Психоанализ, метод психотерапии и психологическое учение

Психоанализ, метод психотерапии и психологическое учение

Психоанализ, метод психотерапии и психологическое учение Психоанализ, метод психотерапии и психологическое учение

Психоанализ (от психо… и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 – начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом.

От психоанализа как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения психоанализ в ранг философско-антропологических принципов.

Отдельные положения психоанализа можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и “отреагировать” забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза.

Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники психоанализ Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.

Последние рассматриваются в психоанализ как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней “цензурой”, представляющей собой механизм защиты сознательного “Я” против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования психоанализ усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели психоанализ за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других психоанализ обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, конденсации и прочее.

С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах – динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, её “зарядах” – катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном.

На первом этапе развития психоанализа (конец 90-х – начало 900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло в психоанализ позднее (З. Фрейд, “Я” и “Оно”, 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование “Оно”. Это резервуар психической энергии, “кипящий котёл” влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.

Вторая психическая структура – сознательное “Я” формируется как “оттиск” внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования “Я” особую роль психоанализ придаёт идентификации. “Я” – посредник между внешним миром и “Оно”, влечением и удовлетворением. “Я” руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы “Оно” с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость – как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия – влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя.
Третья психическая структура – “Сверх-Я” формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. “Сверх-Я” функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования “Сверх-Я” весь психический аппарат начинает функционировать как целое.

Распространение психоанализ в Европе началось после создания в 1908 Международной психоаналитической ассоциации (с 1912 издавался журнал “Imago”, с 1913 – “Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse”) и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-18. В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший выпускать профессиональных врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма в 1933 психоанализ подвергается запрету в Германии, с 1938 – в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие психоанализ в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы.

На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов психоанализа, приходится около 3/4 всей публикуемой литературы по психоанализу.

Психоанализ послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии. Внутренние противоречия концепции психоанализа у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений – индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. н. эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного “Я”.

После 2-й мировой войны 1939-45 развитие психоанализа в Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии экзистенциализма, феноменологии, неотомизма, в США – неофрейдизма.

Попытки применения метода психоанализа характерны для ряда модернистских направлений искусства и литературы 20 в.: школы “потока сознания”, сюрреализма и др.

1. Теория Зигмунда Фрейда

В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А.Шопенгауера о том, что человеческая душа это - тугой узел, который невозможно развязать, и Зигмунд Фрейд первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел.
Психоанализ возник как метод лечения, но сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые и стали основой психологической системы.

Детские переживания по З.Фрейду имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре, что оказывает влияние на последующее поведение взрослого.

Личность, по Фрейду это взаимодействие взаимно пробуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структура в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется. По мнению Фрейда сексуальность - это все то, что доставляет телесное удовольствие. Таким образом, психоаналитические стадии (перемещение эрогенных зон) - это стадии генеза психического в течение жизни ребенка.

Оральная стадия (0-1 год) имеет две фазы: ранняя и поздняя. Сосание - это тип сексуальных проявлений ребенка. Ведущая эрогенная зона - рот. Во второй половине оральной стадии с появлением зубов, к сосанию добавляется укус. Мать не позволяет ребенку кусать грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. На оральной стадии формируются черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность предлагаемым. Уже здесь люди делятся на оптимистов и писсимистов. Развивается дефференциация ”Я” и ”Оно”, которые находятся в конфликте.

Анальная стадия (1-3 года) имеет две фазы. Либидо концентрируется вокруг ануса. Особенности характера формирующиеся на анальной стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Эти качества, следствие разного отношения ребенка к естественным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности. Начинает формироваться “Сверх-Я” как часть “Я”.

Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущая эрогенная зона - генитальные органы. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд называл Эдиповым комплексом для мальчиков, и комплексом Электры для девочек. Освобождение от этого комплекса завершается в конце этой стадии. Самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет, формируются главные структуры личности. По мнению З.Фрейда, фаллической стадии совершенствуют зарождение таких черт личности, как самообладание, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция “Я” полностьюконтролирует потребности ”Оно”; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия (12-18 лет) - характеризуется возвышением детских сексуальныхстремлений, теперь все эрогенные зоны объединяются, и подросток стремиться к одной цели - нормальному сексуальному общению. На этой стадии инстанция ”Я” должна бороться против агрессивных импульсов ”Оно”, которые вновь дают о себе знать. Например, на этом этапе может возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов “Оно”, инстанция ”Я” использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое извращение. Это могут быть формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой… Второй тип - нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя.

2. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд

Анна - дочь З.Фрейда - продолжала и развила теорию и практику психоанализа. Начала свою психоаналитическую практику в 1923 году. Признанной ее заслугой считается описание ею линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; отношения к старшим и т.п. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.

Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон, а именно - принцип удовольствия, которому слепо подчинены все его проявления. Однако, для употребления своих потребностей ребенок полностью предоставлен матери, которая исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и первым законодателем для ребенка. Индивидуальные пристрастия и антипатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка.

Подражание, идентификация, интроекция - необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное общество взрослых. Люди, чьи идеалы исходят из идентификации не с реальными родителями, а с идеализированным образом родителя, ведут себя самоуверенно и морально превосходят своих ближних.

Игры, учение, свободная деятельность фантазии, тепло объективных отношений - все являются важными для ребенка.

3. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона

Теория Эриксона так же, как и теория А.Фрейд возникла из практики психоанализа. По его мнению основы человеческого ”Я” коренятся в социальной организации общества. Создал психоаналитическую концепцию об отношениях “Я” и общества. Создал психоисторический метод, который представляет собой применение психоанализа к истории. Два наиболее важных понятия концепции: - групповая идентичность и эгоидентичность. Групповая формируется тем, что с первого дня воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную соцгруппу. Эгоидентичность - целостность личности продолжается на протяжении всей жизни. Для каждой стадии жизненного цикла характерна задача, которую выдвигает общество. Так задача младенческого возраста - формирование доверия к миру.

Стадии жизненного пути:

младенчество (оральная ст.);
ранний возраст ( анальная ст.), появление чувства стыда связано с возникновением самосознания. Социальное неодобрение его поступков формирует у ребенка “внутренние глаза мира” - стыд за свои ошибки. Складывается конфликт между свободой самовыражения и ее ограничением. Нельзя подавлять стремление ребенка к автономии;
возраст игры ( фаллическая ст. (здесь развивается инициативность )), агрессивное поведение ребенка влечет за собой ограничение инициативности и появление чувства вины. Так по Эриксону закладываются совесть и моральная ответственность;
школьный возраст ( латентная ст. ( контраст новых достижений и осознание своей неумелости ));
подростковый возраст ( латентная ст. ( цельное осознание себя и неуверенность в понимании ”Я”)), характеризует самый глубокий жизненный кризис. На него приходится основной кризис идентичности. Интервал между юностью и взрослым состоянием Эриксон назвал психическим мораторием. Синдром патологии идентичности - это желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса. Имеет место поиск негативной идентичности;
молодость, опасность представляет одиночество, избегание контактов. Такое нарушение может привести к психопатологии;
зрелость ( борьба творческих сил против застоя );
старость ( цельное представление о себе и разочарование в жизни ).

На всех уровнях человеческих отношений, где поведение стереотипизировано, т.е. осуществляется по определенным образцам, ритуализуция отношений между ребенком и взрослым позволяет ребенку следовать определенным правилам. Драматический элемент ритуала формируется в игровой период, в котором ребенок готовится к роли создателя ритуалов. Школьный возраст добавляет новый элемент к ритуализации, совершенство исполнения.

КАРТА САЙТА:

Астрал, Астральные символы, Астрология, Асаны, Библиотека, Сонник, Египтология, Магия, Медицина, Медитация, Музыка, Мистика, Мудры, Мантры, Поэзия, Психология, Предсказание, Рэйки, Религия, НЛО, Фэн-Шуй, Тантра, Эзотерика, Чакры, Знания, Йога, Мистерии, Наш ФОРУМ!.
На главную
Посвящения от Мастеров New Age:

Бесплатные дистанционные настройки, которые вы можете заказать с сайта. Посвящения в Астральные символы, на знак АНТАКАРАНА и др.
Подробнее

Поза треугольника - Триконасана
"...Пребывайте до потери комфортного состояния, со вдохом поднимитесь вверх, с выдохом разверните стопы и наклонитесь в противоположную сторону..."
Савасана. Мертвая поза
"...Лежа на спине, руки и ноги вытянуть; расслабить все мышцы, последовательно ступни, голени, колени, бедра, руки, плечи, шею, и голову. Дышим медленно и без напряжения..."
Планетарное соответствие Знакам Зодиака
» Чтобы узнать, какая из планет является вашей доброй путеводной звездой по жизни, надо выбрать ту, которая соответствует числу твоего имени...
Джйотиш - Ведическая астрология
» Джйотиш - это Ведическая наука астрологии и астрономии. Те, кто знает что такое Веды, уже могут понять, что Джйотиш имеет древнейшую историю и основан на Ведической традиции знаний. Это делает Джйотиш совершенной системой астрологии...
Пашимотасана
» Лежа на спине на полу, делаем глубокий вдох, поднимаем руки до тех пор, пока они не коснуться пола за головой. Затем, спокойно выдыхая, медленно садимся, сгибаемся вперед до тех пор, пока мы руками не схватим лодыжки ног...
Цитата:

Скачать zip - Психоанализ, метод психотерапии и психологическое учение. Скачать mp3 - Психоанализ, метод психотерапии и психологическое учение.