Ученик: Я слышал, что преданный вечно связан с тем духовным учителем, который посвятил его в воспевание Харе Кришна Маха-мантры (Харинама-Гуру). Есть ли у него подобная связь с мантра-Гуру?
Шрила Шридхар Махарадж: Да. Это нечто схожее, с небольшими отличиями.
Ученик: Некоторые из преданных, получивших посвящение в Харинаму у Бхактиведанты Свами Прабхупады, позже получили посвящение в Гайатри-мантру от одного из его учеников. Не могли бы вы объяснить разницу между этими инициациями, а так же то, как должен воспринимать ученик свои отношения с двумя разными духовными учителями?
Шрила Шридхар Махарадж: Первостепенное значение имеет Нама-Гуру, то есть Гуру, посвящающий в воспевание Святого Имени Кришны, затем — Гуру, посвящающий в Гайатри-мантру. Среди учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады первому следует выражать почтение дикша-Гуру, тому, кто посвятил вас в воспевание Гайатри-мантры, а затем — всем остальным. Сперва следует выражать свое почтение Прабхупаде, который является нама-Гуру и духовным учителем дикша-Гуру, затем дикша-Гуру, и затем всем остальным. Всем им следует оказать почтение в соответствии с их положением.
Джива Госвами пишет, что Имя Кришны является основным составляющим в Гайатри-мантре. Множество других слов также входит в состав мантры, но Имя — самое важное. Если убрать Имя Кришны и заменить Его каким-нибудь другим именем, то все будет испорчено. Таково заключение Дживы Госвами. Святое Имя Кришны есть все и вся. В Гайатри-мантре содержится Святое Имя Кришны, а также множество других слов. Но если убрать Имя Кришны и заменить Его именем Шивы, то все поклонение будет обращено к Шиве. Святое Имя — наиважнейший фактор.
Святое Имя Кришны настолько существенно, что может не потребоваться даже Гайатри-мантра. Говорится: на ча сат крийа, на дикше на ча пурашчарйа манадилате мантрайам расана спри ханато шри кришна наматмака—“Нет никакой необходимости ни проходить все очистительные процессы, ни следовать шести ритуалистическим церемониям, предписываемым Ведами для благочестивой жизни, ни даже принимать посвящение в Гайатри-мантру. Тот, кто просто воспевает Святое Имя Кришны без оскорблений, достигает полного успеха.” Святое Имя Кришны — самое важное условие. Даже Гайатри-мантра может оказаться ненужной.
Мы принимаем мантру только в помощь Нама-бхаджану, поклонению Святому Имени. В противном случае, она может и не потребоваться. К такому заключению пришли ачарйи. Имя само по себе способно сделать все для живого существа. Оно полно и совершенно. Мантра помогает нам разделаться с апарадхами — оскорблениями — и абхасой, то есть расплывчатыми представлениями о нашем бхаджане. Лишь до этих пор мантра приходит к нам на помощь.
Приводится пример с большим и меньшим кругами. Святое Имя Кришны — это больший круг. Он простирается от высочайшего уровня до самого низшего. Круг мантры — это меньший круг внутри большего. Мантра не может спуститься до низшей точки. Святое же Имя простирается до самого низшего положения. Мантра приводит нас к освобождению, а дальше нас несет Святое Имя. Таким образом мы связаны с мантрой и Именем.
Имя простирается до самого низшего положения, до чандалов и йаванов. Имя может получить любой. Но не каждый достоин Гайатри-мантры. Мантра может быть пожалована только тому, кто достиг достаточной духовной квалификации, а с достижением освобождения юрисдикция мантры кончается. В Чайтанья-чаритамрите (Ади, 7.73) говорится:
кришно-монтро хоите хобе сомсаро мочоно
кришно-намо хоите пабе кришнеро чороно
“Гайатри-мантра Кришны освобождает живое существо из мира повторяющихся рождений и смертей; Святое Имя Кришны дает ему убежище у лотосных стоп Кришны”. Гайатри-мантра поможет нам достичь освобождения, и затем уйдет. Когда мы достигаем освобождения, работа мантры заканчивается. Но Имя будет сопровождать нас на всем нашем пути, от низшего положения до наивысшего. В воспевании Святого Имени нет ни доли прошения—это только обращение. Мы не должны воспевать в умонастроении “я хочу то или это”. Мы должны просто спонтанно воспевать Имя. Это будет поощрять в нас благие устремления. Итак, поскольку сфера деятельности мантры ограничена, а Имя имеет первостепенное значение, в первую очередь следует оказывать почтение Нама-Гуру, затем мантра-Гуру, а затем остальным Вайшнавам.
Ученик: Как должен преданный, получивший вторую инициацию от своего брата в Боге, относиться к своему дикша-Гуру — как к брату в Боге или как к Гуру?
Шрила Шридхар Махарадж: Это непостижимое одновременное единство и отличие. В основном, преданный, в соответствии со своим теперешним положением, будет видеть его как Гуру, но если он выйдет за рамки своего сегодняшнего положения и вернется к своей прежней истории, он будет видеть его скорее как своего брата в Боге. Но, в основном, на теперешней ступени, он будет видеть его как Гуру, и, на заднем плане, как брата в Боге.
Ученик: Вы сказали, что Харинама продолжается после освобождения. А продолжаются ли отношения между Гайатри-мантра-Гуру и преданным, уже достигшим освобождения?
Шрила Шридхар Махарадж: Когда он вернется в духовный мир, даже воспевание Святого Имени отойдет на второй план, а другие виды служения выступят на передний. Когда душа вступит в царство Господа, ей будет доверена определенная роль в служении Кришне, и эта роль займет в ее жизни самое заметное и значительное место. В это время Имя будет находиться на заднем плане. Когда душа присоединяется к определенной группе в определенной расе, например в сакхйа-расе, ей будут даны определенные обязанности под руководством предводителя группы, такого как Субала или Баладева. Самым важным будет служение, а Имя будет оставаться на заднем плане, помогая и вдохновляя. Там преданный будет видеть как своих Гуру всех, но в определенной иерархии. Это семейная жизнь. Там будет Гуру его духовного учителя, но ученик будет работать под руководством своего начальника, у которого будет свой начальник. Он будет получать указания от своего непосредственного руководителя. Таким образом, там существует иерархия, и ученик постепенно войдет в эту систему. Каждым преданным руководит определенный слуга, и прямая обязанность преданного — служить этому слуге и выполнять его поручения.
Ученическая преемственность
Брахма-Мадхва-Гаудийа Сампрадайа
Как найти Любовь в своем сердце
Это простой секрет - счастье рядом. Нет, нет, мы не предлагаем вам "расслабиться и получать довольствие", то есть вычленять "положительные моменты" и этим удовлетворяться. И делать вид, что всё в порядке. Что это и есть счастье. Нет, это не счастье, а обман, розовые очки, которыми мы безуспешно пытаемся прикрыть глубокую внутреннюю тоску: по настоящей любви, по Богу, по самому сокровенному... И правда в том, что счастье близко. Оно так близко, что мы не замечаем его. Мы готовы обойти весь мир, чтобы найти его, чтобы только коснуться и потерять навеки. И вновь броситься на поиски. И снова потерять, с горечью убеждаясь снова и снова, как быстротечно и изменчиво счастье. И как часто оно - просто обман. Иллюзия. Попусту потраченное время и деньги. И душевные силы. А НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ, оставаясь прямо в нашей душе, тихо ждет, когда мы остановимся и найдем для него время. Когда мы перестанем озираться и заглянем ВНУТРЬ СЕБЯ. Для этого нам не нужно платить, наводить красоту, производить впечатление на окружающих и слушать новые, всё более новые, и совершенно обновленные советы психоаналитиков. Пожалуйста, выслушайте то, что мы хотим вам сказать. Уделите эти пять минут самим себе. Себе настоящим.
Просто песня!
Начнем с самого простого: мы любим петь. Очень любим. Даже, если не умеем. Нам хочется петь, особенно в дУше :), на вечеринках и праздниках, а так же просто от радости. Вы удивитесь, но пение свойственно не только людям и птицам, но также животным и насекомым. Они издают какие-то звуки, стрекочут, чирикают, воют, цокают, квакают и жужжат, но нам это только кажется, на самом деле они поют и вкладывают в это всю душу. Пение - естественная потребность любого живого существа, у которого есть уши и голос, то есть, чем петь и чем слушать. Песня, приятная музыка, хорошая нежная мелодия оказывают удивительное воздействие на ум и душевное состояние человека. Не секрет, что даже растения растут лучше и коровы дают больше молока, если им регулярно "ставят" классические мелодии.
Естественно, что выражая свою любовь к Богу, желая прославить Его, ПРИБЛИЗИТЬСЯ К НЕМУ, люди всегда начинали... петь. Даже древние знали, что именно ЗВУКОВЫЕ ВИБРАЦИИ, выходя из сердца человека, легко поднимаются вверх, в небо, проникают сквозь все слои материи и доходят до Создателя. И именно священные звуковые вибрации помогают остановить наш суетный ум и погрузиться в духовную реальность, полностью отрешившись от материальных беспокойств.
Святые имена
Все Великие Религии мира учат нас, что имена Бога - Аллах, Иегова, Христос, Будда, Кришна и т.д. - СВЯЩЕННЫ. Это не обычные обозначения, не просто слова, а шифр, особое сочетание звуков, в которое Господь вложил Все Свои Совершенства, Святость и Красоту.
Святые Имена приближают нас к Творцу. Потому что молитва - это Бог в звуке. Что доказывает и православная молитва "Отче наш", провозглашая: "Да святится Имя Твое". Именно поэтому все мировые религии призывают нас: МОЛИТЕСЬ, молитесь, и еще раз молитесь, взывайте к Богу. И суть молитв, повторений Имен Бога, обращений к Нему, не в том, чтобы получить от Него что-то "для жизни". Ведь молитва не обычная просьба, а Бог не золотая рыбка, исполняющая наши прихоти. Молитва, духовные вибрации, даны нам для того, чтобы прийти к Богу, приблизиться к Нему, почувствовать Его любовь ПРЯМО СЕЙЧАС. Почувствовать, что мы - я и Он - вместе.
В Ведах, древнейших священных Писаниях, говорится, что в духовном мире имя неотделимо от называемого объекта. Иначе говоря, Святое Имя Бога неотличимо от Него Самого. То есть каждый, кто стремится к общению с Господом, может общаться с Ним, просто повторяя Его Святые Имена.
Эти священные звуки оказывают особое воздействие на разум и душу человека. Те, кто постоянно молится, повторяя Святые Имена, часто испытывают состояние блаженного экстаза. Например, многие православные христиане достигали самосознания, освобождения от оков материального существования и безграничного СЧАСТЬЯ, просто повторяя Иисусову молитву.
Мантра
И молитвы и мантры - это обращения к Богу, но между ними есть разница. Как правило, мантра не содержит в себе просьбу выполнить материальное желание. Мантра - это Имена Бога в чистом виде, без каких-либо посторонних включений со стороны человека. Подлинные Ведические мантры трансцендентны, они открывают человеку ПРЯМОЙ ДОСТУП в духовную запредельную реальность. Мантра - санскритское слово; "ман" означает "ум", а "тра" - "освобождать от материальной ограниченности". Итак "мантра" означает "освобождать от материальных оков и приводить на духовный уровень". Трансцендентные мантры помогают обнаружить и пробудить нашу истинную духовную природу, а также одарить божественным знанием и блаженством. Священные мантры содержат Имена Бога, что делает их абсолютно могущественными.
Интересно, что каждая мантра упоминает различные Имена Бога, то есть, разные Его стороны, поэтому и результат от их повторения также различен. Взывая к определенным сторонам Бога, человек может избавиться от страхов, болезней, получить земную любовь, богатство, знания, освобождение и, самое главное - непосредственно Любовь к Богу.
Научные исследования показывают, что повторение духовных мантр оказывает благоприятное влияние на здоровье человека. Снижает кровяное давление, снимет стресс и приводит в приятное состояние расслабленности и покоя. Представьте силу мантр, если даже такое явное улучшение самочувствия считается просто "побочным продуктом"? А истинное благо от воспевания духовных мантр состоит в их прямом влиянии на душу человека. Ученые изучали людей, которые владеют реальным опытом духовного присутствия Верховного Господа. Исследования показали, что такие люди отличаются исключительным психологическим здоровьем: они гармоничны, уравновешенны, весь их облик излучает спокойную ясность и благодать. Эти люди полны любви, и окружающим очень нравится находиться в их обществе. Такие люди становятся очень привлекательными, но главное, они постоянно ощущают счастье. А в конце жизни, как утверждают авторитеты, легко достигают Бога.
Два способа
Итак, мы предлагаем вам не просто произносить мантру, а воспевать ее. Для воспевания мантр есть два способа. Первый - когда вы повторяете мантру для себя, в тишине и без музыки. Еще лучше, когда вы при этом перебираете четки. Это традиционный способ, используемый практически во всех религиозных традициях. В воспевании такого рода участвуют язык и органы слуха, а если с четками, то и органы осязания. Это естественным образом помогает сосредоточиться.
Второй вариант - это петь мантры на определенный мотив, под музыку, наедине или с друзьями. Совместное воспевание считается гораздо более эффективным, чем личное. И так можно быстрее и легче погрузиться в духовную вибрацию, на некоторое время полностью отрешившись от мира и испытывая духовный экстаз.
Две мантры
Существует огромное количество мантр, какие-то из них приносят материальные плоды, другие -духовные. Мы предлагаем вам две особые трансцендентные мантры, рекомендованных Ведами; в них сконцентрирована самая суть Божественного знания. Первая совсем проста:
Гаура-Нитьянанда
Ее можно повторять ритмично, по слогам:
Гау-ра-Нить-я-на-нда.
"Гаура" означает "всеблагое золотое духовное сияние", а "Нитьянанда" - "вечное блаженство". Чуть меньше, чем 500 лет назад две милостивые личности по имени Гаура и Нитьянанда снизошли на Землю в Индии. Именно они сделали доступным для всех совместное воспевание этих мантр.
Вероятно, самая известная на Западе мантра - Харе Кришна мантра. В традиции Ведической мудрости она известна как "маха-мантра", то есть величайшая из всех мантр, которая может исполнить любые желания.
Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе,
Харе Рама, Харе Рама,
Рама Рама, Харе Харе.
Кришна и Рама - это духовные имена Верховной Личности Бога. "Харе" - это название Его духовной энергии, которая милостиво вовлекает нас в любовное служение Верховному Господу. Эта мантра также известна как "Великая Песнь Освобождения", дословно она означает: "О Верховный Господь, О духовная энергия Господа, пожалуйста, позволь мне служить Тебе!"
Попробуйте, вам понравится
Чтобы начать духовную практику, вам не потребуется ничего особенного. Располагайтесь в любом удобном месте, где вам никто не помешает. Затем попробуйте повторить про себя мантру один или два раза. Возможно, вы захочется начать с более простой: Гаура-Нитьянанда. Сначала, скорее всего, вы будете читать слова мантры "по бумажке", но уже на второй-третий раз запомните и будете повторять с удовольствием. Просто закрывайте глаза и сосредотачивайтесь на этих прекрасных звуках.
Если вам хочется петь мантру, включайте кассеты, входящие в комплект, и выбирайте мелодию себе по вкусу. При воспевании можно хлопать в ладоши, танцевать, подыгрывать себе на гитаре, пианино, синтезаторе, стучать в барабаны или как угодно еще. Единственное, чем воспользоваться при воспевании не удастся, это губная гармошка :).
Мантра на четках
Воспевая мантру на четках, держите их между большим пальцем и остальными так, как вам удобно. Повторяйте мантру с удобной скоростью, и произнеся ее один раз, передвигайте одну бусину. Когда дойдете до последней большой бусины, просто переверните четки по кругу, и повторяйте уже в другом направлении. Не спешите, не волнуйтесь, у вас все получится. Главное в этом процессе - возможность побыть наедине с собой и Богом.
Если хотите, можете попробовать держать четки между большим и средним пальцем, как это показано на рисунке. Четки держат в специальном мешочке, чтобы сохранить их в чистоте. Обычно читать начинают с большой бусины, следующей прямо за "бусиной Кришны" с кисточкой, и плавно передвигают бусины на себя, одна бусина на каждую мантру. Однако на начальном уровне не стоит беспокоиться о "правильности".
Медитация и настроение
Мантра из Святых Имен - это духовный звук. Поэтому сосредоточенность на мантре одновременно является духовной медитацией. Можно просто проговаривать, слушать и чувствовать прекрасные, духовные звуковые вибрации Святых Имен. Хорошо, если во время медитации вы сможете открыться чувству духовного присутствия и руководства, и станете медитировать на смысл мантры.
Даже на начальных стадиях воспевания вы сможете испытать истинное блаженство и чувство освобождения от материальных тревог и беспокойств. Если вы не остановитесь на этом, и продолжите воспевать мантру под квалифицированным духовным руководством, то сможете ДОСТИЧЬ ЛЮБВИ К БОГУ, то есть абсолютного СЧАСТЬЯ.
Шрила Прабхупада, великий святой учитель, который принес на Запад практику воспевания Святых Имен, дал нам высшее благословение:
"Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы!"
|