Эксперименты американских ученых, исследовавших состояние мозга буддийских монахов во время медитации, подтвердили, что при этом сознание человека путешествует во времени и пространстве.
Он сидит, скрестив ноги, держа перед грудью сложенные ладонями руки, целиком погруженный в себя, не видя и не слыша ничего вокруг - таково ставшее уже каноническим изображение медитирующего тибетского монаха. Тело его здесь, сознание же путешествует по просторам Земли, а бывает, и по другим планетам, встречаясь там с невиданными существами, или, пронзая пласты земных веков и тысячелетий, вновь переживает одну из своих предыдущих жизней, давая им нелицеприятную оценку.
Вот такая легенда, которая, что очень вероятно, сильно приукрашена обывательской молвой. Но насколько это соответствует истине? Такой вопрос задали себе Эндрю Ньюберг и его коллеги из университета Пенсильвании и ответили на него, проверив старинную легенду современной физической аппаратурой. Они ввели в кровь тибетских монахов небольшое количество радиоактивного вещества - маркера и затем наблюдали за его движением в активных частях головного мозга. Сначала при бодрствовании исследуемых, а затем после того, как они медитировали в течение часа. Сравнение этих изображений дало точный ответ. Оказалось, что во время медитации резко возрастает активность переднего отдела мозга, что бывает, например, при концентрации внимания на выполнении какой-нибудь частной задачи. В то же время значительно снижается активность в теменной области мозга, ответственной за ориентацию. Таким образом подтвердилось, что при медитации человек теряет пространственные и временные ощущения. "Во время медитации люди перестают ощущать себя, у них отсутствует понятие пространства и времени, именно это мы зафиксировали", - утверждает Ньюберг.
Исследование тибетских монахов - лишь очередной этап большой работы, которую проводит этот коллектив. Ранее подобные явления в мозге ученые* наблюдали при исследовании других мистических или духовных бдений, например, у францисканских монахинь во время особой молитвы. У них также снижалась деятельность зоны ориентации. Это и понятно: доведя себя до религиозного экстаза, люди теряли ощущение собственного тела, как бы освобождались от него, переносясь духом в горние выси. "Тот, кто имеет мистический опыт, обладает чувством реальности более глубоким и более ясным, чем наше, - утверждает Ньюберг. - Следовательно, это чувство реальности может быть и более точным, чем наше научное чувство реальности".
Вот такой завуалированный вывод, который не сразу и поймешь. Судя по всему, постеснялся ученый изложить свою мысль просто и ясно: как бы ортодоксальные коллеги, которых большинство, не осмеяли. Так что понимай как хочешь, что это такое - чувство реальности более точное, чем научное. А расшифровка проста: во время медитации сознание действительно может покидать свое тело и видеть то, что существует на самом деле, но скрыто от людей в обычном состоянии.
Этот смелый вывод опирается не только на работу пенсильванцев. Проблема "сосуществования" сознания и физического тела давно уже исследуется в ряде лабораторий мира. Ушедший пять лет назад из жизни выдающийся российский математик, и мыслитель Василий Налимов уделил ей много внимания в своем Последнем философском эссе "На грани третьего тысячелетия. что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку", выдержки из которого опубликованы в февральском номере журнала "Химия и жизнь". Рассказывая об уникальных экспериментах различных ученых, пытающихся понять тайны сознания, он делает вывод. "Сейчас, по-видимому, нет оснований отрицать возможность реинкарнационных воспоминаний (то есть воспоминаний о предыдущих жизнях. - А.В.). ...Реинкарнационные воспоминания - одно из самых таинственных явлений нашего сознания. Свидетельство того, что сознание непрерывно во времени и, возможно, не локализовано пространственно на одной планете... За каждым из нас тянется цепочка прошлых жизней. Удачлив сейчас тот, кто сам их вовремя осмыслил"
Но ведь именно этим и занимаются, согласно легенде, тибетские монахи во время медитации - идут по цепочке своих прошлых жизней, осмысливая и оценивая совершенные деяния, чтобы стать лучше и чище, понять окружающий мир и законы его развития А пенсильванские эксперименты показали: легенда эта имеет вполне материальные основания.
Альберт ВАЛЕНТИНОВ
|