ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, КАК ИЗВЕСТНО, НОМИНАЛЬНО НЕ БЫЛА ПРЕДМЕТОМ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КЛАССИКАМИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА, НО ИМЕННО МАРКСИЗМ ДАЕТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛЮЧ К ЕЕ РЕШЕНИЮ.
Разделы: Астрал, Магия, Гороскоп, Гадание, Сонник, Мантры, Медитации, Астрология, Тантра, Рейки, Предсказания, Эзотерика, Мудры, Чакры, НЛО, Психология, Йога, Ванга, Кундалини, Аура, Ченнелинг, Цигун, Солнцееды, Аффирмации, Аномалия, Ясновидение, Янтра, Асана, Египет, Фэн-шуй, Телепатия, Левитация, Алхимия, Лечение, Магия
ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, КАК ИЗВЕСТНО, НОМИНАЛЬНО НЕ БЫЛА ПРЕДМЕТОМ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КЛАССИКАМИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА, НО ИМЕННО МАРКСИЗМ ДАЕТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛЮЧ К ЕЕ РЕШЕНИЮ.

Проблема бессознательного, как известно, номинально не была предметом специального исследования классиками марксизма-ленинизма, но именно марксизм дает методологический ключ к ее решению.

В свое время вопрос о бессознательном психическом привлек внимание В. И. Ленина. Об этом свидетельствует его конспект книги А. Рея "Современная философия". У В. И. Ленина не вызвало возражения мнение Рея о том, что сознание не исчерпывает всей психики человека, которую автор представляет себе в виде своеобразного спектра с присущей ему системой тонов и полутонов, лежащих между центром световой проекции и абсолютным мраком. При этом В. И. Ленин особо подчеркнул следующие строки из книги Рея: "Но если трудно преувеличить объем, занимаемый бессознательным в нашей организации, то и не следовало бы, как это очень часто делала некая прагматистская психология, преувеличивать качественное значение этого бессознательного"19. Таким образом, В. И. Ленин не только не подверг критике взгляды Рея и иже с ним, но и отметил, хотя и в косвенной форме, актуальность проблемы бессознательного и его реальное место в системе психического отражения.

Сторонники понятия "физиологическое бессознательное" по существу отстаивают известную позицию Мюнстерберга, предложенную им еще в XIX в.

В настоящее время существует и третья, как бы промежуточная, "психофизиологическая" концепция бессознательного. Правда, некоторые ее сторонники вынуждены признать выражение "неосознаваемые формы высшей нервной деятельности" неудачным. С философской точки зрения, как нам представляется, оно попросту лишено смысла. Соединение понятий "бессознательное" и "физиологическое" в единое целое вносит путаницу, создает псевдопроблему. Человек никогда не осознает в процессе своей психической деятельности регулирующих ее нервно-физиологических механизмов. Выносить понятие "бессознательное" за сферу психического – значит допускать принципиальную ошибку. Понятие "бессознательное" имеет позитивный смысл лишь как психическое бессознательное.

То, что бессознательное психическое выполняет важные психорегулирующие функции, большинство специалистов не подвергают сомнению. Однако вопрос о том, исчерпывается ли этой функцией роль бессознательного и не имеет ли последнее реального отношения по крайней мере к некоторым формам творческого мышления, остается крайне проблематичным. Тот бесспорный факт, что интуитивное мышление носит неосознанный характер, дает основание многим исследователям исключить последнее из сферы сознательной деятельности человека. Понятие "неосознанное", однако, вовсе не тождественно понятию "бессознательное", а имеет совершенно особый смысл.

Наиболее интересную трактовку понятия "неосознанное" предложил в свое время Л. С. Выготский. К сожалению, исследователями была оставлена без внимания его оригинальная мысль о том, что "есть большая разница между бессознательным и неосознанным. Неосознанное не есть вовсе частью бессознательное, частью сознательное. Оно означает не степень сознательности, а иное направление деятельности сознания (курсив наш. – В.И., А.Н.)"20. Под этим направлением Л. С. Выготский понимал такую деятельность сознания, когда оно не является объектом своего собственного анализа.

Суть высказывания становится более понятной, если учесть одно важное обстоятельство, из которого, по существу, исходит автор: деятельность человека есть всегда (разумеется, в условиях нормы) сознательная деятельность. Под "иным направлением деятельности сознания" следует, видимо, понимать ту форму сознательной деятельности, тот ее случай, когда человек, осуществляя какой-либо целенаправленный акт, не сосредоточивает на нем свое внимание; последнее может быть направлено на другое целесообразное действие, совершаемое одновременно с первым, которое ни в коем случае нельзя считать бессознательным. Оно вполне сознательно как по целям, так и по реализации, и в то же время является неосознанным.

Итак, неосознанное есть специфический момент интенциональной деятельности сознания. Осознание того или иного содержания в процессе сознательной деятельности человека (деятельность как таковая может быть только сознательной деятельностью; "бессознательной целенаправленной деятельности" не бывает) зависит исключительно от его значения и актуальности для субъекта в данный конкретный момент. Если логическое (как дискурсивно-логическое) мышление оперирует открытой, наличной информацией, то интуитивное мышление представляет собой как бы второй уровень познания, использующий временно неосознаваемую и как бы исключенную из активной работы сознания информацию. Огромную роль при этом играют память и личный опыт.

Человек не осознает процесса интуитивного мышления потому, что сознание (как осознание) направлено па содержание объекта познания и цели деятельности, а не на содержание психических процессов, участвующих в реализации этой деятельности. Но и при логико-дискурсивном мышлении, и при интуитивном мышлении решению (выводу) всегда предшествует осознанная постановка задачи (цели).

Интуиция не есть беспочвенное наитие, а есть результат напряженной деятельности сознания. Никакое знание не может возникнуть вне сознательной, целенаправленной познавательной и преобразовательной деятельности. Это означает, что постановка задачи, размышление, упорные поиски, накопление знаний и умений, творческие усилия и воля, страстность и одержимость, высокое осознание необходимости достижения определенного результата в своей практической и интеллектуальной деятельности – вот что порождает интуицию как эвристический феномен, как важнейший момент сознательного процесса познания и преобразования. Другими словами, не будь сознательного, логического процесса, материальной и духовной целенаправленной деятельности человека, не было бы и интуиции. Субъективно неосознаваемое содержание, имеет объективное значение и не может выпадать из сферы сознания как основной качественной характеристики человеческой психики, составляющей условие самой человеческой деятельности.

«ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, КАК ИЗВЕСТНО, НОМИНАЛЬНО НЕ БЫЛА ПРЕДМЕТОМ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КЛАССИКАМИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА, НО ИМЕННО МАРКСИЗМ ДАЕТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛЮЧ К ЕЕ РЕШЕНИЮ»

Вернуться в раздел

Читайте далее:

Предыдущая страница:

Заголовок статьи:
ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, КАК ИЗВЕСТНО, НОМИНАЛЬНО НЕ БЫЛА ПРЕДМЕТОМ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КЛАССИКАМИ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА, НО ИМЕННО МАРКСИЗМ ДАЕТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КЛЮЧ К ЕЕ РЕШЕНИЮ
КАРТА САЙТА:

Астрал, Астральные символы, Астрология, Асаны, Библиотека, Сонник, Египтология, Магия, Медицина, Медитация, Музыка, Мистика, Мудры, Мантры, Поэзия, Психология, Предсказание, Рэйки, Религия, НЛО, Фэн-Шуй, Тантра, Эзотерика, Чакры, Знания, Йога, Мистерии, Наш ФОРУМ.
На главную
Ключевые слова: проблема, бессознательного, известно, номинально, была, предметом, специального, исследования, классиками, марксизма, ленинизма, именно, марксизм, дает, методологический, ключ, решению.
Скачать zip - Проблема бессознательного как известно номинально. Скачать mp3 - Проблема бессознательного как известно номинально.