины уже началась.
Невыражение должно быть полным: например, негативная эмоция нетерпения может быть выражена в постукивании пальцами по столу, будь-то бы человек раздраженно напоминает: "Я жду". Аналогично, наши друзья быстро учатся тому, что плотно сжатые губы показывают наше неодобрение, а угнетенные позы показывают депрессию также эффективно, как наши слова. Усилие по невыражению негативности любым путем, не имеет значения, каким, является, таким образом, усилием, которое человек может поддерживать только самовоспоминанием, то есть, осознавать негативность одновременно с более широкой самоосведомленностью. Наиболее важно, что человек должен осознавать, что негативность не есть "я". Человек начинает видеть, что негативность - это энергия внутри него, осознаваемая благодаря внешнему стимулу, но он является ее причиной не более, чем снег является "причиной" пробуксовки автомобиля, когда на шинах нет протекторов. Человек не сдерживает и не подавляет негативность: просто сохраняет тихое место внутри, принимает и наблюдает негативность и ждет, когда она рассеется, как туманное утро или буря. В конце концов, человек учится, что большинство нашей негативности продлено, расширено и углублено нашими отношениями.
Чтобы остановить выражение негативных эмоций, человек должен изменить отношение, что они полезны и необходимы, что их причина - в людях и событиях вокруг, что они слишком мощные для того, чтобы их контролировать, и что человек ничего с ними не может сделать. Человек должен начать видеть, что он не является "честным", когда "делится" подобными эмоциями, также он не является "неискренним", когда ему не удается их выразить. Дополнительное отношение, известное нашему времени, - то, что поскольку человек должен так или иначе иметь их, лучшее - это избавиться от токсинов, распространив их наружу вместо "сдерживания" их и заражения самого себя.
Ничто не может быть дальше от истины. Фактически, негативные эмоции разрушают наши жизни и жизни людей вокруг нас. Их выражение становится наркотической зависимостью. В них - главная причина того, что называется "ненужное страдание", например, чувство, что человек был оскорблен жизнью и другими людьми, что другие люди неправильные и срочно требуют наказания от этого человека, что человек неспособен и недостоин, или что обстоятельствам и людям вообще следует быть другими, чем они есть.
Учась не выражать негативные эмоции, мужчина или женщина учатся кое-чему еще, тому, что энергия, содержащаяся в этих эмоциях, в точности такая же, какая необходима для трансформации. Использовать ее для чего-то еще все равно что использовать ракетное топливо для керосиновой горелки. Или, в случае ее выражения, это выглядит как если бы человек вылил топливо на улицу и бросил спичку.
2 - Отношения
Через эту работу человек быстро начинает видеть, что его отношения не являются неизменным отражением реальности: это просто мнения, и, как таковые, пытаются вклиниться между истинным "Я" человека и его сном. Человек имеет ненаблюдаемые отношения почти обо всем. Возьмите любой журнал и наблюдайте течение внутренних мнений, которые вызываются каждой статьей, каждым объявлением, каждым заголовком: отношения о рекламируемом продукте, описываемых событиях, как изображены люди, и что они носят - на что людям следует быть похожими, как мир должен жить, как политикам следует поступать.
Эти мнения защищают сон человека и часто скрывают глубоко спрятанные отношения. Например, все подчиняются отношению, что человек всегда "прав". Так, как думает человек, он будет защищать свою собственную точку зрения от воображаемых противников, человек будет искать в разговоре возможности для того, чтобы выразить свою правоту, и человек будет спорить с друзьями, которые спрашивают о склонностях человека. Однако, человек не вспоминает себя и, поэтому, не присутствует по отношению к другим возможностям в моменте: музыка, пища, вино, смех; или даже по отношению к повторенному доказательству, что его точка зрения ограничена и субъективна, и, фактически, он является спящим существом. Более важно, что человек не сможет увидеть что его точка зрения полностью неважна в любом реальном мнении; другими словами, это всего-навсего другое "Я". Следовательно, это привычное отношение будет углублять сон человека. Какие бы ни были наши отношения, они менее важны, чем обучение тому, как их использовать для того, чтобы стать более сознательными, а не более субъективными и подверженными мнениям. Тогда как наша способность изменять внешние события жестко ограничена, мы имеем много больше контроля над нашим мышлением, и со временем мы обнаруживаем, что внешние события легче "изменяются" нашим отношением чем чем-либо еще. Как сказал много веков тому назад Вильям Шекспир: "Нет ни хорошего, ни плохого, но наш ум делает это таким".
Конечно, это усилие означает прежде всего изменение отношений человека к отношениям. Человек может даже выбрать рассмотреть ряд своих отношений как упражнение - упражнение, которое человек может использовать для того, чтобы стать более сознательным. Развитие отношений может быть рассмотрено как вызов, - метод, при помощи которого человек манипулирует машиной для того, чтобы симулировать путь, на котором человек мог бы находиться, если бы был более сознательным и менее "застрявшим" в определенных способах смотреть на вещи. Рассматривая этот аспект нашей работы как эксперимент, человек уже отделяется, работая для того, чтобы быть менее отождествленным со своей собственной машиной, меньше быть заинтересованным "правильными" мыслями и больше заинтересованным в процессе думания как таковом.
Например, общее отношение в Содружестве Друзей - рассматривать жизнь человека как театральную пьесу, пьесу, в которой человек не имеет главной роли, но в которой человек должен поддерживать многих других актеров во многих сценах, и в которой "окончание" известно только Писателю. Итак, усилия человека должны быть посвящены тому, чтобы играть хорошо свою собственную роль, не спрашивая Писателя о направлениях, корректирующих исполнение других (эта роль принадлежит режиссеру), или не пытаясь предчувствовать, что случится дальше. Это также происходит без слов о том, что понимание, присущее этому отношению, заключается в том, что пьеса была написана хорошо на протяжении исполнения, с большим мастерством, чем человек мог бы для себя придумать. Это может быть или не быть правдой, но это может помочь человеку стать менее субъективным и открыть его для более высокого уровня осведомленности; это помогает человеку фокусироваться на его внутреннем состоянии и меньше - на "фиксировании" событий и других людей, которые обычно далеки от нашего контроля. С другой стороны, это может привести к пути неделания усилий: в конце концов, если пьеса уже написана, значит "Я" не должен ничего с ней делать. Вот здесь человек будет нуждаться в выборе альтернативного отношения, возможно, отношения, подобного этому: результаты пропорциональны усилиям. Это понимание иллюстрирует еще раз, что отношения не являются объективными, но человек может выбирать их для лучшей своей способности усиливать работу в настоящем. Они формируют некий род коробки с инструментами для работы человека.
В добавление к работе с отношениями, существуют другие пути для использования мышления человека чтобы помочь создавать сознание. Человек может вызывать самовоспоминание, перестраивая мышления и имитируя сознательность. Это требует наблюдения за тем, как человек ведет себя в моменте более высокого уровня сознательности и затем намеренного воспроизведения этого поведения, когда человек более спит. Например, человек может обнаружить, что когда он более пробужден, он больше слушает и меньше говорит. Так, в момент, когда человек желает бать более сознательным, более присутствующим, он может пытаться слушать больше, как способ восстановить связь с самовоспоминанием. И это тонко связывается с нашей работой с негативностью: человек может обнаружить, что когда он находится в депрессии, он ест суп из кастрюли, отказывается отвечать по телефону и не моет голову. Начать "отделяться" от негативности может означать вымыть голову, отвечать по телефону таким веселым голосом, каким только можно, и есть суп из тарелки.
С другой стороны, человек может наблюдать поведение кого-то, кто более сознателен, и намеренно выбрать имитацию этих аспектов. Это, конечно, требует присутствия сознательного учителя. Подобное усилие дает дополнительную выгоду, привлекая человека больше под влияние учителя, чем под случайное влияние, которое проливается ежедневно, без предложения, на нашей работе, нашими друзьями, телевидением, газетами, или, что даже более коварно, случайными ассоциациями нашего богатого воображения.
Как основатель Содружества, Роберт Бертон сказал: "Хотя в нашей школе мы не медитируем, мы пытаемся контролировать наш разум не в особых обстоятельствах, но во всех обстоятельствах и в каждый момент бодрствования. Большинство людей наполнены соблазнами, и одна из частей соблазна - это размышление о том, что контроль разума происходит в особых обстоятельствах: один раз в неделю или шесть часов в день. Этого недостаточно. Когда человек медитирует, он пытается контролировать свой разум. А когда человек не должен пытаться делать это?"
Конечно, человек может видеть эти усилия как противоречивые; например, как можем мы иметь отношение, что мы в "пьесе", если все зависит от делания усилий? С этого места человек должен снова наблюдать свои отношения: если человек захвачен субъективными идеями "истины", что человек может и имеет право знать, что есть "истина" на нашем уровне, эксперимент становится невозможным, оставляя беспомощного человека, сражающегося с накопленным за годы психологическим багажом. Другими словами, без готовности изменить что-то в себе, даже что-то такое маленькое, как наши отношения, мы остаемся там, где мы сейчас. Однако, это огромное облегчение - обнаружить, по мере нашего продвижения, что "мне" нечего терять!
Работа с этими принципами также открывает в нашей психологии сопротивление к трансформации. Скорее чем принять возможность измениться, многие "Я" человека ищут пути оттолкнуть эти идеи путем поиска других противоположных идей, или даже путем использования идей в рамках этого текста для противоречия другим. При наблюдении мы начинаем находить негативную половину интеллектуального центра как медленный и неуклюжий способ приближения к реальному "мышлению", оставив в покое пробуждение. Например, в следующий раз, когда вы будете говорить с другом или членом семьи, и, вместо того, чтобы фокусироваться на том, что неправильного в точке зрения другого человека, или подготавливать свой ответ на нее, а не слушать, вы можете постараться понять, почему кто-то может так думать или чувствовать, и, следовательно, расширять свою собственную точку зрения и становиться менее субъективным (без необходимого заимствования частной точки зрения, пока вы не найдете это полезным).
По мере того, как человек начинает видеть, что становится возможным, когда он останавливает подобную негативность, критическое мышление, он может начать исследовать положительную часть интеллектуального центра, и как только человек обнаруживает ее, как только он уменьшил негативные эмоции, человек может начать исследовать неизвестную эмоциональную территорию. Работа с позитивной частью интеллектуального центра помогает человеческому мышлению становиться более очищенным, более утонченным, более деликатным. Это включает способность сравнивать способы смотреть на вещи, а не использовать идеи для того, чтобы воздействовать друг на друга в иллюзорной попытке найти "правильный" ответ. Для этого требуется способность начать оценивать, какой инструмент потребуется: не объективно правильный во всех обстоятельствах, а наиболее соответствующий данному конкретному моменту. А это, в свою очередь, требует присутствия и самовоспоминания...
3 - Трансформация страдания
А что же с неисследованной эмоциональной территорией? Мы находим, что это вполне возможно - достичь высоких состояний через трансформацию страдания. Любой вид реального страдания (как противоположный ненужному страданию, которое может только быть отставлено) может быть трансформирован в "позитивную" эмоцию - эмоцию, которая не зависит от воображения или внешних стимулов, если человек учится применять свою волю и знания к этой задаче.
Первоначально трансформация также вовлекает работу с отношениями. Трансформация частично включает в себя видение ситуации, что "Я" может рассматриваться как негативное с совершенно другой шкалы или точки зрения так, что ситуация больше не является чем-то негативным, а становится фактически чем-то позитивным, что может быть использовано для работы. Когда мы способны не выражать негативную эмоцию, мы трансформируем ее в некоторый вид страдания в том смысле, что мы выдерживаем ее без сопротивления или выражения. Следующий шаг - учиться как ее трансформировать. Мы начинаем, когда мы учимся видеть страдание позитивным образом, когда мы понимаем необходимость того, что происходит.
Например, человек может предпочитать видеть все, что происходит, как результат высших влияний, а не как проступок кого-то еще, или даже проступок (или триумф) маленького, механического самого себя. Так события, которые человек может субъективно воспринимать как "плохие", являются в действительности законами намного более великих влияний и как таковые могут быть выдержаны с благодарностью и радостью. Действительно, вот что просвещенные люди практикуют (и изучают) во все века. В таком случае, страдание, которое неизбежно постигает человеческие существа, может быть рассмотрено как возможность дальнейшей работы.
Мы начинаем видеть, что исчезновение любой ощутимой "проблемы" лежит в наших усилиях помнить себя и трансформировать наше страдание. Принятие - это ключ к трансформации. Как бы ни были оправданы жалобы и обиды человека, как несправедливо ни воспринимал бы человек обстоятельства, в которых он находится, все это - то самое топливо для трансформации и высшего сознания.
* * *
Но человек должен начинать просто. Иронически, возможно, обнаружение того, что человек не помнит себя, само по себе производит момент настоящего. Успенский писал: "Первые попытки показали мне, как трудно это было. Попытки помнить себя терпели неудачу в том, чтобы дать любой результат, исключая то, что они показали мне, что, в действительности, мы никогда не помним себя". Родни Коллин, ученик Успенского, сказал, что помнить себя трудно именно потому, что это ключ к новому миру. Если бы результаты достигались легко, их бы не ценили.
Результаты не могут прийти легко, но усилие, в сущности, простое. Фактически, его простота - это одна из самых величайших причин, по которой мы не делаем усилия. Мы всегда ищем некое великое усилие, которое произведет немедленные, драматические перемены в нашей жизни, и, таким образом, мы упускаем от момента к моменту действительную возможность сделать накапливающиеся перемены в нашей жизни и в нашем бытии.
Если вы осознаете значимость самовоспоминания, - что это означает, что человек не помнит себя, - тогда становится очевидным, где лежит ваша работа. Если нет, это - бессмысленное упражнение, которое никуда не ведет. В любом случае, самовоспоминание бессмысленно в абстракции, как идея; вы должны попробовать это для себя.
Невозможно пробудиться без самовоспоминания; это достаточно трудно даже с ним. В действительности, это столь трудно, что школы развивались для того, чтобы обеспечивать постоянные напоминающие факторы для внутренней работы. Без школы эволюция фактически невозможна. Мы даже не знали бы, где начинать. Если даже мы начнем, природа сна такова, что мы вскоре забыли бы, где искать ключ, который открывает запертую дверь к высшим центрам.
Успенский увещевал нас "помнить себя всегда и везде", - значение увеличивается для нас каждый год, каждый день, каждый час с тем, как мы исследуем многие аспекты сознания, того, что это значит - жить свою жизнь более "пробужденным".
Мы можем начать сейчас. И сейчас. И сейчас. Каждый момент каждого дня также важен, как последний момент нашего последнего дня. И каждый день содержит бесконечное количество моментов, в которые мы можем присутствовать. Медленно мы трансформируем себя из существ, которые живут во времени, в существ, которые существуют вечно в настоящем. Награда - вечность.
С. Хэйвен
Дж. Хэйвен
|