Учитывая почти полное отсутствие каких-либо упоминаний на эту тему в письменных исторических источниках, мы можем полагаться либо на свой непосредственный практический опыт, либо измыслить все, что угодно - никаких объективных доказательств ни за, ни против найти пока что не удается. А если быть более точным, находятся все новые и новые факты, но не удается понять, что именно они доказывают.
Потому-то и приходится дотошному исследователю сместить акценты и обратиться к самому понятию "объективного". Вот он, объект - дольмен. Стоит себе эта "объективная реальность, данная нам в ощущениях" тысячи лет, а "к чему, почему - не пойму". Тогда попробуем разобраться - в каких же именно ощущениях она нам дана?
И вот плоды этих самых "разборок".
Объекты моего наблюдения: я сама (начинаю с себя не из внутренней наглости, а из внутренних убеждений и хронологически), мои сын и муж, разновозрастные дети (от 8 до 16 лет), разномастные взрослые (различающиеся по полу, возрасту, профессии, месту проживания, отношению ко мне, дольменам и жизни).
Места наблюдения: дольмены Западного и Северо-Западного Кавказа.
Время и условия наблюдения: два с половиной года интенсивных поездок в районы расположения дольменов. Для чистоты эксперимента мы не использовали никаких методик, практик, ритуалов и т.п., наоборот, занимались в основном избавлением от замеченных ограничений и искажений восприятия.
Направленное, но достаточно беспристрастное наблюдение (я даже приблизительно не знала, чего же нужно или можно ожидать от дольменов - был лишь намек, что возможны какие-то неадекватные реакции) позволило выявить некоторые общие закономерности людских реакций психологического плана, действительно весьма непредсказуемых и не зависящих ни от физической, ни от какой другой подготовки (точнее, такой зависимости заметить пока не удалось).
Во-первых, сразу же бросилось в глаза существенное различие в поведении "в условиях дольменов" между детьми и взрослыми. Практически у всех взрослых (за небольшим, но показательным исключением), приехавших к дольменам специально, в первое время случаются эмоциональные всплески (а у женщин и срывы). У детей вместо этого [Во страх-то какой!] случается творческий подъем.
Взрослые чаще ощущают на дольменах непонятной природы беспокойства, раздражения, доходящие порой у некоторых до неприемлемости, значительно ограничивающей время пребывания в зоне дольменов; нередко неадекватное, до эксцентричности, поведение. Дети же быстро осваиваются в непривычной для них обстановке, часто открывая в себе новые, неожиданные черты, чем вызывают удивление своих родителей.
Обратила внимание на линию поведения в течение пребывания на дольменах: у детей прослеживаются "спады - подъемы" восприятия, или периодические смены открытости - закрытости; взрослые же в основном "лезут на рожон", накручивая себя эмоционально и выявляя практическую неспособность заметить, оценить и взять под контроль свое состояние.
Любые реакции, происходящие здесь, гипертрофированны. В людях проявляются те черты, которые в других местах скрыты от сознания, влияя на поступки неявно - и тем вернее их действие. Этот факт относится и к взрослым, и к детям, но результаты различны, в первую очередь, по времени: дети, столкнувшись с необходимостью признать свою ошибку, достаточно быстро реагируют и соответствующим образом исправляют свое поведение; взрослые же могут годами маяться, ходить вокруг да около, жаловаться на судьбу, находить себе оправдания, но ничего не меняя по сути. Это отражается и на отношении ко мне, как руководителю группы: в каких бы жестких порой тонах ни приходилось говорить с ребенком, он в конечном итоге признает справедливость моих замечаний или действий и не держит камень за пазухой, "отходя" буквально на глазах. Взрослый может перемалывать какое-либо неприятное событие годами, избегая какого-либо общения, и лишь со временем начинает оттаивать.
Особо хочется сказать о подростковом возрасте. Известное противоречие между желанием выглядеть по-взрослому и привычкой действовать по-детски также преувеличено и может привести к разного рода конфликтам. Особенность проявления этого на дольменах заключается в том, что здесь становится заметно неверное понимание признаков взрослости, или неверно поставленный акцент на внешние ее стороны. Столкнувшись с этим аспектом в одном из походов, я пришла к выводу, что юношеские инициации в каком-либо виде - необходимый момент в нормальном развитии личности.
Различны и последствия поездок. Вы тоже нимба не видите? У детей возникают мировоззренческие вопросы: "Что такое идеальное?", "Что значит бесконечность вселенной?", "Почему мы не видим нимба, который рисуют на иконах?" и т.п., они вдохновляются на созидательные поступки, типа сочинения литературных произведений, рисования, поступления в какие-либо секции, студии, выявляются новые интересы, они становятся более инициативными во всем; взрослые возвращаются обычно к своему привычному укладу жизни, который уже "не складывается", нередко заболевают. Пожалуй, главное различие между взрослыми и детьми на дольменах заключается в том, что последние приближаются к такому состоянию, "как они задуманы Богом", а первые выглядят такими, "какими они сделали себя сами".
Это только внешние, видимые аспекты. Но есть и внутренние. Здесь труднее писать объективно, т.к. из научных наблюдений известно, что личность наблюдателя влияет на результат эксперимента. Хотя, конечно же, я постоянно, при любой возможности сравниваю свои впечатления с отзывами других людей.
Сходятся эти наблюдения в одном: со всеми на дольменах происходят необычные, нетривиальные, из ряда вон выходящие вещи - события, ощущения или мысли. А вот [Это не китайские иероглифы]конкретное выражение у всех различное: резко меняется физическое самочувствие (как в одну, так и в другую сторону); бывает, что человек, неоднократно бывавший на каком-либо дольмене, в очередной раз не находит его, равно как и наоборот - идя по, вроде бы, знакомой местности, вдруг обнаруживает новый дольмен; наблюдаются время от времени непонятные зрительные эффекты в районе дольменов в виде световых объектов; частенько у разных людей, в разное время, с разной аппаратурой на фотографиях проявляются изображения белых кружков, не имеющих под собой явной материальной основы; и незабываемое ощущение вневременья...
Все необычное из разряда ощущений и мыслей происходит, как я заметила, на определенном этапе, или уровне восприятия. Непременное условие - это спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние, которое возникает лишь после избавления от различного рода стрессов, а на ментальном уровне - непредвзятое состояние tabula rasa - "без мыслей", без каких бы то ни было ожиданий. Тогда тело способно целый день "летать" по горам, не страдая от жары, холода, не испытывая голода; неожиданно приходят разного рода конструктивные, созидательные мысли на интересующую тему, находятся выходы из казавшихся неразрешимыми ситуаций, открываются новые перспективы. Для меня уже стало привычным, что в каждом (или после каждого) походе посещают какие-либо прозрения: осмысление прописных истин, восприятие их на новом уровне, этакая "подгонка под себя", что позволяет от декларации перейти к использованию полученного знания в жизни.
Наглядной и очевидной стала связь психологии и физиологии человека. Особенно ярко это проявляется на самом обычном этапе походов - при переходах. Когда непривычный человек идет обычным способом, под рюкзаком достаточно быстро начинает уставать, хотеть пить, есть, жалеть себя или страдать по этим поводам, испытывая порой массу неудобств. Идя так называемой "походкой силы", телесные потребности резко сокращаются, оценочные реакции изменяются, в результате чего продолжительность и протяженность переходов увеличивается раза в 3-4. Первичной здесь оказывается мысль: нет мысли об усталости - нет и ее физических проявлений.
[Внутренние обстоятельства походов]И внешние обстоятельства походов при внимательном рассмотрении оказываются зависимы от внутреннего настроя участников. Не раз я обращала внимание, что при преобладании облачной, холодной или дождливой погоды на время нашего краткого похода (дней 10) выдаются, как правило, солнечные дни; обычны ситуации, когда нам везло с транспортом.
Изменяется само восприятие и, как следствие, понятие реальности. Слишком много примеров, когда самые неожиданные с общепринятой точки зрения действия влияют на ход событий. Например, когда дети помещают свои желания в воображаемые шарики, запуская их в небо, и через какое-то время они исполняются. В каждом походе меня посещает общее ощущение того, что передо мной как будто открывается картина моих помех на данный момент. Причем, помеха не просто показывается, но настолько мешает жить, что возникает ситуация, требующая каких-либо действий, способных что-то изменить.
После нескольких лет активного посещения дольменов, конечно же, [Перемещение акцентов]напрашиваются некоторые выводы. Понятно, что они относительны, я отдаю себе отчет, что через некоторое время они изменятся, переместятся акценты: такова жизнь - в ней "все течет, все меняется", наши мысли меняются с нашим ростом, обстоятельства нашей жизни - с нашим к ней отношением.
Итак, вот основные из них:
* необходимость настройки перед и во время пребывания на дольменах (очищение на всех уровнях - главный вид настройки);
* при условии приведения организма в гармоничное состояние вблизи дольменов человек выходит за свои привычные рамки возможностей;
* на дольменах проявляются истинные, глубинные черты личности, в основном скрытые в повседневной жизни;
* отсутствие каких-либо ожиданий, умение отпустить себя, доверившись своей природе, открывает путь к реальности, неизвестности;
* позиция и поведение самого человека на дольменах неизбежно отражается на качестве событий, происходящих с ним;
* на дольменах не пройти мимо того факта, что во всем за внешней стороной всегда скрывается нечто глубинное, пока необъяснимое и, возможно, непостижимое;
* на дольменах стало явно видно, что реальные трудности - необходимый элемент в развитии личности как ребенка, так и взрослого;
* там же зримо проявилась возможность использования коллективной энергии;
* после поездок на дольмены, в результате полученного в них опыта, меняется привычный уклад жизни человека, самочувствие, социальные отношения, а со временем и его мировоззрение, иногда вопреки сиюминутным желаниям;
* осмысление опыта, полученного на дольменах, приводит к отчетливому чувству, что в нашей обыденной жизни не хватает звеньев в цепочке, нужных для удовлетворения и счастья в жизни.
Общее ощущение от всех поездок до настоящего момента таково, что на дольменах дается (кем и как - пока не понятно) спектр возможностей:
* осознать любое действие, понятие и, значит, установить над ним контроль, подчинить себе, изменить в желаемую сторону, сохраняя свою независимость как к внутренним, так и к внешним воздействиям;
* получить импульс к самореализации;
* обрести недостающий опыт для полноты знания - стать самодостаточным Человеком, неподвластным каждому поветрию. Или, выражаясь словами К.Кастанеды, "получить шанс взять шанс".
Кроме [Циллиндрическое пространство дольменов с выколотой точкой]того, наблюдения на дольменах заставляют согласиться с мыслью о существовании единого поля Законов Природы, в котором законы человеческого общества - только его составляющая часть, а также с возможностью и необходимостью получать полное Знание и объективными, и субъективными методами.
Эти выводы, в свою очередь, приводят к мысли о том, что дольмены:
* являются мощнейшим на данный момент средством познания человеком себя, истинной картины мира;
* при необходимости - полигоном для экспериментов над собой, опробования новых методов;
* способствуют личностному росту человека в любом направлении.
Подтверждением правоты этих слов является, как водится, практика: специалисты, занимающиеся помощью людям в избавлении от психологических и других проблем, становлении личности, обретении внутренней опоры, начали использовать в своей работе дольмены, проводя на них выездные семинары.
Но самое главное, через два года интенсивного всестороннего изучения дольменов мы вынуждены признаться, дабы не погрешить против истины, что как были дольмены загадкой, тайной, так и остались, подобно египетским пирамидам. И здесь имеет место обратный вариант, когда не личность исследователя, но сам объект наблюдения влияет на экспериментатора, давая повод думать, что находясь на известных нам в настоящий момент позициях, этой тайны, видимо, не раскрыть. Похоже, надо сделать шаг навстречу, но какой?
Наш опыт показал, что мы движемся, возможно, в правильном направлении, пытаясь максимально избавиться от сложившихся стереотипов поведения, реакций, мышления, при этом добиваясь открытости как способа чистого восприятия.
Евгения Волкова
|