Физическое засорение организма, как пыль на зеркале, играет не последнюю роль в сокрытии от нас нашей истинной природы. Это загрязнение лежит гораздо глубже, чем пыль, и оказывает не только физическое воздействие: боль и страдания могут изменить всю психологию. Ценность панчакармы в том, что она предлагает целостную методику разгрузки и выведения токсинов из каждой клетки, используя при этом естественные выводящие пути организма: потовые железы, кровеносные сосуды, мочеполовой тракт и кишечник.
В древних текстах панчакарма прославляется как сезонное лечение для поддержания равновесия год от года. Несмотря на достаточно высокий уровень здравоохранения, который дает нам возможность в основном чувствовать себя здоровыми, американцы все же приходят к старости несвободными от болезней. Фактически, менее чем у трети пожилых людей не наблюдается никаких признаков рака, сердечных заболеваний, артрита, диабета, остеохондроза и других характерных для старости дегенеративных изменений. Все эти заболевания не имеют какой-либо особой причины; в глазах западного врача они представляют собой комплекс изменений, которые накапливаются в организме в течение всей жизни, как катящийся снежный ком вбирает все новые снежинки. Каждая отдельная снежинка не является причиной появления снежного кома, но с каждой снежинкой ком становится все больше. Если перевести все это на язык физиологии, то снежинки — это крошечные кусочки амы, и мы не можем помышлять о достижении идеального равновесия, если они не будут выводиться немедленно после образования.
Очищение от токсинов, воздействие на аму.
Ама — скопление токсинов, непереваренной пищи или отходов жизнедеятельности организма — усложняет лечение трех дош. В общем виде Ама имеет те же характеристики, что и Капха: она тяжелая, плотная, холодная, вязкая и состоит главным образом из скоплений слизи. Но в то же время она может соединяться с любой из трех дош.
Доши, соединенные с Амой, именуются Сама (к слову Ама добавляется приставка с. обозначающая «вместе с». Образованное таким образом слово Сама означает «с Амой».) Вата может скапливаться в толстом кишечнике в виде газов, распространяться в тонкий кишечник и препятствовать действию пищеварительной силы (Агни), порождая Аму. Капха может скапливаться в желудке в виде слизи и также распространяться в тонкий кишечник, подавляя Агни и порождая Аму. Питта может скапливаться в тонком кишечнике в виде желчи и, хотя она горячая, своими жидкими и маслянистыми свойствами она может блокировать Агни и порождать Аму. Такие состояния называются соответственно Сама Вата, Сама Kaпxa и Сама Питта.
По своим свойствам Ама и Агни противоположны друг другу. Ама — холодная, влажная, тяжелая, мутная, грязная и с плохим запахом. Агни — горячий, сухой, легкий, чистый и с приятным запахом. Для лечения состояний Амы необходимо усилить Агни.
В психологическом плане Ама образуется при сдерживании отрицательных эмоций. Негативные эмоции подавляют психический Агни, т.е. ясность ума. В результате уменьшается и физический Агни. Непереваренные переживания становятся такими же токсичными, как и непереваренная пища.
Симптомы Амы включают в себя потерю чувства вкуса и аппетита, несварение, налет на языке, дурной запах изо рта, слабость, ощущение тяжести, апатию, признаки закупорки каналов и сосудов. К дополнительным симптомам относятся накопление в организме отходов жизнедеятельности, неприятный запах тела, мочи и кала, глубокий, тяжелый или притуплённый пульс, ослабление внимания, потеря ясности восприятия, депрессия, раздражительность и подавление других дош.
Ама является корнем всех простуд, лихорадок и гриппозных состояний, а также всех хронических болезней, связанных со слабостью иммунной системы: от аллергий и сенной лихорадки до астмы, артритов и рака.
При появлении таких признаков Амы лечение должно быть направлено прежде всего на ее устранение, особенно если сразу две или, тем более, все три доиш смешаны с Амой, поскольку в этом случае непосредственное воздействие на доши не даст нужного эффекта. Тонизирующие и омолаживающие методы терапии также можно применять лишь после того, как организм будет очищен от Амы.
Ама уменьшается под воздействием трав, имеющих горький или острый вкус. Горький вкус, состоящий из воздуха и эфира, помогает выделить Аму, тяжелую по своей природе, из органов и тканей, в которых она скопилась. Он стимулирует катаболиче-ские процессы в теле, благодаря которым разрушается чужеродный материал. Горький вкус иссушает и, подобно сухому льду, как бы замораживает Аму, способствуя тем самым ее разрушению.
Острый вкус, состоящий из огня и воздуха, сжигает и уничтожает Аму. У него те же свойства, что у Агни; укрепляя Агни, он способствует перевариванию Амы. Обычно вначале используется горький вкус для того, чтобы прекратить развитие Амы. Затем для восстановления нормального обмена веществ, поглощения Амы и для того, чтобы не позволить ей опять развиться, используется острый вкус. Одного горького вкуса может оказаться недостаточно для полного уничтожения Амы и восстановления Агни на должном уровне.
Увеличивают Аму вещества со сладким, соленым или кислым вкусом. Сладкий вкус, подобно Аме,—тяжелый, холодный и влажный. Соленый вкус—также тяжелый и влажный. Соленый и кислый вкусы в силу своих горячих и влажных свойств могут усугублять лихорадку и токсический жар в крови, обычно сопровождающие Аму.
Вяжущий вкус оказывает на Аму двоякое действие. Он сокращает ткани, тормозит процессы выделения и может способствовать задержке Амы. Тем не менее его можно использовать для восстановления слизистых, поврежденных в результате инфекций. вызванных Амой. Таким образом, в лечении он должен дополнять горький и острый вкусы.
Поскольку основным свойством Амы является тяжесть, излечивается она в первую очередь травами и диетой, имеющими легкую природу. Часто хорошим методом лечения оказывается голодание— его применяют до тех пор, пока не очистится язык или не вернется аппетит. При лечении различных заболеваний, в которых основным болезнетворным фактором является Ама. особенно эффективны лечебное голодание и не содержащие слизеобразую-щих продуктов диеты, а также детоксицирующая терапия. Они могут принести пользу даже в тех случаях, когда индивидуальная конституция не определена достаточно точно.
Поскольку свойства дош изменяются при смешивании с Амой, то травы, ослабляющие ту или иную дошу. могут оказаться неэффективными для ее ослабления в состоянии Самы. Травы же, которые обычно возбуждают дошу, в состоянии Самы могут ее ослабить. Таким образом, следует различать не только дошу, но и то, с Амой она или без нее— Сама или Нирама* (Нир- означает «без», Нирама — «без Амы») состояние.
Мутность, клейкость и плотность Амы изменяют свойства дош. Вата, сама по себе легкая и сухая, при смешивании с Амой становится тяжелой и влажной. Питта, горячая и влажная, становится менее горячей и еще более влажной. Капха становится тяжелее, будучи сама по себе медленной, из-за Амы она может стать неподвижной или застрять.
ВАТА, САМА. Симптомы: запоры, дурной запах изо рта и зловонный кал, толстый налет на языке, вздутие и боли в животе (усиливающиеся при пальпации, массаже и использовании масел), кишечные газы, спастические боли, плохой аппетит, тяжесть, слабость, медленный пульс. Всё это усугубляется в пасмурную погоду.
Лечение: главным образом травы с острым вкусом, стимулирующие и ветрогонные, в сочетании с небольшим количеством послабляющих или слабительных для удаления токсинов.
ВАТА, НИРАМА. Симптомы: запоры и неприятный запах отсутствуют, боль слабая (ослабляется при надавливании), язык чистый, сухость и вяжущий привкус во рту, тело легкое, сухое: истощение тканей большее, а усталость выражена меньше.
Лечение: главным образом сладкие и острые травы с тонизирующим и омолаживающим действием для восстановления тела.
ПИТТА, САМА. Симптомы: потеря аппетита, жажда умеренная, желтый налет на языке; моча, кал и слизь—желтые или зеленые; густые, с желчью рвотные выделения; тяжесть в желудке, дурной запах изо рта, горький или кислый привкус во рту, легкое ощущение жжения, кожные высыпания, затуманенное восприятие. Все эти симптомы могут усугубляться под воздействием холода.
Лечение: направлено на удаление токсинов; в основном используются травы с горьким и острым вкусом, горькие тоники и стимулирующие средства.
ПИТТА, НИРАМА. Симптомы: чрезмерные аппетит и жажда; красный или воспаленный, без налета язык; моча и кал— чистые, красноватого или темного оттенка: сильное ощущение жжения, приступы жара; головокружение, некоторая взбалмошность в поведении, обостренность восприятия.
Лечение: охлаждающая и тонизирующая терапия, главным образом с использованием горьких трав.
КАПХА, САМА. Симптомы: мутная, липкая или густая, плохо отделяемая слизь, которая скапливается в горле, покрывает налетом язык; слюна тянется нитью, во рту кислый или соленый привкус; застойные явления, ощущение стесненности в груди, затрудненное дыхание, наличие слизи в моче и кале, плохой аппетит, ощущение тяжести, усталости, тупая боль во всем теле.
Лечение: в основном острые и горькие травы со стимулирующим и противозастоиным действием для устранения токсинов, уменьшения количества слизи и жира.
КАПХА, НИРАМА. Симптомы: слизь водянистая, жидкая или пенистая, легко отделяемая; сладкий привкус во рту, аппетит нормальный, язык чистый, слизи в моче и кале нет. боли отсутствуют.
Лечение: главным образом острые и сладкие травы, отхаркивающие средства для удаления избытка слизи и Kanxu.
Традиционный аюрведический подход состоит в том, чтобы привести доши из состояния Самы в состояние Нирамы. После устранения Амы можно воздействовать непосредственно на доши, удаляя их избыток или. наоборот, тонизируя их.
Невероятная жизнь махараджи Тапасвиджи (1770-1955).
По рождению Тапасвиджи был царевичем сикхов — религиозно-этнической группы на севере Индии. Его обучали военному делу, и после смерти отца он стал военным вождем. В возрасте пятидесяти пяти лет трагические события оборвали жизнь его ближайших родственников, и отчаяние подвигло Тапасвиджи отречься от всех мирских благ. Он нашел себе учителя — гуру, искушенного в йогических практиках, — и стал вести суровую жизнь подвижника. Шесть лет он провел в пещере без всякой пищи, терпеливо перенося холод и зной и подолгу выдерживая неудобные позы. Затем в течение двадцати четырех лет он ходил или стоял без отдыха, подняв левую руку над головой. Три года, семь и восемь лет он провел, не сходя с места. В течение двенадцати зим он еженощно проводил шесть часов в медитации на берегу холодного, как лед, озера, в одной лишь набедренной повязке; ученики время от времени поливали его ледяной водой. Летом же он ежедневно проводил по шесть часов под палящим солнцем, окружив себя кольцом костров.
К столетнему возрасту тело Тапасвиджи износилось. Он почти оглох и ослеп, потерял все зубы; спина его согнулась; передвигался он, лишь опираясь на трость. Тапасвиджи приготовился к смерти и отправился к месту последнего упокоения. Но по дороге он встретил одного йога, который распознал духовное величие Тапасвиджи и уговорил его пройти 90-дневный обряд кайя-кальпы. После этого обряда к Тапасвиджи вернулся облик тридцатилетнего мужчины: седина сошла с его волос, во рту выросли новые зубы, а тело стало гибким и сильным. Отблагодарив йога 90-дневным служением, Тапасвиджи приступил к еще более суровому подвижничеству. За свою долгую жизнь он проходил кайя-кальпу еще дважды, каждый раз обретая новую молодость, а вместе с нею — возможность путешествовать, проповедовать и демонстрировать тысячам людей свои духовные достижения и отрешенность от мирских благ.
В возрасте 185 лет он в последний раз продемонстрировал полную власть над своим телом, вновь ослабевшим и изможденным недугами. В одно мгновение Тапасвиджи преобразился в могучее, сияющее существо, пропел священный слог ОМ и в ту же секунду умер.
|