- Мастер, когда вы начали преподавать тай цзи цюань?
Сейчас подумаю… не раньше, чем в семьдесят шестом. Потому что до этого я еще не преподавал. Главным для меня тогда было обучение у моего учителя. Мне казалось тогда, что материала неизмеримо больше, чем возможно постичь. Тай-цзи цюань очень глубокое учение. Я всегда чувствовал, что нужно еще многому научиться. И сейчас ощущаю себя учеником (смеется). До сих пор повышаю свой уровень, росту.
- Когда примерно вы начали учиться?
Я начал заниматься тай-цзи цюань в 1962…в тридцать три года. Со своим последним учителем я начал в 1972.
- 1972…
Да, я начал УЧИТЬСЯ с Чень Чжао Куй в 1972. Но сначала я обучался вместе со своими друзьями. То, что мы делали, было не очень обычно. Но я хотел изучить ТАЙ ЦЗИ стиля Чень более глубоко и поэтому присоединился к Чень Чжао Куй.
- Как вы считаете, что является наиболее серьезными аспектами обучения?
Синь-и, Ба-гуа и Тай-цзи - они объединены одним понятием. И оно является самым важным: принцип мягкого и жесткого в тесной ВЗАИМОСВЯЗИ. Он присутствует в ба-гуа. Я знаю об этом, но не практикую. То же самое с Синь-и: я немного знаком с этим. Но в основном, я изучал Тай-цзи Цюань.
Касательно ТАЙ ЦЗИ, популярного на сегодняшний день, я могу сказать, что существует два вида. Один из них слишком мягкий.
- Что это за вид?
Я бы не хотел говорить. Если скажу, люди могут расстроиться. Люди сами должны знать о его существовании. Очень медленный. Очень мягкий. Он утратил свои боевые аспекты. Свою основу. Поначалу ТАЙ ЦЗИ Цюань был боевым искусством.
- Так вы считаете, что Чень ТАЙ ЦЗИ есть, как бы, основным направлением, ответвления которого являются слишком мягкими, потому что делают основной упор на здоровье, предпочитают развивитие медицинского аспекта боевому? Вы верите в необходимость присутствия боевого аспекта в искусстве ТАЙ ЦЗИ ?
Сейчас популярны разные направления ТАЙ ЦЗИ. Стиль Ян, стиль ВУ, стиль Сунь, - много разных стилей. Но все они имеют различные особенности. В каком смысле? Мне кажется, что некоторые из них чрезмерно развивают мягкость, другие - жесткость. Это мое мнение. Я считаю, что мой учитель обучал нас самому правильному сочетанию жесткости и мягкости. Он говорил о инь и ян, ТАЙ ЦЗИ Инь Ян. Он говорил, что в ТАЙ ЦЗИ должны присутствовать мягкое и жесткое, быстрое и медленное, пустое и полное, открытость и закрытость. Так же , в нем должны присутствовать…о, еще так много… «и, ци и цзинь» - собранные воедино. В закрытом должно присутствовать открытое, а открытое в закрытом. Абсолютно открытое – нехорошо и абсолютно закрытое тоже ( показывает примеры формы). Поэтому, я верю, что переданное моим учителем наиболее соответствует настоящему искусству ТАЙ ЦЗИЦ, каким оно было с самого начала.
Помимо пользы для здоровья, ТАЙ ЦЗИ должно иметь боевое применение. Наш учитель объяснял нам значение и показывал боевое применение каждой позиции.
- Так вы считаете, что форма следует за функциональностью или функциональность следует за формой? Первыми изучают движения, а затем их применение?
Это одно и тоже.
- Но что изучается первым?
Движения. Формы. Вначале учитель не рассказывает о применении позиций. Постепенно, когда движения становятся очень правильными, учитель начинает объяснять, почему они именно таковы. Как ими пользоваться. Но до этого нужно достичь точности движений.
- Вначале вы обучаете своих учеников только форме?
Верно.
- Вы учите их мягкости?
Мягкому и жесткому одновременно
- Одновременно.
Да. Движения ученика…как же объяснить… могут быть мягкими, но не упруго-мягкими по-настоящему. Вы понимаете?
- Вы могли бы рассказать подробнее?
Например, определенное движение может выглядеть мягким, но содержать в себе силу. Эта сила не жесткая, она упруго-мягкая. Это – гибкая сила. Ее можно сжать или разжать. Это – спиральная сила. В этом случае, здесь пристутствуют сила жесткости и мягкости. Только таким образом можно добиться единства жесткого и мягкого. Если есть только жесткость, то это – не ТАЙ ЦЗИ. Если в движениях только мягкость, нет силы, в этом тоже мало хорошего.
- Как вашим ученикам удается добиться такой мягкости?
Первый шаг – это позволить им быть мягкими. Позволить им добиться четкости движений. Куда идет эта рука? Где поставить ногу? Они должны уяснить для себя все эти вещи. Откуда куда? Из какой точки в какую? После этого можно научить ученика расслабляться и объянить ему значение и применение каждого движения. Шаг за шагом. Обучение проходит в два этапа. На первом этапе копируется форма, внешний вид. На следующем этапе происходит обучение внутренним аспектам. Как проявляется сила в этом движении? Здесь или здесь? Где сила? Это внутренний аспект. А лишь потом демонстрируют применение. Почему я наношу удар таким образом? Какова цель этого движения? На четвертой ступени идет обучение работе с энергиями.
- Как вы обучаете этому?
Существует несколько путей. Одиночная форма, туй шой, стояние столбом, и много других методов.
- Вы не могли бы пояснить?
Когда вы практикуете одиночную форму, в каждом движении, в каждой позиции должен присутствовать выброс силы. Он мягкий и одновременно жесткий. Эта практика выглядит вот так( делает резкий энергичный выдох).
И еще один вопрос – очень важно научить передавать силу. Это необходимо понимать. Как нужно понимать силу? В ТАЙ ЦЗИ главное - инь и ян; - это его основа. Кроме этого также необходимо изучать медицину, анатомию, тактику боя… и еще: когда вы выполняете практику, формы должны выглядеть красиво. Людям, наблюдающим за вами, должно быть очень приятно. Все это очень важно. В конце концов, ваша сила должна обрести расслабленность, мощность и гибкость. Все ваше тело должно быть гибким. Вы должны использовать правильную динамику, быть в расслабленно-собранном состоянии.
Движение должно исходить из ног, последовательно проходить через поясницу, по позвоночнику. И хотя иногда вам приходится наносить удар плечом или кистью, в нем будет присутствовать сила всего тела, потому что она последовательно проходит весь путь, разворачиваясь, как спираль.
- В начале обучения вы передаете ученикам фрагмент за фрагментом?
Позиция за позицией. Движение за движением. Наш учитель преподавал очень подробно. Потому что каждое движение имеет свой тайный смысл. Пустых движений не существует.
- Как вы считаете, почему популярные сегодня стили ТАЙ ЦЗИ не включают фа-зцинь в практику одиночной формы?
Поначалу практика фа-цзинь присутствовала в стилях Ян и Ву. Когда Ян Лучань передавал практику своему сыну, они еще выполняли фа-зцинь. Но затем, начиная с третьего поколения в семье Ян и со второго поколения в семье Ву, практика фа-зцинь была прекращена. После того, как Манчжурия объединила Китай, возможность практиковтаь получила только знать, а они не хотели развивать этот вид энергии, их интересовал только оздоровительный аспект искусства. Поэтому они избавились от строгих требований и смягчили правила. Стиль Чень является самым древним. Поэтому он до сих пор богат боевым содержанием. В Синь И Цюань происходит то же самое. Некоторые люди выполняют его очень мягко и не могут совершить фа-зцинь. А другие- очень жестко, с выбросом большого количества силы. Это происходит потому, что есть разные практикующие и разные линии .
- Расскажите, пожалуйста, если это возможно, каковы основные черты, присущие хорошему внутреннему бойцу( мастер Ма обращается к Джоржу Ксу: «Расскажи им. Объясни, что мы считаем самым важным.»).
Джордж Ксу: стиль Чень – очень полная система. Здесь в работе участвуют не только мышцы, но и кости, связки, суставы, внутренняя энергия - все должно быть хорошо тренировано. Именно поэтому, существует 20 принципов, соблюдать которые необходимо, чтобы добиться хороших результатов.
Первое, при каждом движении движется все тело. Потому что таким образом, можно собрать внутри максимальную физическую силу, чтобы применить собственную энергию или перенаправить энергию противника. Здесь уместно сравнение с собакой, которая в каждой драке пользуется всем телом, а не только грудью или спиной.
Второй принцип - если хотите достичь хорошего Тай Цзи - научитесь проводить все движения тела через поясницу. И это минимальное требование. В будущем это движение должно будет стать духовным, используя тело только как форму.
Третий принцип. Основная сила в пояснице. Область поясницы- это область дань-тянь и позвоночник. Необходимо специально тренировать поясницу, дань тянь и спиралевидное скручивание спины. Поворачивая поясницу, скручиваем позвоночник. В Чень Тай Цзи это очень важно.
Четвертый принцип - это энергия Ци. Внутренняя энергия должна быть полной. Тело должно быть единым, как будто надутый резиновый мяч. Если вы не наполнены энергией, вы будете вялыми, слабыми.
Пятый принцип. Все суставы соединены. Энергия должна поступать от земли. Вы знаете, что энергия проходит через ступни, управляется в пояснице, высвобождается в пальцах рук. Все движения должны быть взаимосвязаны.
Шестой принцип. Это высокий уровень подвижности. Многие люди могут выполнять форму только в привычной для себя амплитуде и не способны проявить более высокую степень подвижности. То есть: отсутствует разнообразие как в медленных, так и в быстрых движениях. В практике Тай Цзи должны присутствовать сжатость, компактность и растянутость. Кости, суставы и мышцы должны быть расслабленными. Внутренняя Ци должна находиться в движении.
Седьмой принцип. Внутренняя энергия. Развитие внутренней энергии. Люди могут использовать видимую энергию, невидимая энергия – есть энергия, которая воздействует с близкой дистанции. Дотронувшись к мастеру Тай-цзи высокого уровня ,можно почувствовать, как , оставаясь неподвижным, он использует невидимую энергию. Это энергия сухожилий, большая часть ее не является мышечной энергией, а так же, это энергия внутреннего дыхания. Эти две силы необходимо развивать.
Номер восемь говорит о высоком уровне. Некоторые люди, выполняя форму или проводя поединок, имеют сильное намерение. Снаружи они похожи на животных. А другие, чье намерение спит, никогда не добьются высокого уровня. Поэтому, если вы хотите стать хорошим воином, нужно добиться появления намерения. Сила должна проявляться не только снаружи, но и внутри.
Девятый принцип. Особенностью Тай Цзи является сочетание закрытого и открытого. Многие люди, открываясь, полностью открываются, а закрываясь, полностью закрываются. Это не способствует рождению энергии из противоположных начал. Все наше тело является таким балансом Инь и Ян. Но может оказаться, что у вас есть только ян, без инь или инь без ян. У вас может не быть баланса между этими силами.
Десятый принцип - это противодействующие силы. Всякий раз, когда вы используете силу, идущую вперед, например, толкая тележку, руки направляют усилие вперед, а ноги и спина – в противоположном направлении. Каждый раз, направляя силу вверх, например, поднимая что-нибудь, мы пользуемся и силой, идущей вниз. Таким образом, в нашем теле всегда присутствуют противодействующие силы. Все время.
Одиннадцатый принцип ТАЙ ЦЗИ можно описать восемью словами: открытое , закрытое, пустое, полное, вращение и скручивание, вверх, вниз. Многие практикующие используют принцип открыто-закрытого, без принципа пустого и полного; или вверх-вниз без вращения-скручивания. Для ТАЙ ЦЗИ стиля Чень особенно важно соблюдение всех восьми принципов одновременно.
Двенадцать - принцип центральной устойчивости. У многих практикующих центр тяжести смещен вперед или назад. Поиск собственного центра тяжести может стать работой всей жизни. Осознание центра тяжести имеет большое значение. Имея центрированность, вы способны защититься от 80 человек, потому что ваша сила распространяется повсеместно, а не только в одном направлении.
Тринадцать - не до конца выполненное движение. Многие люди, выполняя движение, открываются здесь ( демонстрирует) и не доводят движение до конечной точки. Например, намереваясь нанести удар в определенную часть тела, они не могут туда дотянуться.
Как тигр, решив прыгнуть , совершает прыжок на все дистанцию к своей цели, не останавливаясь на полпути. Поэтому, приближаясь, он подходит действительно близко. Только доводя движение до конца, мы получаем реальный результат.
Четырнадцать – не знание принципов инь и ян. Многие люди практикуют кунг-фу, чрезмерно развивая ян и недостаточно инь. Поэтому, занимаясь толкающими руками или проводя поединок, они используют только собственную силу. Они не учитывают направление силы противника. Они не понимают, как можно занять или использовать энергию противника. Желая занять эту энергию или воспользоваться ею. необходимо осознавать принцип пустоты.
Пятнадцать. Большая часть практикующих не имеют «Си», присутствия. Не достаточно алертны. Они подобны воде в озере - очень спокойной, гладкой и неподвижной в противоположность волнам шумного прибоя. «Си»- это присутствие или потенциальная энергия. Это состояние перед атакой. Например камень , находящийся на вершине горы не имеет «Си». Когда-нибудь он скатится вниз, неся за собой пыль. У этого камня будет «Си». У многих практикующих отсутствует «Си», потому что они не обращают внимания на отдельные движения. Подобно этим ( демонстрирует): если вы делаете вот так, у вас нет «Си». Это не достаточно живо.
Шестнадцать. Многие не знают сути практики. Когда вы пытаетесь открутить винт, необходимо выполнить ряд последовательных действий, но если при этом почва окажется скользкой, вы упадете, и ничего не получится. Так же, выполняя форму, вы должны достичь правильного использования усилий «зцинь». Например, толкая машину, вы ощущаете силу и знаете, что сможете применить ее. Но, если вы поскользнетесь, то не сможете воспользоваться силой. То же происходит и во время выполнения формы : если вы не ощущаете присутствие энергии, вы не можете извлечь силу для защиты или атаки- это и будет означать, что положение вашего тела неустойчиво.
Семнадцать. Это самый высокий уровень. Это мгновенная смена медленного быстрым, жесткого мягким , умение внезапно исчезать и появляться. Именно так можно описать ТАЙ ЦЗИ: он легкий как вода, твердый, как лед и неуловимый как пар. У практикующего должны присутствовать все эти качества. Если вы считаете движения человека мягкими, это значит, что он мягче, чем вы. Если вы считаете его жестким, это значит, что он жестче, чем вы. Если вы считаете, что у кого-то отсутствует мягкость, он может оказаться мягким внутри. Внутренне мягким может оказаться и человек, которого вы считаете слишком жестким. Такие люди по собственному желанию могут проявлять мягкость и жесткость, внутри мягкого заключая жесткое, и внутри жесткого заключая мягкое. Смена этих принципов должна происходить мгновенно. Между жестким и мягким существует большое количество промежуточных этапов. Но многие практикующие не придерживаются золотой середины, а делают свою практику либо слишком жесткой, либо слишком мягкой. Настоящая гармония - это очень тонкое равновесие между жестким и мягким. Высокий уровень - это большое разнообразие жесткого и мягкого. Практик такого уровня может проявлять жесткость и мягкость по собственному желанию, в зависимости от качеств противника. Но все это происходит ЕСТЕСТВЕННО. Но такую смену нельзя уподобить спокойствию застывшей воды, она, скорее, сравнима с океанской волной. Практик выглядит очень спокойным, но подобная волна может без труда опрокинуть лодку. Эта потенциальная мощь волны и есть «Си». Существует еще много важных вопросов, но я не буду их сейчас освещать. Достаточно. ( смеется).
- Благодарю вас. Это было замечательно. Очень подробно.
Китайское у-шу (боевое искусство) сейчас очень нуждается в подробном систематическом изучении. С одной стороны, мы должны продолжать пропагандировать наше искусство, а с другой стороны, мы должны предпринять научное его изучение. Например, какой вид у-шу больше подходит для физического развития, а какой- просто для здоровья. Необходимо рассмотреть эти вопросы с научной точки зрения. К этому мы должны приблизиться научными средствами, нет необходимости говорить только об инь, ян, ци; абстрактных понятиях. Мы должны быть очень научны. Я считаю, что Америка- это страна, в которой наука развита очень хорошо. Было бы прекрасно, если бы Америка использовала свои научные средства для изучения китайского боевого искусства.
Сейчас мы пытаемся выработать определенный тип отношения к ТАЙ ЦЗИ.
Первое - это необходимость распространять наше искусство, а второе - необходимость исследовать, изучать его. Мы хотим рассмотреть и исследовать так же и другие формы боевых искусств: Синь И, Ба Гуа. Но необходимо определить, какой из стилей НАИболее научен, наиболее доступен для изучения и лучше всего подходит для самозащиты. Сейчас существует несколько направлений в кунг-фу, делающих упор только на внешнюю силу, не работая в духовном направлении, где обогащение и сохранение жизненных сил способствует долголетию. И поэтому, жизнь в боевом искусстве коротка. Существуют другие искусства, делающие упор на духовный аспект, не уделяя внимания боевому аспекту. Тем не менее, мы хотели бы изучить преимущества, которые эти практики дают для сохранения здоровья, продления жизни и самообороны.
Что касается ТАЙ ЦЗИ, стиль Чень лучший в семействе стилей. Он развивает не только тело, но и сознание. к сожалению, Не все об этом знают.
- Пожалуйста, объясните подробнее.
Изучая ТАЙ ЦЗИ, иногда мы очень нервничаем, испытываем напряжение, не можем избавиться от навязчивых мыслей. Мы думаем о том, о другом - это все вносит в сознание беспокойство. Некоторые люди находятся на грани нервного перенапряжения. Они не могут расслабиться. Однако, в практике ТАЙ ЦЗИ расслабление необходимо. Форма, которую мы изучаем, содержит в себе 83 позиции. Именно ее передал нам наш учитель. В ней более трехсот движений. Каждое движение в каждый момент требует высокой точности исполнения; отклонения недопустимы. Заниматься нужно каждый день с полной концентрацией. Спустя некоторое время, хорошо освоив движения формы, вы сможете использовать свое сознание свободно, без напряжения, но с полной концентрацией. Раньше я очень много болел, был слаб, страдал бессонницей, не мог работать - вот почему я начал изучать это искусство. Мне было, тогда тридцать пять. Сейчас мне шестьдесят девять. Я все еще чувствую себя тридцатишестилетним. Это преимущество я получил от своих занятий. Я практикую ТАЙ ЦЗИ каждый день. И мой более, чем тридцатилетний опыт позволяет мне сказать, что ТАЙ ЦЗИ- это чудесно.
- Вы занимаетесь ТАЙ ЦЗИ уже много лет. У каждого стиля есть свой собственный метод. Существуют точные методики по Син И, Ба Гуа. Не могли бы вы сравнить их между собой? Сравните, пожалуйста, ТАЙ ЦЗИ и Синь И. Как вы считаете, чем они отличаются? В чем похожи? Есть ли сходные черты Чень ТАЙ ЦЗИ и Ба гуа?
Я считаю, что все три стиля имеют много общего. Они все произошли от одной космологической теории инь и ян. А вот формы, позиции – различны. Характер и ритм движений так же различен. Синь И имеет более прямолинейные движения. Ба Гуа использует круг и вращательные движения. ТАЙ ЦЗИ объединяет в себе все эти виды и качества движения. Не смотря на то, что эти стили внешне отличаются, на высоком уровне требования одинаковы - правильный баланс жесткого и мягкого. Общие требования единства сознания и тела. Сердце, Ци, Дух. И тогда форма и дух в гармонии. И невозможно сказать, которые из них лучше. Изучайте, что вам нравится больше.
- Преподавая вашим ученикам, каким способом вы обучаете их усилию «фа-цзинь»? В ТАЙ ЦЗИ присутствует некоторое качество жесткости. Когда речь заходит о «Фа- цзинь», чему вы учите ваших студентов?
Первый шаг можно найти в форме. Поначалу я учу их копировать только движения- этого достаточно. Затем, они учатся передавать энергию, потому что подобная передача осуществляется не только внешне, но и внутренне. Они учатся наблюдать, как энергия переходит из одной точки в другую.
- А как вы обучаете намерению?
Оно присутствует в каждом движении. Намерение и «ци» суть одно и то же. Мое намерение, моя «ци», где они зарождаются? В дань- тьень. Они должны зарождаться там, а не проходить от одного плеча к другому. Это необходимо понимать.
- Все люди очень разные, с чего вы начинаете обучение?
Мы начинаем с первого движения. Если стоудентам легко, мы идем быстрее, если не очень - то медленнее. Не важно, в чем слабость человека - начинаем мы всегда одинаково. Чтоы развить намерение, сначала нужно выучить базовые позиции, знать, где должно закончиться каждое движение и на чем нужно сосредоточиться. Я не преподаю сидячую медитацию, как другие учителя. Но я постоянно подчеркиваю необходимость непрерывной практики, и, постепенно, они выстраивают целостную картину. Именно поэтому, на разный уровнях люди изучают разные формы.
У разных учеников разные цели. Некоторые хотят стать докторами. Некоторые уже имеют специальность. Кто-то хочет стать массажистом. Чему же можно их научить? Нужно показать им, как проходят мередианы. Чтобы получить знания по этому предмету, Я поступил в медицинский колледж на отделение китайской медицины. В возрасте пятидесяти лет стал студентом и изучил меридианы. Я хотел узнать, как проходят по телу двенадцать меридианов. Ученики тай-цзи высокого уровня обязательно должны знать, как проходит энергия в теле.
Знание таких точек, как бай-хуэй и хуэй-инь просто необходимо - потому что в этом случае вашему сознанию гораздо легче выстроить линию и выпрямить позвоночник и, таким образом, устранить множество проблем, связанных с ним.
Используя силу, идущую через ноги, нужно знать меридиан Шан-ян. Энергия идет по нему вниз и переходит в шан-инь - вот, как движется энергия во время удара. Поэтому, испуская энергию, нужно знать, как движется поясница и как ци выходит из дань- тьень.
- А, теперь, позвольте задать вам последний вопрос. Мы благодарны вам за открытую и доброжелательную беседу. Мы затронули многие темы, скажите, пожалуйста, возможно, мы что-нибудь упустили. Как вы считаете, есть ли еще какие–нибудь аспекты вашего искусства, представляющие интерес для читателей?
Мой опыт показывает, что, правильно практикуя тай-цзи, человек становится более спокойным, обретает способность мыслить яснее, сильнее концентрируется и не так легко отвлекается. Вы уподобляетесь воде - становитесь такими же естественными. Сейчас у меня есть ученики во многих провинциях Китая. Даже в Гонг-Конге. В Тайване тоже есть практикующие. Там были опубликованы мои статьи в журналах. Четыре статьи. Я пытаюсь помочь людям и для этого распространяю искусство. Я считаю, что у стиля семьи Чень есть научная основа и поэтому нам легче учить людей, а им легче научиться. Распространение искусства является моей целью. В Китае существует поговорка: путь по которому я иду говорит, что мое направление верно. И я живое тому доказательство. Я хотел бы поделиться нашим искусством со всеми.
В Китае говорят, что, прежде, чем изучать боевое искусство, необходимо осознать его философскую основу. Поэтому нужно будет стать исследователем. А для того, чтобы правильно понимать и следовать теории, верной теории, необходима дисциплина. В этом случае вы сможете придерживаться правильного направления и постепенно отказаться от поверхностного, обрести глубину и, в конце концов, добиться появления плода.
В Китае существует множество боевых искусств. В Тай-Цзи есть много разных стилей. Нужно учиться сравнивать их между собой и определить лучший - тот, что наиболее точно следует теории Тай-Цзи. Те, что не следуют теории, не имеют ценности. Опубликованные мной книги в Китае приобрели большую популярность. Редактор журнала по Тай-Цзи купил одну из них и сказал, что это лучшая из существующих книг о Тай-Цзи. Но это его слова. А я считаю, что все хорошее, чему я могу научить, было передано мне моим учителем.
- Мастер Ма, вы слишком скромны. Большое вам спасибо - за откровенность и за ваше время уделенное нам.
Мастер Ма является практиком стиля Чень в девятнадцатом поколении.
Он написал множество книг и статей о стиле Чень и развитии внутренней энергии.
Его сила «без усилий» и грация движений действительно восхищают и вдохновляют.
Мы надеемся, что его комментарии оказались полезными для вас.
“ЦИ” – общий термин древнекитайской философии, обозначающий все виды энергии, или: все виды энерги и есть формы и проявления ЦИ.
Общепризнанным в китайской философии было представление о ЦИ как об Истинной энергии – ЧЖЕНЬЦИ - бескачественном первовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой Великим единым — ТАЙ И, Великим началом — ТАЙ ЧУ, Великой пустотой — ТАЙ СЮЙ, Великим пределом — ТАЙ ЦЗИ.
“ТАЙ ЦЗИ” – категория китайской философии, выражающая идею «предельного состояния бытия». В трактате «Чжоу И» – «Циклические перемены» говорится:
«…перемены имеют Великий предел, из которого рождаются сначала два образца – Инь Ян, а потом все сущее».
Движущаяся тонкая субстанция и движущая сила, как совокупность и предпосылка различных проявлений жизни, составляют Жизненную энергию – ШЕНЦИ.
В человеке Жизненная энергия состоит из Изначальной и Обычной энергий. Изначальной энергией – ЮАНЬЦИ называют индивидуальный запас Истинной энергии — ЧЖЕНЬЦИ, закладываемый в человека в период от его зачатия до рождения. Изначальную энергию, как и Истинную энергию, традиция соотносит «прежнему небу» – первозданному состоянию Вселенной, предшествовавшему разделению на силы Инь и Ян.
Обычную энергию – ФАНЬЦИ, приобретаемую в послеродовой период, в процессе жизни человека, соотносят «последующему небу».
”Изначальное” – значит идеальное, ”последующее” – искаженное.
Считается, что правильная, истинная энергия – ЧЖЕНЬЦИ, начиная с рождения человека претерпевает искаж ения и в течение жизни происходит разбалансировка и растрачивание ее запаса. Разбалансировка энергий истощает и приводит человека к увяданию и к смерти. Поэтому в гимнастиках цигун стремятся вернуться к состоянию энергии «прошлого неба».
Термин – “ЦИ ГУН” переводится как «работа с жизненной энергией», «энергетическая гимнастика». Упражнения цигун упоминаются в самых ранних письменных и изобразительных источниках Китая. Наследие этого древнего искусства огромно и тщательно разработано.
Во многих школах ушу и цигун практика цигун воспринимается как «самосовершенствование» – СЮ. Целью практик в таких школах является постижение себя и мира как проявление одухотворенных энергий. А возрастание духовной энергии ставится в зависимость не столько от самих упражнений, сколько от направленности пути развития самого практикующего: от качества его мыслей, его природы, многообразия его устремлений – СИНЬСИН. Так, на первый план выступает не цель достижения благ или, например, сверхспособностей, а стремление следовать законам Вселенной, максимально соответствовать им. И успехи на этом пути стоят в прямой зависимости от качества СИНЬСИН. Таким образом, практикующий стремится к постижению свойств Вселенной и к приведению СИНЬСИН в соответствие с этими свойствами.
“ТАЙЦЗИЦЮАНЬ” — гимнастика великого предела.
“ЦЮАНЬ” — гимнастика. “ТАЙ” – «великий» – подразумевает достижение крайней точки, “ЦЗИ” – «предел» – означает приближение к истоку.
На протяжении веков приемы цигун, помогавшие практикующим чувствовать и усиливать разные проявления ЦИ, следовать законам этих проявлений и управлять ими, накапливались, формировались в комплексы последовательных действий. Со временем, таких комплексов накопилось несколько десятков и сформировались такие известные стили как Удан-тайцзицюань, Шаолинь-тайцзицюань, Чень-тайцзицюань и много других мало распространенных стилей. На основе этого наследия были созданы Ян-тайцзицюань, У-тайцзицюань, Ву-тайцзицюань.
Каждый стиль имеет свои особенности, однако все они проникнуты единой философской базой и нацеливают практикующих на приближение к наиболее значительным, тонким и глубинным проявлениям Ци.
Не исключено, что многие процессы, с которыми взаимодействуют практикующие тайцзицюань или цигун, светской европейской культуре незнакомы. Но очень много общего прослеживается между духовными практиками Европы и Китая, а некоторые эпизоды жизни христианских святых вполне можно трактовать как практику цигун.
ПРИМЕЧАНИЯ
Акбар Джелал - Ад - Дин (1542-1605), прозванный в народе Великим, император Индии Монгольской династии, крупный политический и религиозный деятель, отличавшийся веротерпимостью. Полководец, покровитель науки и искусства.
Алахабад - город в Северной Индии, находящийся у слияния рек Ганг и Джамна. Религиозный центр индуизма.
Ананда - двоюродный брат Будды, любимый ученик и один из его ближайших последователей.
Антихрист - по христианским представлениям, опирающимся на Откровение Иоанна Богослова, противник Христа, который должен появиться для последней битвы против христианской церкви перед "концом света" и "вторым пришествием Христа", и в итоге будет побежден и уничтожен.
Аполлоний Тианский - античный философ, мудрец, путешественник, последователь религиозно-мистического учения Пифагора.
Архаты - прямые ученики Будды, первосвятители, освободившиеся от перевоплощений и достигшие нирваны.
Асваюша (Ашваюша) - индийский мыслитель и поэт II века н.э., автор включенных в буддийский канон Данчжур поэм "Буддхачарита" и "Саундарананада", где дано жизнеописание Будды и основы его философии.
Астрал - согласно восточным оккультным представлениям, тонкий мир, мир наших мыслей и чувств, состоящий из более тонкой, нежели физическая, светящейся материи.
Аура - невидимая оболочка, сияние, окружающее предметы, человеческое тело, и доступное лишь зрению "ясновидца".
Батур Бакша (киргиз, и монгол.) - буквально "Святой Богатырь".
Бенарес (Варанаси) - город в Индии, на реке Ганг. Религиозный центр индуизма.
"Боль центров солнечного сплетения" - здесь видимо, имеются в виду "священные боли", появление которых в восточных учениях связывается с духовным развитием человека и пробуждением скрытых психофизиологических ресурсов.
Братство - легендарная община высоконравственных мудрецов, живущих на Востоке и работающих во имя блага человечества.
Будда (санскр. букв. - просветленный) - в буддийской религии существо, достигшее состояния блаженства - нирваны. В узком значении - основатель буддизма Сиддхартха Гаутама (он же Шакья-Муни), живший, вероятно, в 563-483 г. до н.э.
Веды (санскр. букв. - "Знание") - наиболее древние памятники индийской литературы (2 тыс. лет до н.э. или ранее), в которых были записаны мифы и предания, обращения и гимны ко многим божествам, правила молитв и жертвоприношений.
"В Рыбах кровь" - видимо, здесь имеется в виду зодиакальный знак - "созвездие Рыб" по астрологическим представлениям связанный с Иисусом Христом.
Гайя (Бодхи-Гайя) - место, по преданиям, связанное с жизнью Будды, где он достиг "просветления".
Голконда - средневековое государство в Индии, славившееся ремеслами и своими алмазами.
Гора Мориа - одна из возвышенностей древнего Иерусалима.
Давид - царь Израильско-Иудейского государства (10 в. до н.э.), ветхозаветное повествование о котором придало ему черты эпического героя, а последующая иудаистская и христианская традиция связала с ним и его родом мессианские чаяния.
Далай Лама - глава ламаистской церкви Тибета, объединяющей в своем лице религиозную и светскую власть.
Дар Ориона (камень счастья, Чинтамани) - согласно индусским и тибетским сказаниям, чудесный камень, пришедший (упавший) на землю с далекого созвездия Орион и содержащий в себе мощную силу, которая помогает людям. Обладающий камнем делаетс счастливым и удачливым во всех делах. При царе Соломоне был разделен на части, которые в разные времена находились у некоторых исторических лиц: Тимур, Акбар Великий и др. Главная часть камня находится, по преданиям, в Шамбале.
Дгулнор - легендарная личность.
Девадата - двоюродный брат Будды. Согласно преданию, приняв буддизм, стал враждовать с Буддой, требовал реформации учения, покушался на жизнь вероучителя и пытался вызвать раскол среди его последователей.
Джатаки - рассказы о поучительных событиях, происшедших с Буддой в одном из прошлых его рождений, встроенные как рассказы самого Будды, который, достигнув просветления, обрел память своих прошлых рождений.
Дзон-Ка-Па (Цзонкапа, Цзонхава, 1357-1419) - основатель "желтошапочного" направления в северном буддизме, распространившемся под названием ламаизма в Тибете и в Монголии. Почитался на уровне Будды. Автор работы Лам-Рим-Чен-По, переведенной на русский язык Г.Ц.Цыбиковым.
Додекаэдрон - термин, видимо, производный от слова додекаэдр (двенадцатигранник) и обозначающий космический ритм.
Звезда (звезда магов) - чудесна Вифлеемская звезда, согласно преданию, приведшая волхвов (мудрецов-звездочетов) поклониться младенцу Иисусу, родившемуся в Вифлееме.
Зороастр (Заратустра) - легендарный пророк, живший, видимо, на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до. н.э. в Юго-Западной или Средней Азии.
Изида (Исида) - в египетской мифологии богиня плодородия, воды, ветра и мореплавания, символ женственности и семейной верности. Культ И. повлиял на христианскую символику, а ее изображение с младенцем Гором на руках стало прообразом икон богоматери.
Иордан - река на Ближнем Востоке. Бассейн реки Иордан - исторически один из центров зарождения христианства.
Истар (Иштар) - в аккадской мифологии центральное женское божество плодородия, любви и войны.
"Калагия" - священный зов, означающий, согласно сокровенным восточным представлениям, "Приди в Шамбалу!"
Кали - одно из имен супруги Шивы, олицетворяющей его скрытую силу, которое входит в название последнего мирового периода (Кали Юги), относящегося к нашему времени.
Каракорум Нор - соляное озеро в Центральной Азии.
Катунь - река на Алтае, согласно преданиям, являющаяся местом грядущей великой битвы между силами Свата и Тьмы.
Кедр Ливанский - согласно Евангелиям, дерево, из которого был сделан крест для распятия Христа. Здесь - крест, символ распятия.
Кесар (Гесер) Хан - один их любимейших героев тибетского, монгольского, бурятского эпоса, неутомимый борец против зла, за истину и справедливость.
Книжники - одна из религиозных сект времен Христа.
Князь Тьмы (Люцифер, Сатана, Вельзевул, Хозяин Земли, Князь Мира сего) персонифицированный Образ зла, встречающийся во многих религиях.
Колесо Закона - один из восьми символов буддизма - символ первой проповеди Будды.
"Кольца Змия" - змей, символ, представленный почти во всех мифологиях и связываемый с плодородием, дождем, землей, производящей силой, цикличностью всего происходящего, временем.
Куку-Нор - бессточное соляное озеро в Центральной Азии. Многочисленные легенды Востока связывают это озеро и прилегающие к нему местности с путем в Шамбалу.
Кушинагар (ныне Касия) - местечко в округе Гаранхпур, штат Уттар-Прадеш, Индия. Вероятное место смерти Будды.
Кшатрии (санскр. от кшатра - власть, господство, сила) - одна из четырех каст Древней Индии - рабовладельческая военная аристократия, - занимавшая второе место после браминов (брахманов) - или жрецов. Две другие касты - вайшьи (торговцы, свободные общинники) и шудры (неполноправные, наиболее угнетаемые). Общение между кастами было строго ограничено.
Лагор (Лахор) - второй по величине (после Карачи) город в Пакистане, центр провинции Пенджаб.
Ланка (букв. - остров) - название Цейлона на сингальском языке. Лоб Нор - озеро в Китае.
Лангобарды - германское племя, которое в 568 году вторглось в Италию и образовало королевство, два века спустя павшее под ударами короля франков. Лхаса - столица Тибета.
Люцифер - (лат., буквально - "светоносный"). По христианским представлениям, падший ангел, одно из обозначений сатаны как бессильного подражателя свету "господней славы".
Майтрейя - бодхисаттва (т.е. тот, кто отказался от блаженства, нирваны, чтобы невидимо помогать страждущему человечеству), который у буддистов именуется грядущим Буддою, следующим за Буддой Гаутамой.
Марагор - видимо, название царства, принадлежащего демону зла, олицетворяющему соблазн и действующему через человеческие пороки и невежество.
Миларепа (Миларайпа, Мила, 1040-1123) - тибетский аскет, проповедник и поэт, достигший, по преданию, состояния Будды. Тибетская устная и письменная традиция хранит огромное количество духовных стихотворений Миларепы - его "тысяч песен".
Наги - мифические, полубожественные, змееподобные существа с человеческими лицами, обладавшие глубокой мудростью и иногда сочетавшиеся с людьми. Нагами называли также посвященных-отшельников - за их мудрость и жизнь в пещерах.
Нарада - учитель богов (дэваршии), самый популярный из легендарных мудрецов индийского эпоса, изобретатель струнного музыкального инструмента "вина", поклонник бога Вишну.
Новгородский Богатырь - легендарный персонаж народных сказаний Василий Буслаев.
Отец Сульпиций - вероятно, Сульпиций Север (363-410 или 429 гг.) - писатель, адвокат, историк, монах, живший в монастыре близ Безьера.
Оум - священное слово и понятие, символ Абсолюта и изначальной энергии.
Питрисы (букв. - "отцы") - в буддийской космологии и других восточные доктринах - создатели человека. При этом лунные (темные) Питрисы создали низшую природу человека, его тело и мир темных желаний, а солнечные (светлые) Питрисы - разум, душу и дух.
Равана - один из главных персонажей древнеиндийского эпоса "Рамаяна", повелитель демонов и царь Ланки, добившийся у богов бессмертия и стремившийся покорить весь мир. Только Рама, бывший воплощением Вишну на земле, выступил против Раваны и смог убить его.
Раджагриха - столица государства Магадхи, располагавшегося я долине Ганга на территории современного Южного Бихара.
Россул М. - имя одного из Махатм, Великих Учителей Шамбалы.
Роттенберг - город в средневековой Германии.
Саниязин (от санскр. саньяса - отречение) - скитающийся аскет, отрешившийся от мирской жизни.
Сарнат - место, по преданиям, связанное с подвигами Будды.
Святитель Алексей (Алексий) - святой митрополит Киевский и всея Руси времен Куликовской битвы.
Священная Подземная Страна - царство Нагов.
Семь врат - вероятно, здесь имеются в виду этапы духовного совершенствования человека, нередко символизируемые в философии Востока семью Вратами.
Сергий Радонежский (ок. 1321-1384) - основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря, ныне г. Загорска, святой русской церкви, известный своими энергичными усилиями по сплочению русских княжеств накануне Куликовской битвы.
Синай - область синайского полуострова, которая находится между Суэцким заливом и заливом Акаба Красного моря.
Синедрион - совет старейших, в древней Иудее, правительственное и судебное учреждение.
Соломон (евр. - "мирный", "благодатный") - третий, царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965 - 928 гг. до н.э.), герой многих легенд, изображенный в ветхозаветней литература величайшим мудрецом всех времен.
Тара (букв. - "звезда" "планета") - богиня индусского пантеона, супруга Брихаспати, наставника богов, олицетворяющего планету Юпитер. Спасительница, популярный женский образ, воплощение сострадания.
Таксил - древний город на Индостанском полуострове вблизи современного Равалпинди.
Таши Лама (панчен-лама) - второе лицо в ламаистской иерархии, собственно духовный глава ламаизма.
Терафим - талисман, предмет, являющийся средством защиты от болезней, насыщенный "жизненной", "психической" энергией.
Тушита (небо) - согласно буддийской космологии, местопребывание будд, ожидающих своего последнего воплощения на Земле...
Улусы (монгола-татар.) - название орды, народа, племени, родового союза, военной дружины.
Шамбала (Беловодье, Белая гора) - одно из самых священных понятий Востока, легендарная страна мудрецов, обитель света и чистоты, находящаяся где-то в горах на севере Индии. Легенды о Беловодье до сих пор можно услышать от староверов Алтая, утверждающих, что их деды ходили в Беловодье на поиски правды и счастья. Н. К. и Е. И. Рерих, приводя легенды о "сердце Азии", рассматривали Шамбалу не столько в плана географических координат, сколько как сокровенный идеал человека, вершину его духовного развития.
Шудра - самая низшая сословная группа в древней Индии.
|