ЦИГУН РАССМАТРИВАЛАСЬ КАК СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА3, ДЕЙСТВИЕ КОТОРОЙ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ.
Разделы: Астрал, Магия, Гороскоп, Гадание, Сонник, Мантры, Медитации, Астрология, Тантра, Рейки, Предсказания, Эзотерика, Мудры, Чакры, НЛО, Психология, Йога, Ванга, Кундалини, Аура, Ченнелинг, Цигун, Солнцееды, Аффирмации, Аномалия, Ясновидение, Янтра, Асана, Египет, Фэн-шуй, Телепатия, Левитация, Алхимия, Лечение, Магия
ЦИГУН РАССМАТРИВАЛАСЬ КАК СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА3, ДЕЙСТВИЕ КОТОРОЙ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

Цигун рассматривалась как система регулирования психофизиологической энергии тела человека3, действие которой предполагалось в двух направлениях. Одно из них – психическое: на первом этапе – способность мгновенно расслабляться и ни о чем не думать или, напротив, умение сосредоточиться, к чему стремились многие системы психофизической тренировки, уделявшие большое внимание психотренингу и психической саморегуляции. Другое направление – физическое: каждое упражнение тщательно продумывается для достижения скорейшего приведения в движение "ци" – жизненной энергии – в соответствии с дыхательными упражнениями.

Систему цигун можно считать и своеобразной лечебной гигиенической гимнастикой, терапевтическим средством, особенно в сочетании с чжэньцзю-терапией. В результате занятий происходит улучшение работы всех внутренних и внешних органов тела, причем выполняемые упражнения строго направлены, когда то или иное упражнение оказывает воздействие на тот или иной орган. С точки зрения цигун человеческий организм представляет собой определенную систему, в которой функционируют связанные между собой двенадцать основных каналов ("цзин") и восемь дополнительных. Двенадцать основных каналов делятся на шесть каналов "инь" ("инь-цзин") и шесть "янцзин". "Инь-цзин" и "ян-цзин" называют "энергетическими каналами", образующими магистральные линии по всему организму и имеющими широкую разветвленную сеть ("ло"), проходящую по всему телу, что и делает человеческий организм единой системой. Существуют определенные правила взаимодействия и соединения каналов, имеющих выходы на поверхности тела, согласно строгим схемам.

Традиция цигун большое значение придает сторонам света, связывая с ними время, наиболее оптимальное для занятий, имеющих целенаправленный характер. Так, например, упомянутые выше двенадцать каналов, а именно: желчного пузыря, печеночный, легочный, большой кишечный, желудочный, селезеночный, сердечный, малый кишечный, мочевого пузыря, почечный, околосердечной сумки и "саньцзяо" – делятся на двенадцать отрезков времени, начиная с 23 часов, когда "ци" совершает полный цикл обращения по всему организму, подобно тому как Земля совершает полный круг обращения за 24 часа. Скажем, в сердечном канале "ци" концентрируется, проходит этот канал с 11 до 13 часов, т.е. это оптимальное время для целенаправленных занятий цигун, когда можно излечивать заболевания сердца. Более "грубое" деление связывается со сторонами света, когда идет накопление внешнего "ци". Так, утром "ци", идущее с востока, именуемое "шаоян", "контролирует" правильное дыхание и т.д.

Цигун на протяжении многих веков подвергалась влиянию различных философских воззрений (пока еще недостаточно изученных именно в связи с цигун) и оперирует известными терминами древнекитайской философии: 1) "дао" – первый принцип Вселенной, откуда все выходит и куда все возвращается; порождает все формы, все сущее; 2) "инь-ян" – равновесие, но в постоянном движении; 3) "увэй" – недеяние как безмятежность, умение избегать ненужных волнений, "осознание" того, что смысл, истина – в спокойствии и уверенности; 4) "цзыжань" – естественность; 5) Человек-Вселенная – едва ли не самое основное проблемное понятие в системе цигун. С точки зрения цигун космический порядок Вселенной обусловливает и определяет повседневную жизнь и очень важно придерживаться этого порядка.

Человеческий организм рассматривается в цигун (и в китайской традиционной медицине) не как нечто обособленное, находящееся вне окружающего мира, а как целая сложная система, в которой все элементы составляют единое целое и функционально связаны. Считается, что появление какого-либо заболевания есть результат нарушения связей инь – ян, т.е. нормального взаимодействия элементов в самом организме и организма с окружающим миром.

В "Хуанди нейцзин" отмечается, что, "когда сознание находится в состоянии покоя и непривязанности, правильное "ци" управляемо, обеспечена безопасность от заболеваний". Цигун призвана обеспечить нормальное функционирование этих связей, т.е. может рассматриваться как система психофизического тренинга, когда занимающийся приобретает возможность и навыки самостоятельно и вполне сознательно управлять нервно-психическим состоянием. Это, в свою очередь, повышает общую жизнеспособность организма и обеспечивает достаточно высокое психическое и физическое состояние, что оказывает влияние на все сферы деятельности. Даже без учета достижения конечного результата (по традиционным воззрениям), а именно единства с самим Дао, постижения гармонии и единства микро- и макрокосма, постижения всего сущего, подобный психофизический тренинг помогает вырабатывать и совершенствовать такие свойства, как физическая и моральная выносливость, спокойствие, душевное равновесие, сдержанность и т.п.

Предметом нашего исследования стали разнородные по происхождению (буддийские, даосские) системы, имеющие, однако, немало общего. Они представляют большой интерес для исследователя. Нам известны по крайней мере девять4 направлений цигун: 1) хуньюань ицзиньцзин; 2) хэсюэгун; 3) яншэн цзяньшэньчжуан; 4) теханьбэй; 5) багуатайцзигун; 6) баоцзяньгун; 7) тайцзи нэйгун; 8) цзянь-шэнь цзяньгун; 9) баньнэн дунгун.

Система хуньюань ицзиньцзин ("испорченный" ицзиньцзин), называемая еще "Алмазный цигун", в своей основе содержит трактат Бодхидхармы5 "Ицзиньцзин"6.

Содержание трактата "Ицзиньцзин" – это не только описание специфической разминочной гимнастики, как считают некоторые исследователи, способствующей повышению жизнедеятельности ученика-монаха. Этот трактат можно без преувеличения назвать руководством для повседневной жизни питомца Шаолиня с последующим достижением совершенства, причем при тесной взаимосвязи и нерасчлененности физического и духовного совершенствования. Трактату предпосланы два предисловия, составленные поздними последователями системы Бодхидхармы. В первом говорится:

"Великий наставник Дамо прибыл в Китай в период правления императора Сяо Минди (516-528) династии Лян. Стал созерцать стену в Шаолинь. В один из дней призвал к себе своих последователей... и сказал: "Кто-то должен овладеть моим мясом, кто-то должен овладеть моими костями". Подумав, [Бодхидхарма] обратился к Хуэйкэ (487-543) и сказал: "Ты должен овладеть моим костным мозгом" (т.е. "сутью" учения). Все подчинились [желанию Бодхидхармы]".

Далее автор предисловия обращает внимание последователей на важность понимания трактата "Ицзиньцзин" и неукоснительного выполнения всех имеющихся предписаний. В конце этого довольно пространного предисловия (около 900 иероглифов) говорится, что оно составлено "наставником Ли Цзиньяо третьего числа третьего месяца второго года правления под девизом "Чжэнь-гуань" эпохи Тан" (т.е. в 629 г.). Второе предисловие составлено "в 12 год правления под девизом "Шаосин" династии Сун генералом Ао Чжэнем" (т.е. в 1143 г.)7 [8, с. 6].

Г.Б.Дагданов
ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ЦИГУН В КИТАЕ

«ЦИГУН РАССМАТРИВАЛАСЬ КАК СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА3, ДЕЙСТВИЕ КОТОРОЙ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ»

Вернуться в раздел

Читайте далее:

Предыдущая страница:

Заголовок статьи:
ЦИГУН РАССМАТРИВАЛАСЬ КАК СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА3, ДЕЙСТВИЕ КОТОРОЙ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ
КАРТА САЙТА:

Астрал, Астральные символы, Астрология, Асаны, Библиотека, Сонник, Египтология, Магия, Медицина, Медитация, Музыка, Мистика, Мудры, Мантры, Поэзия, Психология, Предсказание, Рэйки, Религия, НЛО, Фэн-Шуй, Тантра, Эзотерика, Чакры, Знания, Йога, Мистерии, Наш ФОРУМ.
На главную
Ключевые слова: цигун, рассматривалась, система, регулирования, психофизиологической, энергии, тела, человека3, действие, которой, предполагалось, двух, направлениях.
Скачать zip - Цигун рассматривалась как система регулирования. Скачать mp3 - Цигун рассматривалась как система регулирования.