Местные божества и космические боги
С древнейших времен египтяне отличались исключительной религиозностью. Если, как полагают, они и были поначалу монотеистами, то вряд ли их единобожие было достаточно последовательным. Истовое почитание <божества собственного города> не мешало им допустить в свои сердца и на свои алтари иных богов. С созданием <союза Двух Царств> (объединенного государства Верхнего и Нижнего Египта) божества наиболее крупных городов обрели статус общенациональных. Мемфисский бог Птах, бог Солнца Ра, гелиопольский бог Мин, богиня-корова Хатхор из Дендеры, абидосский Осирис, саисская Нейт, космический бог Амон из Гермополя с течением времени были перенесены в Фивы. Все эти божества некогда были связаны с конкретным местом, однако постепенно их культ распространился и вверх, и вниз по долине Нила. Сходным образом бехдетский Гор и омбосский Сет первоначально были местными богами, и с превращением почитавших Гора и Сета городов в столицы Нижнего и Верхнего Египта они стали соответственно богами двух этих государств. Бог северных земель Гор, согласно созданной легенде, победил Сета и стал национальным божеством Верхнего Египта. Впоследствии фараон единого египетского государства, будучи главным лицом в стране, а потому сам считавшийся божеством, рассматривался как земное воплощение Гора.
Иногда боги, культ которых был привнесен из других мест, вытесняли местных богов. Так, фиванского Монту затмил Амон из Гермополя; позднее именно он стал верховным богом. Осирис поначалу не был божеством Абидоса, но как раз в этом городе почитался больше всего, а со временем превратился в самого любимого из всех богов Египта.
Некоторые боги были объединены в семьи: Атум - отец Шу и Тефнут, которые в свою очередь были родителями Геба и Нут, их детьми были Осирис, Исида, Сет и Нефтида. В Карнаке почитали более простое семейство из трех богов - Амона, Мут и их сына Хонсу. Подобным божественным семьям поклонялись во многих храмах по всей стране.
Отличить местных богов от богов иной природы - к примеру, космических - достаточно сложно. Ра почитался как бог Солнца, Геб - как бог Земли, а его сестра-жена - как богиня Неба. Представление о поле этих божеств зависело от грамматического рода слова, обозначающего олицетворяемый каждым из них элемент мироздания. Космические боги обычно были антропоморфными, т.е. имеющими человеческий облик, в отличие от многочисленных местных божеств, которых первоначально почитали в виде животных и всегда изображали в образе зверей или как человеческих существ со звериными головами. Такими были Анубис, Гор, Хнум, Тот, Собек, Амон и многие другие. Бастет имела голову кошки (кошек в Египте глубоко почитали; после смерти их тела иногда бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах). Амон обычно изображался с головой барана, но его же представляли и в человеческом обличье. Богиню Неба Нут считали либо женщиной, либо коровой, причем в обоих случаях ее изображали распростершейся по небосводу. Ее тело покрывали звезды, между которыми на своей лодке с востока на запад каждый день путешествует Солнце. Наконец, вплоть до утверждения христианства в стране существовали и чистые культы животных, например быка Аписа.
Религиозные мифы и культ Осириса
Хотя египетские боги, в отличие от греческих, не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть, зависть и мстительность. Тем не менее египтяне считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать. Ближе всех сердцу египтянина был, вероятно, бог города, в котором он жил. Связь человека с подобными богами была теснее, чем с величественным богом Неба. Самым родным для всех египтян был, по-видимому, Осирис. Согласно легенде, некогда он был земным царем. Осирис был убит своим завистливым братом Сетом, который расчленил его труп и бросил в Нил. Но Исида, преданная жена Осириса, собрала разрозненные части тела мужа; Осирис воскрес и с тех пор правит в царстве мертвых. Безжалостный Сет обратил свои злобные замыслы против малолетнего сына Исиды и Осириса - Гора, из-за чего мать младенца была вынуждена ради его спасения скрываться в недоступных болотах Дельты. Когда ребенок вырос, он одолел своего дядю, а боги объявили его законным наследником Осириса и возвели на отцовский трон.
Египтянам были необычайно близки страдающие боги. Культ Осириса, его преследуемой жены, многострадальной Исиды, и невинного младенца Гора пользовался наибольшей популярностью. Каждый египтянин считал себя в какой-то мере Осирисом, в борьбе отстоявшим свои права и победившим даже смерть. В своих надгробных надписях они именовал себя <Осирис такой-то> и рассчитывали разделить судьбу этого бога в загробном мире.
Прочие верования
Духовная жизнь не исчерпывалась религией, египтянин верил и в действенность магии, обращался к древним Текстам пирамид и Текстам саркофагов и использовал многие из содержащихся в них заклинаний.
Дальнейшее развитие магических текстов, предназначенных обеспечить душе умершего способность покидать могилу и наслаждаться всем тем, что доступно живым, нашло отражение в Книге мертвых. Само наличие в захоронении копии заклинаний подобного рода гарантировало ему получение всех испрашиваемых благ, равно как и защиту от всех зол, с которыми может, по его представлениям, встретиться усопший. Чтобы помочь умершему совершить долгое и опасное путешествие в загробный мир, были созданы и другие необычные тексты.
В правление XIX династии в Египте, особенно среди представителей низших сословий, возникло новое религиозное течение: впервые в истории было сформулировано утверждение, что, хотя человек и расположен ко злу, бог имеет склонность прощать его прегрешения.
Поскольку сам фараон считался богом, он, естественно, мог общаться с другими богами. Фараон был также верховным жрецом и совершал ритуалы в храме и на религиозных празднествах. Свои жреческие функции он нередко передавал лично им назначаемым высшим жрецам главных храмов.
|