Не используя симметрию и отказавшись от единого центра, японские дизайнеры достигают зрительной упорядоченности, широко применяя технику триад и основываясь на треугольных формах. Треугольник также лежит в основе построения икебаны, бонсай, и любого другого произведения, выполненного в стиле токонома – создание композиций в чайных комнатах. Самый показательный пример использования триад в садах – группы камней и зрительное соотношение этих групп. Камни, расположенные на переднем плане либо по всей площади сада имеют форму треугольника, а если дизайнер использует несколько каменных групп, то каждая из них также образует со всеми треугольник.
Такие группы могут также олицетворять буддистскую триаду (сэнзон-секи-гуми). В этом случае большой камень в центре – Шака или Амида Ниорай (два самых распространенных воплощения Будды), а два камня поменьше, расположенные по бокам – их спутники (босатсу).
Сосны – материал для дизайнера очень удобный, поскольку легко переносят обрезку и считаются «скульптурными» по своей природе – также обычно обретают треугольную форму, или, что более правильно пирамидальную форму. Тсу-кубай – способ группировки камней, распространенный в чайных садах и дополненный небольшим ручейком – часто проектируется так, чтобы в композиции присутствовал некий фоновый элемент – светильник, скала или, например какое-либо растение.
Соотношение группы камней, формирующих тсу-кубай и этим фоновым элементом – все тот же треугольник. Еще одна триада, используемая в ландшафтном дизайне – взаимодействие вертикальных, горизонтальных и диагональных элементов. Они, в свою очередь символизируют, соответственно небо, землю и человека. Например, в уже упомянутых каменных группах они присутствуют в большинстве случаев.
|