Сетчатка глаза передает в мозг только самое интересное
Исследователи из Гарвардского университета нашли доказательства того, что человеческий глаз, точнее - его сетчатка, пребывает в непрестанном поиске новых деталей в окружающей его хозяина обстановке, игнорируя при этом примелькавшиеся объекты.
По словам профессора Маркуса Мейстера, работающего на кафедре молекулярной и клеточной биологии Гарвардского университета, человеческий глаз - не только монопольный, но еще и не слишком добросовестный поставщик визуальной информации мозгу. Вместо того чтобы передавать картинку окружающей действительности во всех ее подробностях, сетчатка рисует ее в самых общих чертах, выделяя лишь ключевые детали и подавляя информацию от менее интересных наблюдателю областей. Например, когда в поле зрения глаза попадает лес и в окружающем пейзаже начинают преобладать вертикально ориентированные объекты, сетчатка постепенно теряет к ним интерес, акцентируя внимание на горизонтальных объектах: валунах, упавших бревнах и тому подобном. В опытах с кроликами и саламандрами сотрудники лаборатории Мейстера отметили, что сетчатка подопытных животных куда более энергично реагирует на новые сцены, нежели на изображения, к которым животные уже привыкли. Таким образом, полагает профессор Мейстер, статья которого опубликована в свежем номере журнала Nature, в распоряжении ученых появилось еще одно доказательство того, что главной целью зрительной системы является не просто точное воспроизведение внешнего по отношению к наблюдателю мира, а выделение действительно интересных деталей, имеющих отношение к наблюдателю. То есть сетчатка выступает в роли первичного фильтра, избавляющего мозг от необходимости самостоятельно обрабатывать огромный массив поступающей информации, выделяя нужные данные и удаляя ненужные. Профессор Мейстер и его коллеги пришли к этому заключению, проанализировав нейронные сигналы в ганглиях - нервных узлах, где сигнал обрабатывается и передается в мозг. Любопытно, что передача идет не в виде постоянного потока данных, а в виде набора информации об изменении формы окружающих наблюдателя объектов в течение некоторого времени, сообщается в пресс-релизе Гарвардского университета.
Нейрофизиологи научились видеть чужими глазами
Нейрофизиологи из Университета Вандербилта (Vanderbilt University) научились считывать зрительную информацию непосредственно из мозга, пишет New York Times. Франк Тонг и Юкуясу Камитани использовали для этого метод магнитно-резонансной томографии, уже применявшийся медиками в других целях.
Ученые измеряли активность нейронов в первичной зрительной коре V1, где начинается обработка сформированного глазом изображения. Еще в 1960-х годах было показано, что нейроны в этой области группируются в колонки, "воспринимающие" образы отдельных линий, но точность томографии считали раньше недостаточной, чтобы установить их положение.
Тонг и Камитани показали, что это не так. Новая расшифровка томограмм позволяет увидеть линейчатый рисунок чужими глазами.
Исследование выявило неожиданные подробности. Несмотря на то, что в зрительной коре, составляющей примерно треть всей коры головного мозга, около 30 зон, изображению недостаточно однократной обработки в каждой из них. Нейрофизиологи полагают, что даже к первому после сетчатки участку пути при распознавании одного образа мозг обращается неоднократно - в процессе как сознательной, так и бессознательной деятельности. По мнению специалистов, этим объясняется "устойчивость" многих оптических иллюзий.
Мозг перерисовывает зрительные образы несколько раз в секунду
Этот простой психологический опыт известен всем: две линии, нанесенные на лист бумаги, сначала кажутся изображением вазы, а затем — двумя человеческими головами, смотрящими друг на друга. Похоже, американским ученым удалось найти нервные клетки, отвечающие за интерпретацию рисунка.
Исследователи из Университета Джона Хопкинса установили, что в мозгу человека присутствуют нервные контуры, отвечающие за процесс преобразование информации в «целое» в то время, как обладатель мозга смотрит на «детали». Таким образом, сообщается в пресс-релизе университета, они подтвердили основные положения гештальтпсихологии, в соответствии с которыми человек наделен механизмами, позволяющими его мозгу обрабатывать визуальную информацию автоматически и независимо от его опыта. По мнению авторов исследования, найденный ими механизм постоянно строит и перестраивает мысленный образ окружающего человека пространства, даже несмотря на то, что сам человек может концентрировать свое внимание только на отдельных деталях этого образа.
Согласно данным исследований нервных клеток в зрительной области коры головного мозга у макак, образ этот перерисовывается с периодичностью около 3-4 раз в секунду по мере того, как человек изменяет направление взгляда. Более того, по словам профессора Рудигера фон дер Хейдта (Rudiger von der Heydt), перерисовка эта производится с помощью сложного алгоритма отбора и обработки информации, чтобы получаемая картина была максимально релевантной окружающей обстановке.
Работа американских ученых опубликована в последнем номере журнала Neuron.
Взлом нервных сигналов выдаёт коды в головах зрителей
В фильме "Матрица" герои получают образы по кабелю, подключённому прямо к мозгу, и также управляют виртуальным миром. Несмотря на накопленные знания учёных о мозге, до такого прямого соединения ещё далеко. И не потому, что нельзя соединить проводник с нервом. Главное – кодировка сигналов.
Изучая активность разных участков коры уже много десятилетий, даже получив возможность исследовать взаимодействие отдельных нейронов в мозге, учёные всё равно остаются весьма далеко от расшифровки языка сигналов, представляющих в нашей голове тот или иной зрительный образ.
Только теперь неврологи из американского института Макговерна (McGovern Institute for Brain Research at MIT) сделали робкий шаг на пути к подобной расшифровке. Они смогли понять крошечную часть кода, отражающего визуальные образы в голове обезьяны.
Новое исследование – это результат взаимодействия лабораторий Джеймса Ди Карло (James DiCarlo Lab) и Томазо Поггио (Tomaso Poggio lab).
Поггио рассказывает: "Наша способность признавать визуальные объекты – одна из самых сложных проблем, которые мозг должен решать. В отношении "вычислительных потребностей", это даже более сложно, чем рассуждение". Эту способность мы принимаем как данное, поскольку это происходит "автоматически", почти подсознательно.
"Новая работа позволяет нам лучше понять, как мозг (его "зрительная" часть) кодирует визуальную информацию в таком формате, который понятен и полезен для других областей коры, участвующих в работе памяти, планировании и осуществлении действий", — продолжает Ди Карло.
За доли секунды зрительные сигналы пробегают от сетчатки по цепочке нейронов, по пути непрерывно "переформатируя" информацию, пока не достигают участка коры, известного как inferotemporal cortex (ITC) – он отвечает за идентификацию увиденных объектов. ITC же посылает информацию об увиденном другим участкам мозга.
Чтобы исследовать, как ITC кодирует эти сигналы, исследователи обучили обезьян узнавать различные объекты, сгруппированные в ряд категорий: лица, игрушки, транспортные средства и так далее. Изображения появлялись в различных масштабах и в разном положении на экране. Причём – на короткое время.
Запись активности сотен нейронов ITC дала учёным большую базу данных образцов нервной деятельности, вызванной той или иной увиденной картинкой, в разных условиях. Затем авторы работы использовали компьютерный алгоритм, названный классификатором, чтобы расшифровывать код.
Классификатор связал каждый объект со специфическим образцом нервных сигналов. Удивительно, компьютер "открыл", что примерно пара десятых долей секунды нервного сигнала уже содержат достаточно информации, позволяющей идентифицировать объект и поместить его в одну из категорий, даже если картинка показывалась в данном размере и данном расположении — впервые.
Что ещё удивительнее: так мало записываемых нейронов, деятельность которых регистрировалась на таком кратком промежутке времени — содержали так много точной информации об объекте.
"Если мы могли бы сделать запись большего населения нейронов одновременно, то смогли бы установить ещё более точный код, скрытый в образцах нервной деятельности", — пояснил Поггио.
Едва ли в обозримом будущем это может привести нас к "Матрице", но вот, к примеру, исследования по машинным системам распознавания объектов получают с этими опытами дополнительный импульс. Да и не только они. Список направлений вы можете составить сами.
Томограф проследил за работой человеческой памяти
Воспоминания представляют собой нечто вроде мысленного путешествия во времени. Они переводят мозг человека в состояние, близкое к тому, при котором событие отложилось в его памяти.
Нейрофизиологи из Принстонского и Пенсильванского университетов выполнили исследование, в котором испытуемым предлагалось сначала запомнить множество изображений, а потом назвать их в произвольном порядке. На протяжении всего эксперимента активность мозга фиксировалась при помощи магнитно-резонансного томографа (fMRI).
Чтобы изображения лучше отпечатались в памяти, испытуемых просили высказать о каждом из них какое-либо суждение, например сказать, нравится ли им показанная фотография известного артиста. А чтобы предотвратить тривиальное запоминание названий картинок, их показ перемежался решением несложных арифметических примеров. Каждому участнику демонстрировали 90 изображений — достаточно много, чтобы некоторые из них было действительно трудно вспомнить. В числе предъявляемых изображений были фотографии выдающихся людей, известных мест и общеупотребительных предметов.
В ходе эксперимента обнаружилось, что эти три категории объектов запоминаются в разных участках мозга: картина активности мозга менялась в зависимости от того, к какой категории относился запоминаемый объект. Когда испытуемые вспоминали объекты, исследователи наблюдали картину возбуждения мозга, аналогичную той, которая была в момент запоминания. Когда человек переключался с объектов одной категории на другую, то регистрировалось и соответствующее изменение активности мозга. При этом исследователи могли определить категорию очередного объекта, за несколько секунд до того, как испытуемый его называл.
Наблюдения за тем, как активность мозга меняется во времени, указывают на то, что человеческая память работает по ассоциативному принципу — от частного к общему. Каждая деталь воспоминания тянет за собой новую деталь, пока образ не восстанавливается полностью, говорится в пресс-релизе Принстонского университета.
Видение кожей
Модальность зависит от того, куда поступают сигналы.
Можно, прежде всего, заметить, что стимул воспринимается как свет, если он поступает в определенный отдел мозга, независимо от того, был ли это действительно свет. Раздражение зрительного нерва любым способом, например давлением на глаз, вызывает ощущение света. То же самое относится к звуку или запаху. Поэтому первый вывод состоит в том, что качество ощущения зависит не от того, какой сенсорный раздражитель был причиной возникновения нервных импульсов, а от того, куда они поступили в мозгу.
Новая сенсорная модальность: видение кожей
Мы обладаем ограниченным числом сенсорных модальностей, но с помощью специальных методов можно развить такие способности, которые прежде не были свойственны человеку и могут стать зачатком новой модальности. Можно, например, поместить на кожу спины решетку из небольших вибраторов и соединить ее с видеокамерой, закрепленной на голове. Камера будет управлять интенсивностью вибраций, так что на спине будет создаваться "изображение", построенное из осязательных (тактильных) стимулов. Но поскольку в решетке только 20х20 вибраторов, разрешающая способность системы будет низкой.
Вначале это изображение кажется просто тактильным ощущением, но примерно после 40 часов тренировки слепые испытуемые сообщают, что оно уже не связывается в их сознании со спиной, а интерпретируется как образ предметов, находящихся во внешнем пространстве. При этом предметы могут восприниматься в перспективе, заслонять друг друга и изменять свою величину в зависимости от расстояния при движении испытуемого. Такие восприятия начинают напоминать по своей модальности зрение; кожа функционирует как своего рода сетчатка. Но хотя ощущения больше не обладают качеством осязательной модальности, испытуемые не характеризуют их и как зрительные, несмотря на некоторые черты сходства с последними. Общее между такими тактильными образами и зрительными то, что ощущения воспринимаются как локализованные во внешнем трехмерном пространстве.
Подобные результаты могут показаться удивительными, но если мы обратимся к царству животных, то найдем вполне аналогичные примеры. Летучие мыши, использующие эхолокацию для маневрирования с необычайной точностью в полной темноте, или рыбы, воспринимающие электрические поля, тоже конструируют модели или "картины" внешнего мира из своих слуховых или электросенсорных ощущений, как бы распределенных в трехмерном пространстве. Такого рода восприятия принципиально сходны со зрением примерно в той же мере, что и тактильные образы, возникающие у слепых. Но каков субъективный аспект подобных образов, если он вообще имеется, мы, конечно, узнать не можем. Эксперименты с "кожным зрением" наводят на мысль, что могут быть и, вероятно, существуют люди, обладающие такими модальностями восприятия, которые мы не в состоянии даже вообразить, - точно так же как рожденный слепым не может представить себе, что такое красный цвет.
Мозг видит опасность в глазах
Группа ученых из университета Дартмута (США) провела сканирование мозга, чтобы понять, какие его части активируются при созерцании фотографий мужчин с выражением злости или страха на лице. Ранее ученым удалось показать, что район мозга, называемый амигдалой (или мозжечковой миндалиной), играет ключевую роль в распознании эмоций, подобных тем, которые отражены на этих лицах. Исследователей заинтересовало, что происходит с мозгом, если взгляд изображенного на фотографии отведен таким образом, что не направлен смотрящему прямо в глаза. Оказалось, что если взгляд отведен, то мозговая активность становится значительно больше если на фотографии показано злое лицо. Если же лицо испуганное, то гораздо большую активность вызывает изображение, взгляд которого направлен в глаза.
Исследователи предполагают, что объяснение кроется в чувстве опасности, если сигнал опасности исходит из неопределенного источника, от мозга требуется больше усилий, чтобы его обработать.
"ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ" - с закрытыми глазами человек может видеть внутренние картины мира.
Источники: Brain fakes it - Nature News Service Spontaneously emerging cortical representations of visual attributes - Nature Neuroscience: Firing up perception - Nature Press Release for 30 October Issue
Склонность людей во всем окружающем видеть то, что они заранее ожидают увидеть, может быть вызвана характерной мозговой деятельностью, в результате которой постоянно генерируются некие виртуальные предощущения. Такой вывод был сделан израильскими учеными на основе изучения спящих котов.
Даже тогда, когда глаза животных были закрыты, исследователи продолжали регистрировать спонтанные формы активности нейронов, подобные тому, что вызывают реальные события. Удивительно, но речь идет о первичной зрительной зоне коры головного мозга (primary visual cortex) - области, которая, как ранее считалось, служит исключительно для пассивной регистрации визуальных стимулов.
Чтобы сделать это открытие, Тал Кенет (Tal Kenet) и его коллеги из Научного института Вейцманна (Weizmann Institute of Science) применили чувствительные к электрическому напряжению флуоресцентные красители, нанесенные на поверхность обнаженного мозга усыпленных с помощью обезболивающих средств котов. Эти красители меняют цвет нервных клеток (невроцитов, нейронов), рассматриваемых под микроскопом, в зависимости от степени испытываемого ими возбуждения.
Подобно неправильно настроенному экрану телевизора, порождающему мелькающие случайные изображения, отдыхающая кора головного мозга временами спонтанно воспроизводит яркие картины внешнего мира. Это выглядит так, будто глаза в этот момент были открыты и видели реальные объекты. Особо подчеркивается, что речь идет не о сновидениях, поскольку описываемые процессы проходят на достаточно низком уровне в обычной цепочке обработки информации, как будто бы воображаемые картинки прыгали бы прямо перед закрытыми глазами. Значение этих внутренних "остаточных явлений" пока неясно. Они могут, например, отражать воспоминания, неявные ожидания, предвкушения или просто предметы, потенциально важные для субъекта.
Если то же самое верно и для людей, то эти виртуальные сцены могли бы даже представлять собой своеобразные "предсказания" нашего мозга касательно того, как окружающий наш мир должен выглядеть в тот или иной момент времени. Сенсорная стимуляция в таком случае может каждый раз модернизировать такие предвзятые мнения - и мы после этого по-другому смотрим на мир, когда снова открываем наши глаза.
Например, когда мы видим крошечное пятнышко на стене, и нам нужно понять, муха это или нет, некий участок на поверхности нашего мозга протяженностью в несколько миллиметров приходит в возбужденное состояние. Активизировавшиеся сотни тысяч нейронов сообща помогают решить, что это пятнышко напоминает, каковы его свойства: темное ли оно, зеленое, пушистое, вытянуто ли по вертикали или горизонтали? Некоторые нервные клетки чрезвычайно возбуждены, когда пятнышко вертикально, другие реагируют больше на горизонтальные или диагональные объекты. Так что вертикальное пятнышко порождает острова каких-то очень активных нейронов в море более спокойных, тогда как наклонное пятнышко дает в целом иную конечную структуру. Нейробиологи называют такие площадки в коре "картами ориентации" ('orientation maps').
До сих пор считалось само собой разумеющимся, что мозг не производит эти "карты", когда глаза закрыты. Продолжающаяся активность в коре воспринималась как случайное явление, подобное помехам на экране телевизора, отключенного от антенны. Интригующе поэтому выглядит вывод о том, что мозг, вероятно, просто методически "прокручивает" свои внутренние изображения. При этом оказываются задействованы и характерные связанные с той или иной картинкой "карты ориентации" - одна за другой, - что и удалось пронаблюдать израильским исследователям.
Новые данные решительно поддерживают теории "нисходящего" механизма восприятия, считает Дарио Рингач (Dario Ringach) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Преобладающая же до сегодняшнего дня теория опиралась исключительно на концепцию "восходящего" восприятия, при котором информационные потоки, поступающие от глаз, затем подвергаются более высокоуровневой обработке в специальных мозговых центрах.
Слепых учат видеть ушами
Мишель Томас учится видеть звуки. Для этого она использует мобильный телефон со встроенной в него видеокамерой.
Слепая от рождения, Томас теперь может "видеть" стены и двери своего дома, определять включен или выключен свет и даже отличать лазерный диск от флоппи.
Она научилась всему этому за неделю использования новой революционной системы.
Разработанная голландцем Питером Мейером, сотрудника научно-исследовательского отдела компании Philips, система называется vOICe.
Она преобразует изображения, снятые на камеру, в сложную систему звуков, которые затем передаются пользователю через наушники.
Весь набор состоит из камеры-телефона, прикрепляемой к голове человека, стерео-наушников и портативного компьютера.
Все это вместе стоит около 2,5 тысяч долларов. Необходимое программное обеспечение можно бесплатно скачать в сети.
Мейер делает ставку на адаптируемость человеческого мозга. Он надеется, что слепые научатся реконструировать в уме образы, которые они получают в виде звука, и благодаря этому, фактически смогут видеть.
"Мы предполагаем, что мозгу в конечном счете все равно, на каком "носителе" он получает информацию, важно содержание этой информации", - говорит Мейер.
"В конце концов, сигналы, создаваемые оптическим нервом, ничем не отличаются от всех остальных. То, что вы видите - на самом деле представляет из себя конструкцию, которую ваш мозг создает из всех этих сигналов", - продолжает ученый.
vOICe использует кардинально иной подход, нежели так называемые бионические глаза, имплантируемые в мозг или сетчатку глаза.
Новая система не предполагает хирургического вмешательства, создает куда гораздо более точное изображение (до нескольких тысяч пикселей) и не зависит от органов зрения человека.
"Все предметы обладают своим уникальным звуком, и как только вы поймете принцип действия системы, вы сможете видеть, что вас окружает", - рассказывает Томас.
Сейчас более ярко окрашенные предметы производят более высокочастотный звук, а встроенный определитель называет цвет предмета.
Система не позволяет "увидеть" быстро движущиеся машины или распознавать написанное мелким шрифтом, она дает возможность узнавать здания, читать вывески и даже смотреть телевизор.
Сравнивая это с изучением иностранного языка, Мейер полагает, что через какое-то время пользователи освоятся с преобразованием звуковой картины в визуальную, и смогут делать это "на автомате", не задумываясь.
Кевин О'Риган из Французского национального научного центра в настоящий момент оценивает перспективы использования vOICe.
Он считает, что, будучи усовершенствована, система может по крайней мере служить в качестве суррогатного зрения для полностью слепых.
Первый прозревший
Шестидесятидвухлетний американец Джерри Н. способен прочитать номер дома на стене, не натыкается на предметы, смотрит телевизор, умеет путешествовать по Интернету, не промахнется, вешая свою шляпу на гвоздь... В этом не было бы ничего удивительного, если бы он не потерял зрение более 20 лет назад.
Дело в том, что Джерри Н. получил систему искусственного зрения, над которой группа инженеров под руководством Р. Добелла работала более 30 лет. На очках бывшего слепого смонтирована миниатюрная телекамера, сигналы от которой поступают в компьютер, укрепленный у него на поясе. После переработки эти сигналы поступают прямо в мозг, в зрительную кору, через вживленные туда 68 платиновых электродов. Искусственное зрение много слабее натурального, но все же позволяет вести почти нормальную жизнь.—
По словам Хиндерка Эмриха (Hinderk Emrich), заведующего отделением клинической психиатрии и психотерапии Высшей медицинской школы Ганновера, снимки, полученные с помощью томографии на основе ядерного магнитного резонанса, не только свидетельствуют о том, что явление синестезии действительно существует, но и открывают новые перспективы в ее изучении.
Тайна синестезии
Синестезия (от греческого synaisthesis - совместное чувство, одновременное ощущение, в противовес "анестезии" - отсутствию каких-либо ощущений) - это особый феномен человеческого восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю органов чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом. Типичный пример проявления синестезии - "цветной слух" и звуковые переживания при восприятии цвета. В той или иной форме все это встречается достаточно часто, однако людей, по-настоящему убежденных в том, что "пятерка - именно желтая или зеленая", а "понедельник - серый или коричневый", не так уж и много. Примечательно, что подобные ассоциации вовсе не однотипны у разных индивидуумов и с одной и той же тональностью могут связываться, например, разные цветовые представления.
Виды синестезии различаются прежде всего по характеру возникающих дополнительных ощущений: зрительные (так называемые фотизмы), слуховые (фонизмы), вкусовые, осязательные и т. д. Они могут возникать либо избирательно, только на отдельные впечатления, либо же распространяться на практически все ощущения от каких-либо органов чувств. Пик интереса к этому феномену пришелся на рубеж ХIХ и ХХ столетий. Тогда смешением чувств активно интересовались не только медики и психологи, но и люди искусства. Характерным примером синестезии является восприятие музыки некоторыми композиторами и поэтами. Когда-то это привело музыканта Александра Скрябина к мысли о "синтетическом искусстве", где музыкальным тональностям соответствовали бы определенные цвета (симфоническая поэма "Прометей", 1910), а французских символистов (Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер) - к созданию знаменитых сонетов, посвященных звукам и цветам. К "синестетикам" относят многих поэтов, писателей и художников, на первый взгляд очень разных: Василия Кандинского и Льва Толстого, Максима Горького и Марину Цветаеву, Владимира Набокова и Константина Бальмонта, Бориса Пастернака и Андрея Вознесенского.
"Синестетические" ассоциации могут быть весьма причудливыми, непредсказуемыми и фантастическими, даже "сверхъестественными". "Вполне нормальные" во всем остальном люди, с детства "пораженные" синестезией, заявляют часто в весьма категоричной форме, что буквы, слова и числа имеют врожденные цвета. Причем даже когда их тестируют многие годы спустя, они придерживаются тех же самых ассоциаций. Однако механизм формирования всех этих "соответствий" до сих пор полностью не выявлен.
В 1996 году Саймон Барон-Коэн (Simon Baron-Cohen) и его сотрудники из Кембриджского университета (Великобритания) установили, что приблизительно один из двух тысяч человек имеет подобные "жесткие" связи, и это, вероятно, является генетической наследственной чертой, закодированной в X-хромосоме (Perception, vol 25, p 1073). По другим данным, на одного синестетика приходится до 25 тысяч "нормальных" людей. Женщин-синестетиков больше, чем мужчин: в США в три раза, а в Англии - в восемь, причем обладатели этого редкого свойства в большинстве своем не правши - они либо левши, либо люди, одинаково хорошо владеющие как правой, так и левой рукой. Синестетики не сильны в математике и хуже обычных людей ориентируются в пространстве.
Теперь новое исследование слепых от рождения и ослепших с возрастом людей, проведенное Меган Стивен (Megan Steven) и ее коллегами из Оксфордского университета, показало: при том что роль генов в этом явлении остается существенной, она может оказаться все же не определяющей. Стивен и ее группа обследовали шестерых человек, ослепших уже в зрелом возрасте и обладающих "синестетическими" способностями. Причем трое из них превратились в "синестетические феномены" только после того, как совсем ослепли.
Так, один из обследуемых, мужчина, обозначаемый в исследовании как JF, всегда думал о днях недели и месяцах как об "окрашенных" в определенные цвета. Звуки музыкальных инструментов в оркестре и даже размеры оплаты его работы также были, по его мнению, "закодированы" каким-либо цветом. После того как ему пришлось изучать шрифт Брайля (специальная печать изданий, предназначенных для слепых, - выпуклыми точками на плотной бумаге), он начал испытывать цветовые ощущения, когда касался тех или других выпуклых символов, обозначающих буквы, номера или музыкальные ноты. Подобные ощущения возникали даже тогда, когда он просто думал о том, как их трогает. Стивен указывает, что люди вроде JF, сталкиваясь с новой реальностью и необходимостью адаптироваться к новым условиям и ощущениям, изучать что-то новое, должны приспосабливать свою синестезию, имевшую место и раньше, так, чтобы снова реально "включить" ее. Но остается нерешенным принципиальный вопрос: все ли индивидуумы могут приспособиться к тому, чтобы поддерживать эти новые необычные ассоциации, или это также какая-та редкая человеческая особенность?
Признаки того, что подобные ассоциации могли бы быть вполне универсальны, появились после обследования другого участника эксперимента, DB, который, насколько ему известно, не был раньше "синестетиком", но когда во время временной потери зрения он бывал слеп в течение пяти последовательных дней, то очень ярко видел некое устрашающее лицо всякий раз, когда слушал специфический пассаж из "Реквиема" Моцарта. Это происходило только тогда, когда он лишался зрения. Хотя эта ментальная ассоциация не была подлинной синестезией, она действительно обладала многими характерными признаками этого состояния, по крайней мере так заявляют исследователи. То есть переживание было воспроизводимым, последовательным (однозначным) и вызывалось одним и тем же определенным воздействием.
Все это предполагает, что даже "несинестетики" (то есть "обыкновенные" люди) могут иметь какие-то нервные (невральные) механизмы для воспроизведения чисто "синестетических" случаев (ведь понимаем же мы - и вполне принимаем, даже восхищаемся! - стихи и метафоры, сотворенные "синестетиками") и что изменения в мозгу могли бы подвергать нас таким воздействиям.
"Такое явление не может полностью определяться генетикой", - считает Стивен. Она предполагает, что в случае "несинестетиков" "входы" визуальных сигналов могут подключаться (ингибировать) к тактильным (осязательным) и слуховым "входам" к "визуальным" областям. "Когда нет больше визуального возбуждения, возможны и другие связи, которые становятся приоритетными", - говорит она.
Барон-Коэн согласен с тем, что гены и окружающая среда, вероятно, взаимодействуют при формировании явления синестезии. Однако он сомневается в том, что "нетипичные" случаи, подобные тем, что фигурируют в новом исследовании, помогут нам получить какую-либо достоверную и однозначную информацию. "Мы должны быть осторожны при исследованиях явлений, которые лишь внешне напоминают синестезию - вроде цветовых галлюцинаций у пациента, слепшего в течение пяти дней. Ведь это может только внешне напоминать работу тех механизмов, которые вызывают к жизни "естественно встречающуюся" синестезию", - говорит он.
Когда вы закрываете глаза, ваша визуальная обработка уже достигает 80%?
Есть такой миф или, если угодно, шутка. Будто бы мы используем всего 10% возможностей нашего мозга. И вот американские учёные действительно обнаружили, что примерно 80% наших "мозговых мощностей" решает задачи, абсолютно нам неизвестные.
Любопытно, что эта тайная подсознательная деятельность (возможно, это переработка наших мыслей и опыта) не происходит в самых "молодых мозгах".
"Мы обнаружили нервную деятельность, которая по-настоящему удивила нас", — признаётся Майкл Вилики (Michael Weliky), адъюнкт-профессор из университета Рочестера (University of Rochester), который желая выяснить, как нейроны "расшифровывают" наш мир, и как формируется наше восприятие действительности, вместе со своими коллегами провёл эксперименты на 12 хорьках.
Проходили эти опыты так. Учёные внедрили в область коры головного мозга, которая обрабатывает визуальную информацию, электроды и контролировали активность мозга животных в ходе просмотра клипов из первой "Матрицы", телевизионных помех, а также в то время, когда хорьки сидели в кладовке – в полной темноте.
В опытах участвовали три группы хорьков: детёныши, только-только открывшие глаза (это происходит спустя 30 дней после рождения), молодые самцы и взрослые животные.
Новорождённые хорьки в ответ на визуальные раздражители не продемонстрировали почти никаких "мозговых образцов", связанных с увиденным. Судя по всему, с задачей это увиденное правильно осмыслить, молодой мозг в полной мере справиться не может — чего-то не хватает. Учёные говорят, что это напоминает дислексию.
Вторая группа особых сюрпризов не преподнесла. Какая-то деятельность в мозгах животных постарше зафиксирована была, но различий между сидением в темноте и просмотром "Матрицы" заметить так и не удалось.
Однако когда кино или помехи смотрели взрослые хорьки, активность деятельности их мозга увеличилась на 20% и "отразила" изображения, которые они видели.
Более того, старшее поколение хорьков ещё раз удивило профессора. Поместив животных в тёмную комнату, Вилики ожидал, что их визуальные нейроны испытают недостаток деятельности, связанной с "визуальной действительностью".
Невропатологам давно известно, что даже в темноте в мозге происходит некая деятельность, но образцы этой деятельности никогда не исследовались.
Так вот, никаких образцов, коррелированных с визуальной действительностью, эти хорьки не показали, но 80% коры мозга хорьков всё равно "жужжали", как будто занимаются обработкой визуальной информации.
Вилики объясняет это так: когда мы растём, наши мозги учатся идентифицировать внешние изображения в соответствии с нашим внутренним пониманием мира. В то время как молодой хорёк (или ребёнок) может заметить помехи или кинофильм, он не способен отличить одно от другого.
"Это означает, что мозги взрослых, даже когда им обрабатывать, казалось бы, вообще нечего, продолжают что-то обрабатывать в огромных количествах, и занимаются этим те самые 80% — говорит учёный.
— Мы думаем, что когда вы закрываете глаза, ваша визуальная обработка уже достигает 80%, а когда вы открываете их, получаете недостающие 20% и достигаете 100%. Большой вопрос здесь — чем занимается "бездельничающий" мозг? Очевидно, он делает что-то важное".
Взрослые же имеют "историю видения", поэтому они интерпретируют внешний мир на 80% за счёт внутренней работы мозга.
Глаз собирает изображения, мозг их обрабатывает, но 80% деятельности могут работать с представлением о мире, уже имеющимся в мозге.
Группа Вилики планирует продолжить эксперименты с хорьками — исследователи собираются лишить группу молодых и взрослых животных внешнего возбуждения.
18 часов в сутки они будут находиться в темноте, а 6 часов смотреть на телевизионные помехи.
"Если мы сможем узнать, что происходит в их мозгах при отсутствии нормальной окружающей среды, то, возможно, найдём ответ на вопрос, как нормальный организм развивает восприятие и интерпретацию", — объяснил учёный.
Что же касается "Матрицы", то хорьки, похоже, уже имеют своё мнение об этой трилогии. "Мы пробовали показать им фрагменты из второй и третьей частей, — смеётся Вилики, — но хорьки отказались смотреть".
Шутки шутками, но по большому счёту, во всей этой истории мало что понятно. Хорошо бы, чтоб 80% возможностей нашего мозга включились и осмыслили, чем они там всё-таки занимаются.
Мозг слепых умеет "видеть" звуки
Первый раз с феноменом острейшего слуха у слепого человека я столкнулся в детстве, читая увлекательную книжку Роберта Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ". "Ничего, Билли, сиди, где сидишь, – сказал нищий. – Я не могу тебя видеть, но я слышу, как дрожат твои пальцы", – фраза слепца Пью в самом начале романа. Собственно, факт общеизвестный: слепые как компенсацию за отсутствие зрения получают (вырабатывают в себе) поразительный слух.
А вот каким образом они его получают (вырабатывают) – на этот вопрос попытались ответить ученые из канадского университета Монреаля. Они утверждают, что у слепого человека зрительные зоны головного мозга – очевидно за отсутствием работы по прямому назначению – начинают участвовать в определении источника звука, сообщает Nature. А журнал Public Library of Science Biology добавляет, что полученные исследователями результаты впервые обнаружили связь между повышенным слухом у слепых и увеличением активности у них зрительной коры мозга.
Собственно, дальше идет рассказ о самих экспериментах. Участие в них приняли 19 добровольцев, из которых 12 человек были слепыми от рождения либо потеряли зрение в самом раннем детстве. Ученые усадили испытуемых перед рядом из 16-ти звуковых колонок, которые воспроизводили звуки длительностью в считанные доли секунды. Задание было сверхсложное: добровольцам необходимо было определить, из какой именно колонки доносился каждый звук. При этом исследователи включали по одной колонке в совершенно произвольном порядке.
Надо ли говорить, что ни одному из зрячих такое задание оказалось не под силу? Зато пятеро слепых сумели определить источник звука с точностью до 15 градусов. И даже после того, как этим пятерым заткнули по одному уху, они продолжали довольно точно указывать направление на звук.
Дальше – дело современной техники: с помощью позитронной томографии ученые определили, что выполнение этого задания у пятерых участников эксперимента сопровождалось повышенной активностью зрительной зоны головного мозга. У прочих участников, не справившихся с заданием, такой картины, понятное дело, не наблюдалось.
Нейрофизиолог Франко Лепор, один из руководителей эксперимента, утверждает, что это исследование как нельзя лучше проиллюстрировало пластичность человеческого мозга. Мозг слепых от рождения (ослепших в раннем детстве) претерпевает реорганизацию, после которой эти люди могут максимально использовать звук в качестве ориентира в окружающей среде, что и позволяет им приспособиться к жизни без зрения.
..."Пью и правда был вроде бешеного. Последние возражения разбойников окончательно разъярили его. В припадке неистовой злобы он поднял свою клюку и, бросившись вслепую на товарищей, принялся награждать их ударами". Как теперь выясняется, этот слепой разбойник не был феноменом.
У слепого от рождения художника обнаружено "ВНУТРЕННЕЕ ВИДЕНИЕ"
Научные тесты выявили "внутреннее зрение" в мозге незрячего художника из Турции Эсрефа Армагана, который с рождения не видит даже света, но с поразительной реалистичностью рисует дома, животных и пейзажи, которых он никогда не видел, сообщает британский журнал New Scientist.
Сканирование головного мозга Армагана показало, что в процессе рисования "включается" зрительная область коры головного мозга почти в такой же степени, как и у зрячего человека. Иными словами, слепой может представить себе тот или иной образ так, как будто он когда-то его видел. Причем, эти зрительные образы он помнит и может воспроизвести годы спустя.
Тестирование Армагана проводились в США, уточняет New Scientist. Феноменальный художник пишет картины пальцами рук, накладывая на холст краску одного цвета, а затем, после ее полного высыхания, идут в ход другие цвета, что создало уникальную художественную технику. Сначала Армаган делает набросок. Он проводит по поверхности холста клинышком, оставляющим неглубокую канавку, которую мастер тут же прощупывает пальцами и проверяет правильность нарисованных форм.
Ощущение цвета, как отмечает журнал, было достигнуто художником путем простого запоминания соответствий со слов зрячих людей. К примеру, Армаган раньше думал, что если предмет красный, то и тень от него должна быть такого же цвета. Только из объяснений со стороны он запомнил, что небо должно быть голубым, море - синим, а трава - зеленой.
Эсрефу Армагану сейчас 51 год. Он родился в бедной семье в Стамбуле, не мог ходить в школу, и никто специально не учил его рисовать. В шесть лет Эсреф сам взял в руки карандаш, а с 18 лет стал писать масляными красками с помощью пальцев. В 42 года художник перешел на быстро засыхающую гуашь. Благодаря своим картинам, Армаган прославился не только в Турции, но и получил известность за рубежом.
Левши и правши видят мир по-разном
Людей давно интересует тот факт, почему некоторые представители homo sapiens все делают правой рукой, а другие левой. Британские психологи из Бирмингемского университета сделали еще один шаг к раскрытию этого феномена. Оказывается, даже окружающий мир левши и правши видят по-разному.
Английские ученые установили, что левши для того, чтобы распознать и проанализировать визуальные образы, используют противоположное полушарие мозга, нежели правши. Ранее уже было доказано, что у левшей центры распознавания языка и, возможно, ориентирования в пространстве, также расположены в отличном от правшей полушарии.
В ходе исследования выяснилось, что если у правшей при оценке образа в целом активизируется правое полушарие мозга, а при рассматривании деталей – левое, то у левшей все происходит с точностью до наоборот. Во время эксперимента ученые использовали технику межчерепной магнитной стимуляции, под воздействием которой на время нарушается работа головного мозга. Во время этой процедуры испытуемым предлагалось рассматривать картинки. Когда психологи воздействовали на левое полушарие правшей, то им было тяжело сконцентрироваться на деталях. Аналогичный эффект возникал, когда стимулировали правое полушарие у левшей.
По словам ученых, у левшей и правшей наблюдается полная симметрия. Исследователи также полагают, что даже одинаковая травма мозга может иметь для них различные последствия.
В то же время некоторые ученые сомневаются в выводах, которые сделали их коллеги из Бирмингема. Например, психолог Стивен Уильямс уверен, что различия не могут быть настолько явными. В качестве примера он приводит исследование, которое показало, что у правшей центр распознавания языка находится в правом полушарии, а у левшей – наоборот. Однако в дальнейшем выяснилось, что у 70% людей, которые лучше владеют левой рукой, этот центр также находится в левом полушарии, как у правшей. Остальные 30% использовали оба полушария одновременно.
Долгое время умы ученых тревожила еще одна проблема: кто дольше живет – леворукие или праворукие? Сначала считалось, что левши испытывают большие проблемы с пространственным ориентированием, а потому чаще погибают в результате несчастных случаев. Однако впоследствии исследователи опровергли мнение о том, что левши умирают преждевременно чаще, чем правши.
Так что не стоит слишком уж много времени уделять проблеме: левша вы или правша. В любом случае, и те и другие являются обыкновенными людьми, пожалуй, только с небольшими отличиями.
Обезьяны - визуалы
Ученые Национального института умственного здоровья в Мэриленде (США) с помощью томографии изучали процессы, происходящие в мозгу у макак резусов. Когда обезьяны слышали звуковые сигналы, сообщающие о пище или хищнике, томограф регистрировал увеличение активности в участках коры, обрабатывающих зрительные образы. Другие звуки не вызывали такой реакции. Итак, есть веские основания полагать, что, услышав «слово» своего языка, обезьяны зримо представляют себе то, что им обозначается!
Искусственный глаз вернет зрение слепым
Профессор Жислен Даньели (Gislin Dagnelie) из Университета Джона Хопкинса в Балтиморе продемонстрировал общественности «искусственный глаз» — прибор, с помощью которого даже безнадежно слепому человеку можно вернуть зрение, сообщает BBC News.
«Бионический» глаз имеет ширину 3 мм. Человек с таким имплантатом должен носить специальные очки с видеокамерой. Световой сигнал проходит через камеру и передается на небольшой беспроводной компьютер, где он обрабатывается и поступает на электронный светодиодный экран очков, а затем в виде инфракрасного изображения отражается на чип. Чип, подобно живым клеткам сетчатки, превращает световой сигнал в электрический и передает его в зрительный нерв.
Каждый микроэлектрод отвечает за формирование одного «пикселя». Соответственно, чем больше таких раздражителей, тем более четкой получается «картинка». Продемонстрированный профессором Даньели прототип работает пока с небольшим количеством электродов, однако готовый образец сможет выдавать уже от 50 до 100 пикселей. Не густо, особенно если сравнивать с мультимегапиксельными цифровыми камерами современных мобильных телефонов, но, как утверждает Даньели, достаточно, чтобы существенно облегчить жизнь человеку, вынужденному передвигаться ощупью. По его словам, прибор будет достаточно чувствительным, чтобы бывший слепой смог найти дверь или спокойно пройти через комнату, заставленную мебелью.
По мнению господина Даньели, разработанный им прибор может оказаться особенно полезным для людей с макулярной дегенерацией сетчатки — самой частой причиной слепоты. Макула — центральный участок сетчатки — отвечает за центральное зрение (включая возможность различать мелкие детали и воспринимать цвета).
В настоящее время в мире насчитывается 1,5 млн невидящих людей, чья слепота вызвана пигментозным ретинитом, и еще 700 тыс. человек из западных стран ежегодно заболевают макулярной дегенерацией. Обе эти болезни вызваны разрушением сетчатки — у больных умирают светочувствительные клетки — палочки и колбочки, превращающие световые лучи в нервные импульсы, но остаются неповрежденными пути, проводящие нервный сигнал.
Однако дегенерация макулы приводит к постепенной, но необратимой потере зрения.
Острота зрения 20/20 считается нормой, а 20/400 — полная слепота. Врачу Даниэлю Паланкеру, занимающемуся разработкой бионического глаза, и его команде удалось достичь значения 20/80. «При зрении 20/80 вы можете различать крупные предметы и вести независимый образ жизни, — говорит Паланкер. — Это огромный шаг вперед»..
Ожидается, что в течение ближайшего года Даньели сможет приступить к испытаниям своего устройства на людях.
Однако прежде чем устройство можно будет опробовать на людях без ущерба для их здоровья, Паланкеру и его команде предстоит тщательно протестировать имплантанты большего размера на животных, более крупных, чем крысы.
Термины:
Визуальный (от лат. visualis зрительный) - видимый, наблюдаемый простым глазом.
Память и фантазия являются визуальными, если они воспроизводят то, что доступно зрению.
Зрение (visio, visus) — физиологический процесс восприятия, осуществляемый сложной системой различных взаимосвязанных структур — зрительного анализатора, состоящего из периферического отдела (сетчатка, зрительный нерв, зрительный тракт) и центрального отдела, объединяющего подкорковые и стволовые центры мозга, а также зрительную область коры полушарий большого мозга.
Источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов внешнего мира. Человеческий глаз воспринимает световые волны лишь определенной длины — приблизительно от 380 до 770 нм. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через оптическую систему глаза (роговицу, хрусталик и стекловидное тело) и попадают на сетчатку. В сетчатке сосредоточены светочувствительные клетки — фоторецепторы (колбочки и палочки). Свет, попадая на фоторецепторы, вызывает перестройку содержащихся в них зрительных пигментов (в частности, наиболее изученного из них родопсина), а это, в свою очередь, — возникновение нервных импульсов, которые передаются в следующие нейроны сетчатки и далее в зрительный нерв. По зрительным нервам, затем по зрительным трактам нервные импульсы поступают в латеральные коленчатые тела — подкорковый центр зрения, а оттуда в корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях головного мозга, где происходит формирование зрительного образа.
Образ, в психологии — субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Ясновидение - получение знаний в виде визуальных (зрительных) образов о неких событиях без использования известных органов чувств (зрительного анализатора) или логических суждений.
Ясновидение (франц. clairvoyance ясное видение) - обладание информацией, возможно никому более не известной, полученной необычным путем восприятия или размышления; является, т. о., формой экстрасенсорного восприятия (ЭСВ). В спиритизме термин «ясновидение» также используется для обозначения зрительного или слухового контакта с духами умерших, которые, как предполагается, окружают живых.
МАЛАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Ясновидение — получение знаний об объективных событиях внешнего мира, не основанное на работе известных органов чувств и суждениях разума.
В советский период начиная с 20-х гг., ученик В.М. Бехтерева Л.Л. Васильев проводил исследования в области телепатии и ясновидения. В 1965 г. впервые организована секция биоинформации при Московском правлении Научно-технического общества радиотехники и электросвязи им. А.С. Попова.
Предвидение (проскопия) — частный случай ясновидения, относящийся к предсказанию будущих событий.
Парадиагностика — постановка основанного на ясновидении диагноза без контакта с больным. Все эти формы чувствительности часто объединяются понятием «экстрасенсорное восприятие».
БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Ясновидение, в мистических представлениях сверхъестественная способность предугадывать будущее, распознавать явления, недоступные восприятию обычных людей.
ДАЛЬ "ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА"
Видеть что, познавать чувством зрения, глядеть распознавая, ощущать глазом, зреть, усматривать.
Видение ср. зрение, способность видеть; чувство; || глаза, очи. || Ощущение чувством зрения, как слышание, вкушение, обоняние, осязание.
Привиденье, явление, грезы во сне и на яву, образы неплотские, зримые духом: мара, морока Не верою, а виденьем. Даст Бог счастье, и слепому видение дарует.
Ясновиденье, состоянье ясновидца, ясновидящего, чувственное распознаванье, в магнитическом сне, неведомого и недостижимого чувствам человека, в обычном их состоянии.
Провидеть что, предвидеть, видеть и знать наперед, по соображенью, по догадкам, или видеть в духе, в ясновидении, или силою высшею, всеведеньем; прозревать, проразумевать, проникать в сокрытое, тайное, будущее.
Ясновидение будущего противоположно памяти былого.
Восторг, состояние восторженного, в знач. нравственном; благое исступление, восхищение, забытие самого себя, временное отрешение духа от мира и сует его, воспарение духа, временное преобладание его, восходящее иногда до ясновидения. || Чрезмерная радость, удовольствие.
Восторженность состояние восторженного, человека мысленно отрешившегося от мира, возвысившегося духовно до самозабвения; состояние магнетического ясновидения, без всякий сознательности, одна из высших степеней духовного проявления во плоти.
СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Созерцание — прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл.
Созерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое.
В философском смысле понятие «созерцание» имеет много значений, иногда противоречащих друг другу:
1) зрительное созерцание в специальном значении (см. также Эйдетика);
2) созерцание как восприятие вообще;
3) эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности.
В другой группе значений понятие «созерцание», наоборот, дает как раз непосредственное, не связанное с чувствами постижение нечувственных значений, идей, ценностей, действительных вещей:
а) созерцание как рассмотрение значений чисто логического и математического характера;
б) созерцание в духе Платона, т.е. внутренний процесс непосредственного образования идей;
в) созерцание как нравственное осознание этических принципов и норм в кантовском смысле;
г) созерцание как восприятие абсолютного, Бога - интеллектуальное созерцание в духе нем. идеализма.
Созерцания формы — в кантовском смысле пространство и время, в которых упорядочиваются ощущения; они суть данные рассудка, готовые формы чувственного созерцания, a priori, независимые от опыта, а скорее лишь создающие для него возможность.
В широком смысле слова формы созерцания суть категории.
Созерцание сущности, созерцание идеи, значения — духовный акт, с помощью которого человек постигает идею вещи, значение сущности или непосредственно, или опосредованно через восприятие соответствующей вещи. Платон говорил о душе, которая еще до своего переселения в тело непосредственно созерцала идеи. Непосредственное постижение сущего проповедовали также неоплатонизм, мистика, нем. идеализм (см. также Интуиция).
БРОКГАУЗА И ЕФРОНА ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Оракул (лат. oraculum) — в древности одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения О. считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большею частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученного откровения. Все О. могут быть подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех О. — дельфийском — одуряющие пары, выходившие из расщелины скалы, приводили пророчицу в состояние ясновидения
Возникновением О. данное место было обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлением природы (пары из горячего источника и т.п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали О. и в местностях, где. покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества; так напр., в О. Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был заснуть в храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества.
Назначение О. состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. К О. прибегали и государственные люди, когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Для известных периодов греческой истории О. получают, поэтому, значение политических институтов. О., совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального единства и осуществлению общегреческих предприятий.
В Греции О. потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты.
Мистика, мистицизм — Кроме явного богослужения у греков, как и у других народов, существовали сокровенные обряды и поучения. Все сюда относившееся называлось ta mustica. В переносном словоупотреблении М. означает:
1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть М. реальная или опытная, которая разделяется на:
а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре — сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и
b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализировать духовные сущности и дематериализировать телесные и т.п.; сюда относятся так назыв. животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромания, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений.
С христианской точки зрения реальная М. (в обоих своих видах) разделяется, по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия, на М. божественную, естественную и демоническую.
2) В другом смысле М. называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета — всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или по крайней мере самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то являются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.
Древнейший дошедший до нас памятник мистической философии — Упанишады. У других культурных народов древнего Востока также были тайные учения, но от них не осталось никаких письменных памятников, за исключением книги китайца Лаоцзы.
В древнейшей греческой философии мистический элемент, вызванный первоначально восточными влияниями, получил оригинальное развитие особенно у Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла и занимает преобладающее место в учении Платона, в еврейско-эллинском учении Филона, в египетско-эллинском умозрении так наз. герметических книг, а еще более у новоплатоников и гностиков.
Новоплатоничесюя влияния на почве христианского богословия обнаружились у Оригена, а затем породили религиозно-философскую систему, изложенную в книгах, приписанных Дионисию Ареопагиту и получивших большое значение с VI в. Ранее началось развитие особого типа монашеского мистического богословия в Египте и Сирии — Макарий егип. (IV в.), Исаак Сирин (VI в.). Впоследствии, сосредоточившись в афонских монастырях, отшельническая теософия все теснее связывалась с особым психо-физическим методом для произведения экстатических состояний (так назыв. “умное делание”), переходя таким образом из умозрительной в опытную или реальную М. Писания, посвященные этому предмету, были соединяемы впоследствии в особые сборники, получившие название Добротолюбие (jilocalia).
Теософические идеи, связанные с “умным деланием”, были в XIV в. предметом ожесточенных споров в византийской церкви и, наконец, объявлены согласными с православием.
На Западе, вполне пpaвoвеpным было мистическое богословие Викторинцев и Бонавентуры, а в новые времена — св. Терезы. Отличительные черты правоверия в этой области состоят:
1) в признании нравственных условий для соединения человеческого духа с Богом,
2) в представлении самого соединения как процесса постепенного, при чем обыкновенно различаются три главные степени, называемые М. очистительной (purgativa), М. просветительной или озарительной (ilinminativa) и М. соединительной в тесном смысле (unitiva), — и, наконец,
3) отличительная черта правоверного мистического богословия есть тот принцип, что внутреннее общение с Богом не исключает внешних форм благочестия и что высшее духовное совершенство не отменяет низших заповедей.
В противоположность этому, еретическая теософия Средних веков унаследовала от древних гностиков тот принцип, что для чистого все чисто, духовному все позволено, и для совершенного ведения необходимо все испытать. В этом смысле развилось с ХIII в. движение так назыв. братьев свободного духа или спиритуалов.
Вне христианства развились в Средние века два великих мистических движения — каббализм у евреев и суфизм у персов-мусульман.
С началом возрождения классицизма в Италии, на ряду с другими учетами древности, воскресла и мистическая философия новоплатоников. Оригинальным и всеобъемлющим мистиком был знаменитый Парацельс; под влиянием его (со стороны терминологии), но совершенно независимо по существу, сложилось гениальное учение Якова Бёма. После Бёма наибольшее значение принадлежит Сведенборгу, который с оригинальной теософской системой соединял, как духовидец, и опытную или реальную М. Вообще эти два главных отдела мистики всегда более или менее связаны между собой, ибо естественно, что мистические учения ищут себе опоры в мистических фактах, а занятие последними вызывает для их объяснения те или другие мистические теории.
|