(из книги Георгия Филатова "Вверх по дороге ведущей вниз")
Дзен ни что-то новое, ни что-то старое. Задолго до рождения Будды в
Индии имело место исследование. И после того, как будут забыты такие слова, как Дзен и Будда, сатори и коаны, Китай и Япония, исследования будут продолжаться и Дзен будет виден под Солнцем – в цветах и листьях травы.
Скитаясь среди удивительных красот Кашмира, выше Шрингара, я набрел
на обитель Лакшманджо. Она возвышалась над зеленью рисовых полей, над садами Шалимера и Нисшад Багха, над озерами, окаймленными лотосами.
Горные потоки сбегали с вершин. Здесь Лакшманджо – высокий, полный, сияю-щий приветствовал меня. Он разделил со мной эти древние учения Вижьяна Бхайраны и Соханда Тантры, - оба написаны около 4 тысяч лет назад. Это древнее учение запи-сывалось и переписывалось бессчетно. Шива первый пропел это учение своей супруге Деви на языке любви. Здесь представлены 112 путей к открытию невидимых дверей сознания.
Что есть Дзен? Старайся, если хочешь, но Дзен приходит сам. Истинный Дзен указывает на каждодневное переживание сознания в действии. Дзен открывает любую внутреннюю дверь, ведущую к нашей бесконечной природе более, чем какая-нибудь ограниченная сознательность. Ум сразу не освобождается. Как он свободен.
Что есть Дзен?
Первый ответ. Инаят Хак рассказывал притчу о рыбе, которая отправилась к ко-ролеве рыб, и сказала: "О море я слышу беспрестанно, но что такое море?" Королева объяснила: "Ты живешь и движешься, и существуешь в море. Море в тебе и вне тебя, ты сама сделана из моря и свой конец ты встретишь в море. Море окружает тебя как твой собственный мир."
Второй ответ. Деви сказала: "О, Шива, что есть твоя реальность? Что есть этот, полный чудес универсум? Что составляет семя? Что есть центр колеса этого универ-сума? Что есть пронизывающая форма жизни за пределами формы? Как можем мы войти в эту полноту, превосходящую пространство и время, имена и обряды? Мои со-мнения да развеются!"
Деви, будучи просветленной, спрашивала, чтобы и другие в этом мире могли по-лучить указания Шивы.
Шива отвечал:
1. Лучезарная, этот опыт станет ясен между двумя дыханиями. После входящего дыхания и как раз перед исходом его – благотворность.
2. В то время как поворачивает снизу вверх и опять, пока дыхание течет сверху вниз, - через оба эти поворота постигай.
3. Или, когда бы ты ни делала вдох или выдох, в этот момент касайся, без энер-гии, полного энергией центра.
4. Или, когда выдохнуто все и дыхание останавливается само собой или полный вдох и остановка, при такой универсальной паузе малое "я" исчезает. Это трудно толь-ко для тех, кто не ищет.
Все изменения в нас происходят на вдохе. Если вдох использовать для созида-тельной работы, то дело пойдет быстрее.
5. Рассматривай свою сущность как лучи света, поднимающиеся от центра к цен-тру по позвоночнику, и так поднимается в тебе жизненность.
6. Или в момент между дыханиями – чувствуй это, как молнию.
Аналогичная техника есть в Раджа – йоге в трактовке Свами Вивекананды, его описание поднятия кундалини.
7. Деви, вообрази санскритские буквы в этих, полных медовой сладости, центрах сознания. Сначала ка буквы, затем более тонко – как звуки, потом как еще более тон-кое чувствование. Затем, оставляя их в стороне, будь свободна.
…освобождаясь от внешнего мира, идя по пути духовного совершенства…
в тройственном мире нет объектов… постепенно начинаем освобождаться от привязанностей внутренних, идем к чистоте сознания…
8. Направь внимание между бровями, пусть ум будет перед мыслью. Пусть фор-ма наполнится эссенцией дыхания до макушки головы и там прольется свет.
9. Или вообрази, что пяти-цветные круги, какие на хвосте у павлина, есть твои пять чувств в беспредельном пространстве. Пусть теперь их красота растает внутри. Точно также в какой-либо точке пространства или на стене – пока точка не растворит-ся. Тогда твое желание иного подлинно придет.
10. Глаза закрыты, зри свое внутреннее бытие. Так увидишь свою внутреннюю природу.
…одно из основных упражнений в Дзен за-дзен… или "просто сидение".
11. Помести все свое внимание в нерв тонкий как лотосовая нить, в середине по-звоночного столба и там стань преображенной.
…поднятие кундалини у Вивекананды, Ошо…
12. Закрой семь отверстий головы руками, место между бровями станет все вме-щающим.
13. Касаясь глазных яблок словно пером, свет между ними открывается в сердце и туда проникает Космос.
14. Окунись в центр звука, как в продолжающийся звук водопада. Или, закрыв пальцами уши, слушай звук звуков.
15. Произнеси на распев А-У-М, медленно как звук входит в полнозвучье, так де-лай и ты.
АУМ – настоящее, прошедшее, будущее.
16. В исходной точке и в постепенной утонченности звучания любой буквы, про-будись.
17. Слушая струнные инструменты, услышь их центральный звук, так достигается вездесущность.
18. Вслух произнеси нараспев звук, затем тише и тише, чувствуя погружение в эту гармонию молчания.
19. Воображай дух одновременно внутри и снаружи, пока не войдешь в универ-сальную духовность.
20. Любезная Деви, войди в непосредственное соприкосновение с эфиром, про-низывающим все далеко за пределами твоей формы.
21. Приведи материю ума в невыразимое изящество сверху, снизу и в своем сердце.
22. Считай пространство, занятое твоей настоящей формой, беспредельно вме-стительным.
23. Ощути свою субстанцию, кости, плоть, кровь – пропитанной эссенцией Космо-са.
24. Предположи, что ты в своей пассивной форме есть пустая комната со стенами из кожи, что ты – пустота.
25. Блаженная, когда органы чувств поглощены сердцем, достигни центра лотоса.
26. Успокоенный ум! Держись середины, не раньше.
27. Находясь среди мирской суеты, направляй свое внимание между двумя дыха-ниями и так практикуй, через несколько дней будешь рождена заново.
(Лакшманджо говорит, что это его излюбленное).
28. Сфокусируйся на огне, поднимающемся через твою форму от пальцев ног, пока тело не сгорит дотла, но не ты.
29. Медитируй на обманчивом мире, как на сгораемом дотла, и будь существом выше человеческого.
30. Чувствуй тонкие свойства творения, проникающие в твои груди и принимаю-щие деликатные конфигурации.
31. С неосязаемым дыханием в центре лба, когда оно достигает сердца к момен-ту засыпания, имей управление над снами и над самой смертью.
32. Как субъективно буквы слагаются в слова, и слова в предложения, и как объ-ективно круги слагаются в миры, и миры в принципы, найди, наконец, его сложение в нашем бытии.
33. Благочестивая, играй на Поднебесной, как на пустой раковине, в которой ум твой резвится бесконечно.
Слово благочестие состоит из двух корней благо и честь. Творящий благо - делающий добро и имеющий честь – соблюдающий десять заповедей и главную за-поведь Создателя.
34. Смотри на чашку, не видя боков, ни материала. Пробудись через это.
35. Пребывай в каком-нибудь месте, бесконечно просторном, свободном от де-ревьев, холмов, обитателей. Отсюда придет конец умственному давлению.
36. Сладостная, медитируй на знании и незнании, существовании и несущество-вании. Затем оставь их и просто будь.
37. Смотри с любовью на какой-либо объект. Не переходи к иному объекту. Здесь, в середине этого объекта – благословение.
38. Чувствуй Космос, как просвечивающее, вечно живущее присутствие.
39. С предельной преданностью концентрируйся на двух соединениях дыхания и знай знающего.
40. Ощущай свое собственное тело полным блаженства.
41. Ласкаемая, войди в ласку как весдесущая жизнь.
42. Отвори двери чувств, когда чувствуешь ползание муравья. Тогда.
43. В начале сексуального единения сосредоточь внимание на огне в начале и так продолжай, избегая тлеющих углей в конце.
44. Когда в таком объятии твои чувства задрожат, как листья, войди в это дрожа-ние.
45. Даже, вспоминая, единение без объятий – преображение.
46. Радостна встреча с долго отсутствующим другом. Проникнись этой радостью.
47. Когда ешь или пьешь, стань вкусом пищи или питья и будь напол-нена.
48. О, лотосоглазая, когда поешь, видишь, вкушаешь – осознай и открой в себе вечное.
…Открытие в себе присутствия Бога и есть цель исканий и хождений внутри и снаружи…
49. На чем бы не основывалось удовольствие от какого бы то ни было действия – осознай его.
50. В точке сна, когда сон еще не наступил, а пробужденность к внешнему иссяк-ла, в этой точке суть обнаружима. (Лакшманджо говорит, что это его самый любимый среди других).
… этот переход рекомендуют для занятиями АТ, в этот момент, наверное, приоткрывается дверь куда-то в запредельное…
51. Летом, когда увидишь все небо бесконечно чистым, войди в эту чистоту.
… чистота тела, чистота сознания,… пока мы загрязнены, мы не слышим тонких миров – наш собственный шум нам мешает… я предлагаю искателям тех-ники для очищения:семидневные голодания, 21 – день в молчании и уединении.
52. Ляг, словно мертвая, взбешенная гневом, останься так. Или смотри, не мор-гая, или всасывай что-то и стань сосанием.
53. Без опоры для ного и рук сиди только на ягодицах.
Внезапно, равновесие.
… упражнение за-дзен или "молчаливое сидение" выполняется так… это очень простое упражнение, главное, начиная его не надо ставить себе какой-то цели, то, что произойдет, в результате вас устроит, можете не сомневаться. Не включай-тесь в те мысли, которые будут проплывать перед вами на внутреннем экране… единственный образ, помогающий понять происходящее, - это сосуд с водой, где она бурлила и плескалась, вы поставили сосуд на пол и просто ждете, пока она ус-покоится… так и ваш у, но ему успокоится нужно время… главное понять простую вещь, что вы ничего не можете сделать, чтобы вода быстрее успокоилась, все, что бы вы ни делали – это только взболтает ее еще больше… терпение, терпение и поверхность ума станет зеркальной, и вы, наконец, увидите мир такой, какой он есть, а пока ум взбудораженный – все вокруг как… в команте смеха, в кривых зерка-лах…
… упражнение за-дзен – абсолютно иррациональное, т.е. начиная его выпол-нять, не надо говорить себе, что вот я посижу, то-то произойдет, и даже когда это произойдет… вы не знаете, что произойдет, не сразу и заметите, т.к. не знаете за чем следить и в этом сложность – не всегда понятно, что произошедшее связано с этим упражнением. Успокоение ума - это только первая фаза упражне-ния… идите дальше, дальше, в неизвестное, в неощущаемое пока…
54. В удобной позе постепенно проникайся пространством между подмышками в великом покое.
Я властелин тысячи миров – говорит Рамачакра и он тысячу раз прав, мы дей-ствительно бесконечны и беспредельны. Мы состоим из клеток, которые состоят из молекул, - а это свои миры. Что касается энергий, которые находятся в микро-мирах, то если произойдет ядерная реакция, то выделится столько энергии, что мало не покажется … мы состоим из энергии, в нас ничего нет, кроме спрессован-ной энергии…
55. Смотри, словно впервые, на красивого человека или на простой предмет.
… ум нам все время подсовывает ассоциации из прошлого и мы, смотря на ко-го-то или на что-то, смотрим на подсказку ума … этот человек похож на … , а са-мого человека мы не видим, но если мы овладеем нашим умом, то он будет делать то, что мы хотим, а не то, что "ему приходит в голову"…
… просто смотри на красивую женщину, без страсти, просто смотри на кра-сивую, дорогую машину, на солидный офис… созерцай…
56. С приоткрытым ртом держи ум посреди языка, или при тихом вдохе чувствуй звук "х-х-х".
57. Находясь на ложе или на сидении, позволь себе стать невесомой,
вне ума.
Умом нужно учиться управлять – он не более, как наша рука… он слуга… про-стое упражнение приводит к управлению умом… созерцание точки на стене…
58. В движущейся повозке посредством ритмических качаний – испытывай. Или в тихой повозке – решившись кружиться в медленных невидимых кругах.
59. Просто гляди в голубое небо за облака. Безмятежность.
60. Шакти, смотри на всякое пространство, словно уже погруженное в твоей голо-ве в сияние.
61. Бодрствование , сон, сновидение ты знай как свет.
62. В дождь, черной ночью войди в черноту, как форму форм.
63. Когда же нет безлунной дождливой ночи, закрой глаза и найди черноту перед собой. Открывая глаза, смотри на черноту. Так недостатки исчезнут навсегда.
… трехнедельная техника с зеркалом…
64. Как только явится импульс что-то делать – остановись.
65. Концентрируйся на звуке "А-У-М" без какого-нибудь "А" или "М".
66. Молча произноси нараспев слово, кончающееся на "А-Х-Х". Тогда "Х" без уси-лий – спонтанность.
67. Чувствуй себя пронизывающей собой все направления, далеко и близко.
68. Уколи булавкой какую-нибудь часть своей нектаром наполненной формы и мягкость войди в колкость.
69. Чувствуй: моя мысль, чувство я, внешние органы – словно меня.
70. Иллюзии обманывают, цвета ограничивают, даже делимости неделимы.
… в тройственном мире нет объектов, и где нам искать свой ум…
71. Когда какое-нибудь желание приходит, заметь его. Затем внезапно оставь его.
… так вы станете хозяином положения, а пока приходящее неизвестно откуда желание воспринимается как приказ вам к действию…
72. Раньше желания и раньше знания как мог я сказать: "Я есть!". Заметь, рас-творись в красоте.
73. Со всем своим сознанием, в самом начале желания, знания – знай.
74. О Шакти, каждое частное восприятие ограничено и исчезает во всемогущест-ве.
75. В истине формы нераздельны, нераздельны вездесущее бытие и твоя собст-венная форма. Осознай каждую как сделанную из этого сознания.
76. В состоянии чрезмерного желания будь не искушаема.
77. Этот, так называемый "универсум", появился как фокусничанье. Будь счаст-лива смотреть на него так.
78. О возлюбленная, не обращай внимания ни на удовольствие, ни на боль, но между этим.
79. Отбрось привязанность к телу, реализуя "я всюду". Тот. кто находится всюду – радостен.
80. Объекты и желания существуют во мне как и в других. Приняв это положение вещей, позволь им рассказать о себе.
81. Понимание субъектов и объектов является общим, как для просветленного, так и не для просветленного. Первый имеет, однако, преимущество – он остается в субъективном настроении, не теряя себя в вещах.
82. Чувствуй сознание каждой личности, как свое собственное сознание. Так, от-брасывая беспокойство за себя, стань каждым существом.
83. Думающий о том, что "не-вещь" из ограниченного собой станет безграничным.
84. Верь Всеведущему, Всемогущему, Наполняющему собой все.
85. Как волны являются вместе с водой, языки пламени с огнем, так универсаль-ные волны – с нами.
86. Броди, пока хватит сил, и тогда, падая на землю, в этом падении будь вся.
87. Предположи, что ты постепенно лишаешься сил или знания. В момент лише-ния переступи пределы безграничного сознания.
88. Слушай, когда высшее мистическое учение передается. Глаза спокойны, не моргают, сразу стань абсолютно свободной.
89. Заткнув уши, сжав ректум, войди в мир звуков.
90. На краю глубокого колодца смотри неотрывно в его глубину до наступления чудесного.
91. Где бы ни блуждал твой ум, внутри или во вне, на этом самом месте – это.
92. Когда живо сознаешь через какое-либо отдельное чувство – удержи в созна-нии.
93. В начале чихания, в течение испуга, в тревоге, в пылу борьбы, в чрезмерном любопытстве, в начале голода, в конце голода будь непрерывно сознающей.
94. Пусть внимание будет в том месте, где ты видишь какой-либо прошлый слу-чай, и даже твоя форма, теряя свои теперешние характеристики, станет преображен-ной.
95. Смотри на какой-либо объект, затем медленно отвлеки свой взгляд от него, затем медленно отвлеки от него свою мысль. Тогда.
96. Преданность освобождает.
97. Чувствуй объект перед собой. Чувствуй отсутствие всех других объектов, кроме этого. Тогда покидая объект, чувствование и отсутствие чувствования, реализуй.
98. Чистота других учений для нас тоже, что нечистота, В действительности не знай ничего, как чистое и нечистое.
99. Это сознание существует как всякое бытие и ничего кроме него не существу-ет.
100. Одинаково относись к другу и незнакомому человеку, в чести и бесчестии.
101. Когда настроение против кого-то или к кому-то поднимается, не относи его к этому лицу, но оставайся сосредоточенной.
102. Предположи, что ты созерцаешь нечто за пределами Восприятия, за преде-лами Понимания, за пределами Небытия. Ты.
103. Войди в пространство бесплотное, вечное, тихое.
104. Куда бы твое внимание не направлялось, в этот самый момент испытывай.
105. Войди в звучание твоего имени и через это звучание – во все звуки.
106. Я существую. Это мое. Это то. О, возлюбленная, даже в этом познай бес-предельное.
107. Это сознание есть дух, руководящий каждым, будь им.
108. Здесь сфера изменения, изменения, изменения. Через изменение заверши изменение.
… изменения себя из того, что есть туда… в любовь, справедливость, успех,
…"Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется".
109. Как курица – мать своих цыплят, мать частичных знаний, частичных делений – в реальности.
110. Хотя поистине связанность и свобода относительны, эти слова существуют лишь для тех, кто устрашен универсумом. Этот универсум есть отражение умов. Как ты смотришь на много солнц в воде от одного солнца, так смотри на связанность и осво-бождение.
111. Каждая вещь воспринимается благодаря знанию. "Я" светит в пространстве благодаря знанию. Восприми единое бытие, как знающего и познаваемое.
112. Возлюбленная, с этого момента пусть ум, знание, дыхание, форма станут одним целым. Ом.
|