“Все стихии, — говорит Парацельс, — имеют душу и жизнь. Обитатели стихий называются саганами (элементалы). Они не ниже человека, но отличаются тем, что не имеют бессмертной души. Это силы природы, то есть они производят все то, что приписывается деятельности Природы. Их можно назвать существами, но они не происходят от Адама. Они питаются стихиями. Они одеваются, женятся и размножаются. Они знают все, что происходит и часто появляются людям, которым бывает возможно с ними беседовать. Они могут проникать в человеческую среду и смешиваться с обществом; воспроизводить потомство, но дети принадлежат не им”. И здесь, как во всякой алхимической формуле, должно искать настоящего смысла. Прежде всего и для понимания дальнейшего, надо установить положение, что свойства вещей не суть отвлеченные понятия, но реальные существа, одаренные жизнью, формой, волей и отчасти, инстинктом, который увлекает их по пути эволюции, чем стремится приблизить их к человеку.
Надо помнить, что человек состоит из элементалов, составляющих самую грубую часть его тела, но которые тем не менее обладают своей собственной потенциальностью, — углерода, фосфора и пр. Следовательно, элементалы не стоят ниже человека, потому что могут участвовать в его эволюции, но только по отношению, например, оплодотворяющей пыли цветов и элементалов минерального царства, — очень малое количество их достигает в своем развитии до степени человека.
Первая ступень эволюции поднимает минерал к царству растительному, усилие часто непосильное для минерального элементала, следствием чего являются гибриды — полурастения, представляющие тератологические уклонения, — но, сверх того, эволюция часто связывает минерал с животным, род рудоментального воплощения, соединяющего инертное с подвижным, бесчувственное с чувствующим, аморфизм с оформленным; чувствуется бесполезное и упорное усилие: животное спасается из своей минеральной раковины, подобно тому, как человек впоследствии покидает свое материальное тело.
Элементалы никогда не достигают до М а н а с а, духа, потому что человек отбрасывает, до своей духовной эволюции,— все остающееся в нем чисто материального, но они в составе человека играют роль, важность которой нельзя не признать.
Можно сказать даже, что человек, поскольку дело идет о его материальном теле, находится под влиянием силы элементалов — силы природы, но силы органической. Не
имея ничего человеческого, они проникают в человека в продолжение его жизни, как элементалы растительные, минеральные и газообразные, неизбежные для материи.
Следовательно, между элементалами и человеком существует связь соотношений, которые прекращаются лишь по достижении весьма высокой степени развития. Элементал минерала или растения подчиняется притяжению, представляющему форму его желаний. Он облечен субстанцией, но когда она разложена химически или отделена возгонкой, или даже только измельчена, элементал тем не менее существует в потенциальном состоянии: он представляет собою запас энергии. Эта энергия имеет стремление вновь обратиться в минерал, растение или животное. Они, скитаются в природе, ища случая проявиться.
Легко понять, что между этими силами- элементалами есть добрые, нейтральные и злые.
Жгущая кислота имеет соответствующих элементалов, как и безобидная вода. В ядах, во взрывчатых веществах, во всех грубых силах природы присутствует элементал. Каббала говорит: “нет в мире ничего, даже травки, над которой не господствовал бы дух”. Это та же мысль в более осязаемой форме.
Каждая травинка содержите себе силу, представляющую один луч из пучка растительной силы, которая зависит от других сил, которых первое выражение есть жизненная сила, распределяющаяся во всей природе. Здесь уместен вопрос, имеют ли элементалы влияние на человека и обратно? Для элементала человек является врагом, как разрушитель. Но он должен остерегаться — элементал защищается, и человеку необходимы величайшие предосторожности при вторжении в его область. Вещи мстят за себя, потому что они страдают, и прав был поэт, сказавший: “Sunt Lacrymae rerum!” — Составил ли себе кто-либо понятие о грубости элементалов? Одно слово объяснит все. Есть элементалы молнии, моря; циклон — есть ничто иное как вихрь элементалов? В сущности элементалы подчинены человеку, но право понуждения, которое он имеет над ними, вредить их нормальной эволюции и они сражаются и убивают.
Как силы, они носятся во вселенной в поисках дела. Все находящееся на их пути служит им орудием и беда человеку, заградившему им путь. До тех пор, пока человек не освободился от материи, элементал его враг. Даже астральное тело не ускользает от него своей материальной частью, и своей грубой силой он может его истерзать и разбить.
Человек во время своей земной жизни окружен элементалами, которые его вызывают и дразнят. Он может господствовать посредством науки и искусства, но лишь явится малейшая оплошность — элементал торжествует... он мстит. Взрыв парового котла, мины — это грубое торжество элементала, постоянно укрощаемого и не укротимого.
Человек имеет над ним действительную власть только употребляя свою психическую силу, только против нее элементал бессилен. Тот, кто по вдохновению понимает элементала, т. е. знает, что под грубой материей скрывается существо, кто это существо преследует, сходится с ним и смотрит ему в лицо — тот всемогущ; другими словами, он обладает этой силой лишь достигнув астрального плана.
Теперь понятно, что мы подразумеваем под Черной Магией. Колдун или черный маг, не противник, а союзник, соучастник и почти раб элементала, несмотря на то, что считает себя его повелителем. Элементал агент зла: враг эволюции, погружающей его в бездну грубости,— парализует его действия, он становится помощником преступника, замедляющего вступление в психический план. Они овладевают астральными телами, появляясь при этом в различных видах. Колдун сам передает элементалам часть своего астрального тока и способствует к их кратковременному и поражающему ужасом существованию. Они могут также захватить часть астральной формы медиума.
Они пользуется трупом животного или овладевают астральной формой, покинувшей свое материальное тело, они оживляют разрозненные части и воспроизводят чудовищные образы, остающиеся на долгое время в памяти народов.
Последнее слово об элементалах — они составляют мир зла и пороков.
В Каббале это — “Olahm Ha Asiah” — Мир а с и а; мир действия, называемый также миром с корлуп — “Olahm Ha Oliphoth” — мир материи, доставленной из самой грубой части других миров. В нем находятся духи зла, которых Каббала называет Келифот (шелуха или скорлупа).
Князь мира — “С а м а е ль” — есть ангел яда и смерти. Жена его — “И с х е т - з а м у м и н” — проституция, при соединении с ним образует животное — “Ш и о а” или “Х а и в а”.
Но есть также элементалы добра, и на них Белая Магия может проявлять свою власть. Это силы свыше, такие, которые предания, легенды и Каббала означают именами ангелов.
Жюль Лермина
Практическая магия
|