Великие посвященные всегда умели находить сложных явлений, тем самым делая их более яркие образы и сравнения для самых понятными и близкими для всех людей.
Образ Птицы Жизни присутствует в "Книге Золотых Правил", выдержки из которой впервые были обнародованы Блаватской Е.П. (Лондон. 1889). Эта Книга содержит 90 отдельных трактатов, из которых некоторые добуддийской эпохи, другие же - позднейшего происхождения. Е.П. Блаватская утверждала, что идеи "Книги Золотых Правил" часто встречаются под различными формами во многих санскритских произведениях, также и в некоторых Упанишадах.
Один их трактатов называется "Голос безмолвия", далее приводится отрывок:
"Говорит Великий Закон: Чтобы познать мировое Я, ты должен познать свое собственное Я. Для этого должен ты отдать свое Я - Не Я. свое Бытие - Небытию - и тогда только можешь ты почить между крылами Великой птицы. Воистину сладостно успокоиться в крылах того, что не подлежит рождению и смерти, что есть АУМ на протяжении бесконечных веков. Взберись на Птицу Жизни, если хочешь познать. Отдай свою жизнь, если хочешь жить" (1).
Читая этот отрывок, сразу возникают ассоциации с теоретическими выкладками В. Козлова (2), в которых он излагает свою теорию равностности, а также динамику трансформации личности (3). Он утверждает, что, когда потенциал зоны "Я" личности исчерпывается, она совершает поход в "НЕ Я", что сопровождается разрушением границ между "Я" и "НЕ Я", в результате чего образуется третье пространство, которое В. Козлов обозначил как "Равностность" или " Неотождествленность".
В выше приведенном отрывке это представлено образом Великой Птицы Жизни или АУМ.
Таким образом, мы можем провести образную параллель между термином "Зона Равностности" и понятием АУМ, имеющим свои истоки в древности. Итак, чтобы познать, нужно "взобраться на "Птицу Жизни", и "почить между её крыламн" или другими словами - войти в состояние АУМ, т.е. быть вне "Я" или "НЕ Я".
Вслед за Блаватской Е.П. глубоким изучением культуры и религий Востока занимались наши великие соотечественники П.К. и Е.И. Рерих. Фундаментальным трудом жизни Е.И.Рерих стало учение "Агнн Йога", включающее 11 книг, одна из которых называется "АУМ" (Рига, 1936). Эта книга представляет собой целостное знание об этом всеобъемлющем понятии, а также практическое руководство для его использования в повседневной жизни.
Там указывается: "АУМ" - это молитва, которая осуществляет связь с высшими энергиями.
Чтобы воспринимать эти высшие энергии издревле использовали АУМ или в звучании ОМ, который оздоравливает состояние духа и приводит организм в гармоничное состояние. Благодаря этому уже при земной жизни люди могут ощущать великие энергии, они очищают жизнь". "АУМ молитва, только по древности и утончению созвучие АУМ сильнее по вибрации. Слово есть вибрация, такие созвучия нужны для гармонизации пространства" (4. с.600).
"Некоторые мантры лишены смысла и содержат лишь звучание" (4. с.601).
Индусский философ Свами Вивекананда в книге "Бхакти Йога" пишет: "АУМ (АОУМ, произносимое как ОМ) есть самое священное из всех священных слов, этим словом создана Вселенная, и оно является матерью всех имен и форм. Для создания Вселенной и приведения хаотического состояния материи в проявленную форму необходимы два фактора - ИМЯ и форма. Так как вся Вселенная построена но одному и тому же плану, то все. что существует во Вселенной, имеет имя и форму. Имя или идея есть внутренняя сущность, а форма есть видимая внешность. Объединяющий их символ есть АУМ. Сначала он проявляется в виде мысли и слова, а потом речи и действия. Потому АУМ есть символ не только Вселенной и творца, он является единственно возможным символом, обнимающим всю область всех возможных идей, и нет другого, ему подобного" (5).
Христианское "Атеп" и "Аминь" есть тот же измененный АУМ. Индусский философ Шри Чинмой дает следующую рекомендацию: "Если Вы хотите, чтобы у Вас было больше чистоты. Вы можете делать следующее духовное упражнение, которое является наиболее эффективным. Вы все знаете значение АУМ, имени Бога. Для начала, в воскресенье Вы повторите это священное имя Всевышнего 100 раз, в понедельник - 200, во вторник 300, в среду - 400, в четверг - 500, в пятницу - 600, в субботу - 700. Затем в следующее воскресенье Вы уменьшаете число повторений до 600 и т.д. до 100" (6, с. 111).
В чем же состоит сила воздействия мантры АУМ на психофизическое состояние человека?
Видимо, в определенном сочетании гласных и согласных звуков. Научное подтверждение этому можно найти в книге Стуловой Г.П., где исследуются вопросы теории и методики развития голосов детей (7). Исследования показали, что в общем крике новорожденных можно выделить гласноподобные звуки (а), (э) или дифтонг (Эа), которые не требуют специальной артикуляции, а возникают при простом открытии рта. Не случайно гласная "а" присутствует во всех языках, и с неё начинается большинство алфавитов. Гласная "а" непременно входит в состав первых словообразований детей всех национальностей. В процессе становления речи ребенок легче всего овладевает фонемой "а", хотя она может приобретать различные языковые и индивидуальные оттенки (7, с.89).
Вышеназванные фонемы составляют также основы гулений детей от 3 мес. до 2 лет. с их помощью выражаются как положительные, так и отрицательные эмоции (7,с.94) Первые фонемы, которые складываются у детей, - А, У, О, поскольку артикуляционно они более легкие: достаточно открыть рот и менять лишь положение губ, тогда как произношение И, Э, Ы осуществляется за счет перемещения челюсти, губ и языка (7, с.115). Важно также, что звуки А, О, У вызывают головное резонирование и положительный эмоциональный настрой: радостно, весело. ласково, удивленно и т.п., а звуки Э, И -грудное резонирование и соответствующий эмоциональный настрой: торжественно, грустно, тревожно, мрачно и т.п. (7, с. 163). Из согласных наиболее легкие для образования - звонкие М. Г. При их произношении не возникает дефектов артикуляции, в то время как для других согласных требуются сложные сочетания работающих артикуляционных органов: зубов, корня языка, мягкого неба (7. с. 190). Таким образом, звуки А, О, У, М являются наиболее легкими в произношении, а в названной последовательности после открытия рта на звук А происходит постепенное уменьшение полости рта до полного смыкания губ на звук М. и при этом, согласно исследованиям различных авторов, постепенное увеличение воздушного давления под голосовыми связками, а соответственно - силы резонанса.
Важным следствием этого является то, что произношение мантры удобно и легко сочетать со связным дыханием. Вдох на А, выдох на УМ. А связное дыхание - это ключ к расширенным состояниям сознания (2).
Любой звук, как материальное явление, характеризуется объективными физическими свойствами: силой, частотой, обертоновым составом и продолжительностью! Эти свойства отражаются в наших субъективных ощущениях как громкость, высота, тембр и длительность звуков. Основную информационную роль для восприятия играет тембр звука, а громкость звучания и ритм оказывают определенное эмоциональное воздействие. Особенно это относится к ритму, что связано с ею особой биологической ролью: важнейшие жизненные процессы (дыхание, сокращение сердца и сосудов, биотоки мозга) протекают в определенном ритме, причем его постоянство необходимо для нормальной деятельности всего организма. Потому у людей сложились наследственные безусловные рефлексы на воспринимаемые ритмы, особенно если по своему характеру они близки ритмам дыхания и сердцебиения. Замечено, что равномерные ритмы действуют затормаживающе, успокаивающе, а с перебоями - возбуждающе. В резонанс с воспринимаемым ритмом нередко вовлекается весь организм и даже биоритмы мозга.
При коллективном пении именно ритм является организующим началом, заражая певцов общим настроением. В то же время в книге "АУМ" указывается: "Моление АУМ может быть и в сердце, но будет рождать те же излучения, как и громкое звучание" (4, с.601). Этот способ обозначается как метод мысленного или внутреннего пения. Он широко используется не только в вокальной работе, но и в процессе обучения игре на различных музыкальных инструментах. Использование этого метода связано с такими видами психической деятельности кар музыкальнослуховые представления, которые неизбежно изменяют ритм дыхания в соответствии с музыкальной фразировкой. Мысленное пение учит внутренне сосредоточиться, предохраняет голос от переутомления, развивает творческое воображение, делает направленным слуховое внимание (7, с. 192).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Е.П.Блаватская. Из сокровенных индусских писаний. Коглас, "Скрижали" ,1992.
Козлов В.В. Истоки осознаний. Изд.2-е. перер. и доп. М.: МАНИ. 1997.
Козлов В. В. Духовное сердце трансформации. Творчество Воли.Под ред. Козлова В.В. - М.: МАПН, 1997.
Агни Йога, т.2, Самара, 1992.
Эванс-Вентц В.И. Тибетская йога и тайные доктрины. Киев, 1993.
I При Чинмой "Ежедневные цветы моего сердца", М., 1992.
Стулова Т.Н. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.
И. Мелешонкова, В. Рушас
|