I. Испускание "внешней ци"
Испускание "внешней ци" может как лечить болезни, так и приносить вред тому, кто подвергается воздействию, и вызывать заболевания. В первом случае речь идет о цигун-терапии с применением "внешней ци", которая уже получила широкое признание и постепенно входит в практику различных отраслей медицины. Второе же относится в основном к сфере возможностей мастеров цигун высокой квалификации и знахарей. Ниже будут рассмотрены вопросы, связанные с искусством испускания "внешней ци" как средством цигун-терапии.
Распространенное представление о способности испускать "внешнюю ци" как о чем-то необыкновенном - ошибочно. Ци присутствует в организме каждого человека и может быть направлена им вовне. Дело заключается лишь в том, что у тех, кто не занимался цигун, ци ослаблена и рассеяна и, следовательно, продуцируемая ими цигун-информация недостаточно сильна. Поэтому мы будем говорить об искусстве испускания "внешней ци" применительно к возможностям тех, кто практикует занятия цигун. Когда мастерство цигуниста достигает определенного уровня (когда выработано умение концентрировать рассеянную ци и направлять ее движение), появляется возможность с помощью "мысли" управлять движением ци в организме. При желании можно выпустить ци и во внешнюю среду, для чего следует мысленно направить "внутреннюю ци" в определенный участок тела, обеспечить ее выход через биологически активные точки и тем самым создать условия для бесконтактного получения реципиентом (больным) испускаемой мастером цигун "внешней ци". "Внешняя ци", поступившая к пациенту от цигун-терапевта, трансформируется во "внутреннюю ци" реципиента и оказывает регулирующее воздействие на его организм, вследствие чего происходит укрепление иммунной системы, нормализуется функционирование внутренних органов, улучшается проходимость энергетических каналов, снижается активность инь и ян и достигается профилактический терапевтический эффект, способствующий продлению жизни.
1. Встаньте прямо лицом на юг (или на север). Ноги поставьте на ширину плеч, ступни - параллельно друг другу. Руки опустите вдоль бедер ладонями внутрь, пальцами вниз. Слегка подберите нижнюю челюсть, прикройте рот, глаза. Выдох и вдох осуществляйте через нос. Сосредоточьте внимание на области точки шэньцюэ (пупок).
Выдержав эту паузу в течение одной минуты, медленно поднимите руки от бедер вперед до уровня плеч. Ладони повернуты друг к другу, пальцы направлены вперед. Затем, медленно сгибая колени, присядьте на глубину, соответствующую вашим возможностям, помня при этом, что колени не должны выступать за носки ног. Одновременно с этим опустите руки параллельно друг другу до уровня груди. Ладони повернуты друг к другу, пальцы естественно вытянуты вперед, локти "смотрят" назад. Расстояние между руками должно быть около 70 см, между локтями и корпусом - около двух кулаков. Корпус держите прямо, подберите ягодицы, центр тяжести - на середине линии, соединяющей точки юнцюань на подошвах ног. Расслабьте все мышцы и суставы. Дышите мягко и естественно, сосредоточьте внимание на точках лаогун (в центре ладоней). Продолжительность выполнения этого упражнения - от 30 минут до 1 часа.
"Ощущение ци" может выражаться в появлении жара, онемения, распирания, подергивания или покалывания в области точек лаогун, а также в появлении жара во всем теле.
2. С появлением вышеперечисленных симптомов не спеша начинайте сводить ладони так, чтобы точки лаогун находились друг против друга. При этом следует действовать "мыслью", избегая физических усилий, и контролировать ощущения, возникающие в ладонях.
"Ощущение ци" на данном этапе усиливается и дополняется иллюзией присутствия некоего предмета, в который "упираются" ладони.
3. Когда расстояние между ладонями сократится до 3 см, начинайте медленно разводить их в стороны с помощью мысленного усилия. Контролируйте ощущения, возникающие в ладонях.
"Ощущение ци" проявляется в иллюзии натяжения нити между ладонями, "препятствующего" их разведению.
4. Встаньте прямо, ноги поставьте на ширину плеч. Руки слегка согните таким образом, чтобы ладони проецировались на ступни. Действуя "мыслью" и избегая физических усилий, плавно и медленно опускайте и поднимайте руки. Контролируйте ощущения, возникающие в ладонях и ступнях. Выполняйте упражнение в течение 30 минут.
"Ощущение ци" может выражаться в появлении жара, онемения, холода, распирания, подергиваний в ладонях и ступнях.
5. Встаньте напротив крепкого дерева или напротив цветов (рис. 1, 2). Слегка согните колени и поместите ладони с двух сторон от дерева или цветов на расстоянии 15 см от них так, чтобы точки лаогун находились друг против друга. Сосредоточьтесь на даньтяне (область ниже пупка). Когда в ладонях или пальцах появится "ощущение ци", переведите фокус внимания на точки лаогун обеих рук и начинайте выполнять круговые движения ладонями вдоль ствола или куста, контролируя "ощущение ци" в ладонях. Выполняйте упражнение в течение 30 секунд.
Проявления "опущения ци" аналогичны тем, что отмечались при выполнении упражнений 2 и 3. Иногда может ощущаться запах дерева или цветов.
6. Встаньте прямо, лицом на юг (или на север), на расстоянии 10 м от букета цветов (или отдельного цветка), ноги поставьте на ширину плеч, дышите естественно. Сосредоточьтесь на даньтяне (область ниже пупка). После появления тепла в теле согните колени и присядьте. Придав кистям рук форму "пальцы-меч", направьте их на букет. Вдыхая, представляйте, что "семенная ци" солнца, луны и звезд через макушку непрерывным потоком поступает в ваш организм. На выдохе через кончики пальцев правой руки мысленно направляйте "внутреннюю ци" на цветы. Продолжайте выполнение упражнения в течение 6 - 8 минут, а затем аналогичным путем проделайте то же самое через левую руку.
"Ощущение ци" выражается в появлении жара, онемения или распирания в кончиках пальцев.
Через 10 дней после овладения комплексом обычно обретается способность испускания "внешней ци".
Примечания
1. Перед началом выполнения упражнений на испускание "внешней ци" следует провести необходимую подготовку, связанную с накоплением "внутренней ци" в даньтяне.
2. В конце каждого занятия перед завершающим этапом следует "собирать семя и пополнять ци".
3. На начальном этапе во избежание перерасходования "внутренней ци", что может отрицательно повлиять на состояние здоровья, следует ограничивать продолжительность занятий, придерживаться принципов поэтапности и постепенности, не стремиться к немедленному получению результатов и не практиковать испускание "внешней ци" понапрасну.
4. Комплекс противопоказан людям с ослабленным здоровьем. И наконец, надо хорошо себе представлять, что данный комплекс позволяет овладеть лишь способностью испускать "внешнюю ци". Что же касается вопросов, связанных с применением "внешней ци" в терапевтических целях, то это требует дополнительного изучения занимающимися основ китайской медицины и квалифицированного руководства со стороны опытного мастера. В противном случае можно не только нанести серьезный ущерб своему здоровью, но и усугубить состояние пациента.
II. Методика цигун-диагностики
В соответствии с принципами китайской медицины проведению лечения обязательно должно предшествовать обследование больного, заключающееся в определении характера заболевания по критериям "избыточности - недостаточности", "холода - жара" и расположения очага заболевания (внутренний или поверхностный) и осуществляемое с помощью так называемых "четырех диагностических действий": осмотра, прослушивания, расспроса и ощупывания. В цигун же диагностика носит специфический характер. Обычно диагноз устанавливается по ощущениям, возникающим в различных органах цигун-терапевта и его энергетических каналах, или путем "цигун-просвечивания". В настоящее время существует три основных способа постановки диагноза с помощью цигун.
1. Диагностирование путем "формирования образов"
Цигун-терапевт, находясь в "состоянии покоя" и перемещая ци, воспринимает информацию, исходящую от больного, в результате чего у него в области верхнего даньтяня формируется образ-изображение органов и систем организма пациента. Этот способ многие называют диагностированием с "просвечиванием взглядом".
При высоком уровне подготовки цигун-терапевта диагноз может быть поставлен и на расстоянии. Такой способ носит название "глаз на тысячу ли".
2 Опосредованное диагностирование
Цигун-терапевт, находясь в "состоянии покоя" в непосредственной близости от больного, воспринимает информацию о "болезнетворной ци", продуцируемую организмом пациента. Возникновение неприятных ощущений в каком-либо органе терапевта свидетельствует о наличии очага заболевания в соответствующем органе больного. Например, боли в печени пациента вызывают неприятные ощущения в области печени у цигун-терапевта, что позволяет поставить диагноз. Этот способ также называют "диагностикой чувственных реакций", причем постановка диагноза возможна и в отсутствии больного путем восприятия информации от одежды или других принадлежащих ему предметов. Такой способ в народе называют "диагностикой через гору".
3. Контактное диагностирование
Цигун-терапевт, перемещая пальцы по телу больного, воспринимает информацию о состоянии его организма. При наличии очага заболевания он переводит "болезнетворную ци" на себя. Возникновение неприятных ощущений у терапевта свидетельствует о наличии заболевания соответствующего органа у пациента.
Три вышеописанных способа диагностирования позволяют определять характер заболевания, не задавая никаких вопросов больному, однако овладение ими представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс.
|