Еще один балансовый элемент, используемый проектировщиками - соотношение между двухмерными, планарными компонентами и трехмерными - объемными. Возможно, такое почтение к плоскости и объему основано на одном из постулатов китайского ландшафтного дизайна - гармонии между инь и янь - водой и горами. Поскольку в Китае придают несколько метафизическое значение такому балансу, соответственно поверхность воды будет восприниматься как символ плоскости, а очертания гор - символ объема.
Японские ландшафтные дизайнеры также используют принцип гармонии планарных и объемных элементов. Наиболее ярким примером здесь является стиль, называемый хира-нива или «нерельефный сад». В этом стиле ключом к успеху будет выбранный восприятие дизайнером плоской поверхности (джибари). Концепция «нерельефного сада» основана на древних традициях ландшафтного проектирования чи-вари, что в буквальном переводе означает «разделять поверхность». Другими словами, принципиальной задачей дизайнера является выбор способа «разделения» рабочей поверхности - площади сада. Сама же горизонтальная плоскость символизирует безмолвие (томэ) и делает весь сад воплощением спокойствия.
Кроме собственно площадки сада дизайнер использует и другие планарные элементы: ограды, стены и живые изгороди. Они могут играть двоякую роль: рамки, очертания сада (тогда все эти детали - не более чем фон) или же они как бы проскальзывают между зрительно едиными элементами: различными посадками и земляными «горами» - в этом случае с помощью изгородей саду придается глубина и законченность.
Двухмерные детали противопоставляются деталям объемным - камням, причудливо подстриженным кустарникам - чтобы создать единую композицию. Этот принцип нигде так полно не реализован, как в садах кэр-сан-суй, в которых валуны и тщательно подстриженные вечнозеленые сорта кустарников и деревьев резко контрастируют с застывшей поверхностью выровненного песка и стенами или изгородями, которые обрамляют сад. Максимальное упрощение элементов сада - до плоскости и объема - перекликается с принципами кубизма, и отчасти, объясняет тот факт, что древние сады, спроектированные в стиле кэр-сан-суй, кажутся нам такими современными.
Плоскость и объем: тщательно подстриженные вечнозеленые сорта кустарников и деревьев резко контрастируют с застывшей поверхностью выровненного песка и стенами или изгородями, которые обрамляют сад.
|