МЕДИТАЦИЯ НАД ЯНТРОЙ
ОБОСНОВАНИЕ: Способность живописи и графики оказывать воздействие на душевное состояние человека была известна еще в глубокой древности и подтверждается новейшими научными исследованиями. В Индии специальные графические изображения для вхождения в состояние транса получили название "янтры". Медитация над янтрами позволяет в наглядной образной форме внести в свое сознание эти аспекты, закрепить их, а также - через самадхи - перейти к более высокому уровню непосредственного, "прямого" восприятия объектов медитации, да и всего мира в целом. Кроме того, в янтрах в графической форме были зашифрованы многие эзотерические аспекты тайных учений, которые, в частности, ведут к тому, что с каждым новым занятием янтра может являть ученику все новые и новые стороны и грани своего внутреннего смысла.
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ:
1. Сядьте в медитативную позу и расслабьтесь. Успокойте дыхание, поставив его под контроль. Прочтите мантру "Ом", можно проделать также упражнение в джапе с мантрой "Сохам".
2. Сосредоточьтесь на изображении янтры. Янтра располагается на уровне глаз и удаленности 50-120 см от занимающегося (в зависимости от размеров изображения). Можно практиковаться и лежа на коврике, но тогда крупное изображение янтры надо будет расположить на потолке, что некоторым может показаться затруднительным.
3. Представьте, что, вдыхая, вы вносите сокровенные сущности, заключенные в янтрах, в себя, выдыхая - отбрасываете все посторонние мысли. Через 30 секунд - 1 минуту такого "образного" дыхания вы перестанете обращать внимание на дыхание, как будто оно или не существует, или является каким-то незначительным атрибутом вашей телесной оболочки.
4. Продолжайте анализировать внутренний смысл янтры.
5. Попробуйте, вычленив отдельные элементы янтры, понять значение и свойства каждой ее составной части.
6. Вернитесь к комплексному, обобщенному восприятию. Янтра - это не просто беспорядочный набор каких-либо символов, пусть даже сверхтайных. В этой совокупности и связи частей янтры заключен свой собственный особый смысл. Этот смысл вам и надо понять.
7. Почувствовав усталость, прекращайте упражнение, довольствуясь тем, что вам стало известно о янтре ("из янтры") сегодня, на данный момент. Переведите внимание на дыхание, прочтите 3 раза АУМ, медленно встаньте.
ЭФФЕКТ: Значение медитации над янтрами очень велико, так как полезный эффект проявляется сразу в разных областях:
1. Психика становится более устойчивой, а ваше внутреннее "Я" преисполняется сознания сопричастности к великим тайнам Космоса. Тем самым вы приближаетесь к познанию своего предназначения, и янтра помогает также вам его раскрыть.
2. Увеличивается способность к образному мышлению, улучшается образное восприятие действительности. Практикующие лучше начинают воспринимать геометрические формы, объемно представлять себе разного рода структуры.
3. Усиливается способность делать нестандартные выводы, отбрасывать тривиальные мыслесхемы и мыслеобразы. Ваше мышление становится неклассическим, приближаясь в отдельных чертах к рациональным сторонам восточного стиля мышления. Если вы к тому же осваиваете основы буддийской логики или логики навья-ньяи (индийской школы рационалистов-логиков), такой эффект возрастает во много крат, и вам становится понятной вся прелесть и смысл восточного типа миросозерцания.
Примечание:
1. Следующая ступень сложности практики состоит в том, чтобы при медитации над янтрой попробовать представить ее себе объемной. Попробуйте также мысленно поместить себя в центр янтры; что вы при этом почувствуете?
2. В любом случае не следует в одном занятии совмещать это упражнение с разного рода Тратаками (кроме Тратаки на свечу до янтра-медитации, т. к. такое сочетание допустимо).
3. Если вы устали или вдруг почувствовали сонливость, то заканчивайте данное упражнение, постепенно выходя из него. Если это уже не первое занятие с янтрами, попробуйте тогда зарядиться энергией от янтры. Если ощущение сонливости прошло, значит, вы занимаетесь правильно и можете при желании продолжить упражнение.
4. Контроль правильности янтра-медитации: ощущение восторга от Беспредельности, бурная радость от познания новых истин, чувство наполнения энергией, иногда - ощущение полета.
5. В качестве янтры можно брать и другие геометрические знаки или тайные символы, которые следует расшифровать через медитацию. Психологами установлено, что наибольшее значение для приведения психики в равновесное состояние имеют симметричность формы отдельных компонентов и всего знака в целом. Наоборот, любая асимметрия зачастую воспринимается как диссонанс.
МЕДИТАТИВНАЯ ПРАНАЙАМА
ОБОСНОВАНИЕ: Как уже неоднократно отмечалось выше, зарядка правой может производиться как методами Хатха-йоги, которые являются наиболее известными, так и при помощи специальных медитативных упражнений. Последние известны как медитативные пранайамы (пранаямы - в другой транскрипции). Выполнение медитативных пранаям дает не только эффект подзарядки энергией, но и способствует закреплению навыков медитации, развивая также внимание занимающегося.
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ:
1. Приняв сидячую позу, желательно - со скрещенными ногами, ладони на коленях (у мужчин правая ладонь закрыта, левая - открыта в Джнани-мудре; у женщин - наоборот); закрыв глаза, предельно расслабьтесь.
2. Сосредоточьтесь на Аджна-чакре, ощутив и увидев ее полностью.
3. Поместите в Аджна-чакру знак (ярко-белый знак на синем фоне) и старайтесь погрузить этот знак внутрь чакры.
4. Ощутив прилив энергии, не ослабляйте концентрации, старайтесь сделать символ более отчетливым и устойчивым. Приток праны продолжается.
5. Когда поток праны окончился, продолжайте фиксировать знак в чакре еще 1-2 минуты, после чего закончите упражнение. Медленно откройте глаза и не спеша встаньте.
ЭФФЕКТ: Помимо эффекта пранаямы, сознание становится более четким, и окружающая действительность видится более адекватной. Упражнение, кроме того, несет в себе все преимущества Тратак, поскольку способность к концентрации возрастает в несколько раз при регулярной практике.
Примечание:
1. Упражнением можно предварять более сложные процедуры при освоении медитации. Но сразу начинать с нее цикл занятий не рекомендуется.
2. Не следует делать упражнение перед сном, а также при нервных перегрузках, перенапряжениях ума или психики. До упражнения очень важно привести себя в состояние душевного равновесия.
ДЖИВА-КОМПЛЕКС
ОБОСНОВАНИЕ: Выявление чакр и нади важно не только само по себе: оно позволяет освоить ряд других аспектов практики, важнейшим из которых является промывка правой и одновременное очищение астрального тела. Для этих целей существует специальное упражнение, довольно сложное, особенно для новичка, но в то же время чрезвычайно действенное и полезное для занимающегося.
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ:
1. Медитируют только сидя, желательно в позе со скрещенными ногами. Руки сложены в круг, ладони обращены к животу и лежат в области чуть ниже пупка, причем левая ладонь лежит на правой. Закрыть глаза и расслабиться, отрегулировать дыхание, выровняв и замедлив его. Сидение должно быть устойчивым и удобным.
2. Сконцентрироваться на Сахасраре, сформировать в ней светящийся (или упругий - в зависимости от того, что лучше и четче ощущается) шарик праны. Выявить Сушумну, Пингалу и Иду.
3. Провести этот шарик вниз по Иде до Муладхары и оставить там. Таким образом накопить в Муладхаре 4-5 импульсов (шариков праны) , после чего вывести их по Пингале вверх и выбросить из Сахасрары. Проделать это 3-4 раза, пока при накоплении праны в Муладхаре не появится кратковременное ощущение легкости тела. После этого посылать шарики праны вниз в Муладхару, пока не появится устойчивое ощущение легкости тела, полета, покачивания на волнах. После возвращения в обычное состояние вывести скопившуюся в Муладхаре прану вверх по Пингале. Муладхара очищена.
4. Перейти к очищению Свадистханы, для чего послать шарик праны снова в Муладхару по Иде, по Сушумне поднять его из Муладхары в Свадистхану. Накопив так 4-5 импульсов (число посылаемых в каждую чакру шариков должно быть примерно одинаковым), вывести вниз по Сушумне через Муладхару вверх по Пингале наружу.
5. Для остальных чакр схема промывки такая же: Ида > Муладхара > Сушумна > Чакра > Сушумна > Муладхара > Пингала. Порядок работы с чакрами - обязательно снизу вверх, т. е. Муладхара, Свадистаха, Манипура, Акитра, Вишудха, Аджна, Сахасрара.
КОНТРОЛЬ: При прохождении праны по Иде возникает легкий звон в левом ухе. При выведении Праны по Пингале - более низкий и менее резкий звон в правом ухе. Отсутствие таких звонов означает, что импульсы праны слишком слабы, или же, для Пингалы: а) использованная прана не выведена наружу; б) прана в чакре еще не накоплена. Сделайте пранаяму и снова начните комплекс. Если упражнение упорно не получается, вернитесь к занятиям с более простыми упражнениями.
Эффект:
Упражнение имеет множественное значение:
1. Закрепляются навыки выявления и работы с чакрами.
2. Астральные каналы прочищаются, что дает общеоздоравливающий эффект, укрепляет весь организм. Сознание (при правильности исполнения упражнения и соблюдении необходимых для медитации условий) становится устойчивым, нарушенная психика восстанавливается.
3. Очищение чакр и Сушумны - прекрасная профилактика против возникновения пробок в спинном канале, т. е. ликвидируется одна из основных причин головных болей.
Примечание:
1. Все упражнения с чакрами и нади должны проводиться в сидячем положении, причем позвоночник должен быть прямым, а при работе с Пингалой и (или) Идой желательно скрестить ноги. При несоблюдении этих условий какие-либо дисбалансы правового обмена могут привести к тому, что чакры будут "обожжены".
2. Не обязательно за одно занятие работать со всеми чакрами. В первую неделю вполне достаточно очистить 1-2 чакры. В полном виде все упражнение может занимать 40 минут - 1,5 часа.
3. При возникновении каких-либо негативных ощущений следует прекратить выполнение упражнения, прочитать мантру ХАТ, вернуться к более простым процедурам.
ПСИХИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ: Дыхание - основа жизни. Без кислородного дыхания функции физического тела не могут проявляться в обычных условиях. Однако есть еще один фактор для того, чтобы грубоматериальное тело (т.е. Стхула-шарира) функционировало, - это состояние тонкого тела (т.е. Сукшма-шариры). Последнее определяется наличием праны. Согласно воззрениям йогов, даосов и буддийским воззрениям отсутствие в организме праны (энергии ЦИ) означает его смерть. Запасая прану в организме, удерживая ее излишние траты, мы тем самым продлеваем жизнь, отодвигая момент смерти на все более отдаленный период.
Таким образом, согласно древневосточным концепциям (и в отличие от западной науки) важную роль в дыхании имеет не только кислород, но и та прана, которая в нем содержится. Из воздуха прана усваивается нервной системой и используется ею для своей работы. Энергии высших миров и воздействия тонкой материи более действенны, чем силы грубоматериальной природы. Считывая все это, становится ясным, что накопление праны может частично или полностью заменить дыхание, в зависимости от состояния нервной системы. Приведенная в особое состояние психика человека, направленная на поглощение праны из окружающей среды, может заставить организм существовать и даже полноценно действовать без кислородного дыхания, а только благодаря интенсивному пранообмену, причем источником праны может быть не только воздух, но и растения, различные предметы, а также прямое излучение Космоса. Даже после непродолжительных тренировок занимающийся может без особого труда научиться частично заменять кислородное дыхание праническим, т. е. "психическим дыханием" йогов. Для выработки такой способности существуют два элементарных упражнения.
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ:
Медитируют лежа:
1) Лечь на пол, руки согнуть в локтях, а кисти рук положить на солнечное сплетение, причем левая ладонь лежит сверху на правой. Предельно расслабиться и закрыть глаза, еще раз проверить эффективность расслабления. Тест: при вытянутых вдоль тела руках быстрое сжатие пальцев в кулак должно привести к тому, что кисти и предплечья как бы подпрыгнут и затем снова упадут на пол. После проверки руки опять сложить на животе. На это у вас должно уйти примерно 1,5-2 минуты.
2) Отрегулировать дыхание: продолжительность вдоха должна быть примерно равна длительности выдоха.
3) Сосредоточиться на солнечном сплетении. Все посторонние мысли отбрасываются, существует главная для вас часть тела - солнечное сплетение. Солнечное сплетение начинает ощущаться как какой-то сгусток, плотный ком. Затем оно начинает разогреваться. На этой фазе сознание переключают на дыхание.
4) Сделать полный йоговский вдох. Представьте, как прана из вдыхаемого воздуха попадает через легкие в солнечное сплетение и там накапливается. С выдохом солнечное сплетение как бы сокращается, посылая прану во все части тела, в кончики пальцев ног, рук, в голову. Вдохи и выдохи должны быть глубокими, соответствуя полному йоговскому дыханию. При следующем вдохе- снова представить себе процесс усвоения праны: снова прана впитывается легкими, накапливается в солнечном сплетении, а при выдохе распределяется от него равномерно по всему организму.
5) Примерно через 4-5 минут упражнения попробуйте сократить интенсивность дыхания и представить, как прана через нос и чуть приоткрытый рот впитывается легкими, когда обычное дыхание замирает. Когда возникнет чувство нехватки кислорода, возобновите дыхательные движения легких. При появлении чувства усталости, т. е. примерно через 10-15 минут после начала упражнения, заканчивайте его: ваше сознание переносится на мантру АУМ, после прочтения АУМ 3-6 раз не торопясь открыть глаза и встать.
ЭФФЕКТ: Упражнение совмещает в себе весь положительный эффект от полного йоговского дыхания (оздоровление легочных альвеол, верхних дыхательных путей; массаж диафрагмой плевральных мешков, других внутренних органов) и пранаямы. Происходит общее укрепление здоровья, жизненного потенциала, что делает упражнение незаменимым для реабилитации функций организма. Приток праны в организм может помочь при устранении нарушений сердечной деятельности и других функциональных систем.
МЕДИТАЦИЯ НАД ПЕРВОЭЛЕМЕНТАМИ
ОБОСНОВАНИЕ: Одно из важных представлений в восточных и ранних античных философских системах - концепция так называемых первоэлементов, или "основных элементов", из которых состоят все тела во Вселенной. Соответственно этой концепции Йогашакти Сарасвати приводит серию упражнений в концентрации над "землей", "водой", "огнем", "воздухом" и "небом". Поскольку в них есть элементы активного создания мыслеобразов, будет более правильно каждое из этих упражнений считать медитацией, а не просто концентрацией. Хотя, например, китайские системы в качестве первоэлементов считали землю, воду, огонь, металл и воздух, а ряд индийских - землю, дерево, воду, огонь, воздух и пространство (небо или эфир - акаша); здесь такие различия не имеют принципиального значения.
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ:
Во всех упражнениях данной серии медитируют сидя, желательно в позе со скрещенными ногами, хотя самые первые занятия можно осваивать и лежа на коврике. Расслабиться и закрыть глаза, 3-6 раз прочесть мантру АУМ и на 0,5-1,5 минуты подумать и зрительно представить необъятные просторы Вселенной, вспомнить о Боге, ее сотворившем. Затем приступить к самим упражнениям.
МЕДИТАЦИЯ НАД "ЗЕМЛЕЙ"
Сосредоточиться на первоэлементе "земля", которому соответствует желтый цвет и звук "ЛА". Представьте теперь землю, создайте в уме образ ее тяжести. Представьте далее, что вы сами становитесь неподвижными, твердыми и тяжелыми. Ваша поза стала поистине непоколебимой. Ваш вес постепенно увеличивается, вы становитесь все более и более тяжелыми. Никакая сила не может вас оторвать от земли или сдвинуть с места. Ваше тело стало теперь очень тяжелым, как скала, и вы неподвижны... Длительность упражнения 5-15 минут; его можно делать каждый день.
МЕДИТАЦИЯ НАД "ВОДОЙ"
Сосредоточиться на воде и ее качествах. Первоэлемент "вода" имеет белый цвет таттвы (т. е. "качества" в системе санкхья и других близких школах), ее звук -"ВАМ". В процессе концентрации представьте, что вы сидите или лежите на чистой поверхности воды. Все пространство вокруг вас, до самого горизонта, покрыто водой. Вы находитесь в воде, как цветок лотоса произрастает посреди водоема. Вы плывете по поверхности воды, хотя ваша поза не изменяется. Чистая и гладкая поверхность воды покрывается волнами, и они носят вас по просторам океана. Волны плещутся и они бьются о вас, но не могут причинить вам никакого ущерба, и ваша поза остается по-прежнему неизменной. Представьте это себе так же отчетливо, как если это было бы наяву...
МЕДИТАЦИЯ НАД "ОГНЕМ"
Находясь в медитативной позе, представьте себя сидящим в центре огненного моря. Везде вокруг вас - огонь, только огонь вы можете увидеть своим "внутренним взором", и вы сами сидите на огненной пирамиде. Вокруг вас нет ничего, кроме огня. Языки пламени касаются вашей одежды, проникают в вас, но вы не чувствуете жара. Языки пламени могут только касаться вас и вашей одежды, но они не могут никак вам повредить, и ваша поза тверда и покойна, вам хорошо. Цвет первоэлемента - кремовый, ему соответствует звук "РАМ".
МЕДИТАЦИЯ НАД "ВОЗДУХОМ"
Находясь в позе с закрытыми глазами, представьте себя находящимся в потоках воздуха. Вас окружает воздух, и вы - частица этого воздушного океана. Вы практически взлетаете над землей. Ваша поза остается прежней, но вы чувствуете, что стали легкими, как пушинка. Вас возносит вверх вместе с восходящими воздушными массами. Теперь вверху и внизу, справа и слева - везде вокруг вас воздух, и вы парите над землей в прозрачном воздухе. Цвет воздуха как первоэлемента - серый, ему соответствует звук "ЙЯМ".
МЕДИТАЦИЯ НАД "НЕБОМ"
В той же позе с закрытыми глазами представьте, что вокруг вас кристально чистое голубое небо. Вы парите в небе, и только оно окружает вас. Находясь в небе, вы чувствуете, что ваша поза тверда, внизу - пелена из облаков, вы находитесь выше уровня облачности, и куда бы вы ни посмотрели - везде одно чистое голубое небо. Голубизна неба одухотворяет вас, и вас радует этот волшебный полет...
ЭФФЕКТ: Помимо снятия стрессовых ситуаций, эта группа упражнений очень важна для выработки навыков создания мыслеобразов. Сознание становится устойчивым и в то же время достаточно гибким. Концентрация на первоэлементах полезна также ввиду усвоения из окружающей среды большого количества праны, т. е. каждое из приведенных упражнений имеет также некоторый эффект пранаямы. Систематическая практика упражнений, кроме того, вызывает чувство уверенности в себе и оптимизма, создание образа несокрушимого внутреннего "Я", что так важно для прогресса в Раджа-йоге.
Примечание:
1. Все другие мыслеобразы, которые не связаны с тем первоэлементом, на котором вы сосредоточиваетесь, должны быть вытеснены более четкими представлениями о свойствах этого первоэлемента или уничтожены любыми другими способами.
2. В течение одного занятия можно работать как с одним элементом, так и со всеми последовательно. Однако начинать лучше с одного, максимум - двух первоэлементов за одно занятие в течение первого месяца.
3. Для того чтобы избежать каких-либо негативных последствий для окружающей среды (что вероятно, когда вы достигнете определенного уровня развития психических способностей), при медитации над элементами важно воспринимать их как проявления Бога (Брахмана), помнить, что Бог выше их и что, познавая эти элементы, вы тем самым познаете и качества Бога.
МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ - 1
ОБОСНОВАНИЕ: Музыку можно слушать по-разному: внимательно, "краешком уха", сидя, лежа и т. д. Однако при желании это занятие можно превратить в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Йоговское восприятие музыки отличается от общепринятого, особенно - от европейского. Такой экскурс в нетрадиционный курс музыковедения мы разбили на три отдельных упражнения, отграниченных друг от друга довольно условно, но в соответствии с принципом "от простого к сложному". Будучи проделанными, эти упражнения помогут вам ответить также на вопрос, понимаете ли вы музыку.
Все познается в сравнении. Эта истина справедлива и по отношению к музыке; для того чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества или наук. Основа для наших упражнений - сравнение музыки с цветовыми, геометрическими и иными аналогами. Одна из простейших аналогий волшебному миру звуков - последовательность чередования оттенков разных цветов. И музыка, и свет имеют волновую природу, воздушные колебания и световые во многом сходны в проявлении волновых свойств. Так, существуют высокочастотные и низкочастотные колебания, между которыми есть гаммы переходных состояний, а крайние диапазоны возможных изменений длины волн для человеческих органов чувств обычно остаются недоступными.
Высокочастотным (т. е. "высоким") музыкальным тонам можно поставить в соответствие высокочастотные световые излучения, т. е. ультрафиолетовую часть спектра. Наоборот, низким звукам - оттенки инфракрасной области. Таким образом, слушая музыку, можно "переводить" ее про себя в язык цветовых оттенков, как это технически воплощено в цветомузыкальных установках (но зачастую крайне неудачно!). Йоговская "цветомузыка" имеет внутреннее содержание, существуя в сознании созерцающего.
Практически все, что скрыто у нас в познании, йога подвергает культивированию сознанием. И здесь, интуитивно, высокие звуки ассоциируются у нас с чем-то светлым, радостным, невесомым, с голубыми мечтами и прозрачными грезами... Наоборот, низкие звуки рождают в нас противоположные образы: мы связываем их с мрачными сумерками, с грозным, темным и тяжеловесным. Так что истоки такого восприятия заложены в нас еще с детства.
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ:
Лягте в Шавасану ("позу трупа"). Закройте глаза и максимально расслабьтесь. При первых же звуках мелодии "переводите" все, что вы слышите, в яркие, того или иного цвета вспышки, круги... Начинать лучше с простых, медленных композиций мастеров XY-XYII вв., например Блайтмена, Була, Перселла, Шютца и др. Для медитации следует большее внимание уделять спокойной музыке, не вызывающей бурных эмоций или пылких страстей.
Освоив медитацию лежа, можно практиковать упражнение в любой из сидячих поз. Нюансы и все детали выявляются в практике, и их здесь немного. Посторонние мысли отгоняются в ходе упражнения так же, как и при выполнении Тратак, но концентрация на музыке должна происходить автоматически, без особых усилий. Для этого следует хорошо потренироваться в выполнении предшествующих упражнений, однако специальных критериев правильности здесь нет, и степень достигнутого успеха определяется чисто субъективно.
ЭФФЕКТ: Развивается ассоциативное мышление, возрастают образность представлений не только применительно к музыке, но и к другим объектам концентрации и медитации. Упражнение полезно также для усиления логических способностей интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощущение сопричастности вселенским процессам. Способствует также устранению чувства неуверенности в себе и страха.
Примечание:
Один из возможных побочных эффектов - смена музыкальных вкусов. Не следует обращать на это особого внимания: музыка, как и все остальное, может характеризоваться тремя ГУНАМИ (качествами, универсальными свойствами) - тамасом, раджасом и саттвой. Йога способствует обострению тяги к саттвичной музыке, хотя в целом вкусы меняются и сами гуны чередуются в природе.
МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ - 2
ОБОСНОВАНИЕ: Музыка имеет не только цветовые, но и геометрические аналоги. Источник такой аналогии имеет двоякое происхождение. Первый состоит в структурных особенностях, конфигурациях музыки, моделью которой является та или иная геометрическая структура. Второй источник связан со свойствами воздействия музыки на состояние психики человека. Так, при рассмотрении разного рода линий и геометрических форм состояние духовной сферы человека объективно изменяется. Гладкие линии, например, воспринимаются нами как мягкие, изломы линий - как излучающие центры, твердые, содержащие накопленную силу и отражающие резкие изменения. Специфические сигналы, вызванные в глазодвигательных мышцах при восприятии того или иного рисунка, генерируют в мозгу человека соответствующие волны возбуждения. Понятно, что такие же эффекты могут быть вызваны и музыкальной мелодией соответствующей структуры. Поиск графических аналогов музыкальным произведениям, будучи непростым занятием, практиковался как медитативное упражнение еще в средневековых высших религиозных кругах.
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ:
Медитируют сидя, хотя можно это упражнение практиковать также лежа. Расслабившись и настроившись на различные геометрические образы, включить музыку. С закрытыми глазами попробовать построить на внутреннем "экране" объемную геометрическую картинку ("даршану"), которая, по вашему мнению, соответствует прослушиваемому музыкальному произведению. Не следует опасаться, что ваша даршана будет носить субъективный характер: восприятие любого искусства содержит в себе большую долю субъективизма. В процессе упражнения вы можете увидеть кольцо, венок, вращающийся треугольник в окружности и т. д. Поскольку любая мелодия динамична, в построенном вами рисунке обязательно должны быть элементы динамики, например смена одной фигуры другой, вращение одной или нескольких фигур вокруг своей оси и т. д.
Эффективность упражнения во многом связана с богатством "арсенала" геометрических образов, с которыми вы можете сравнивать прослушиваемую музыку. Кроме квадрата, окружности, многоугольников и других простейших структур мы рекомендуем вам обратить внимание на тор, катеноид, простой и косой геликоид, конус вращения, гиперболический и эллиптический параболоид, конус вращения, параболоид вращения, астроид и другие более сложные фигуры. Из линий, употребляемых в качестве элементов "даршан", можно также рекомендовать следующие: винтовую, логарифмическую спираль, жезл, спираль Галилея, алгебраическую спираль, циклоиду, спираль Архимеда, гипоциклоиды и эпициклоиды, кардиоиды, улитку Паскаля, овалы Кассини, конхоиды и другие. Возможны также встроенность одних фигур в другие и их различные сочетания.
Если получаемая "даршана" фиксируется достаточно четко, то имеет смысл запомнить ее и через некоторое время (неделю или месяц) еще раз прослушать эту же музыку, сопоставив затем новый и зафиксированный ранее образы между собой. Время фиксации получаемого в сознании образа-эквивалента будет увеличиваться постепенно. Поэтому на первых порах для упражнения следует избрать только одну-две мелодии и работать только с ними. К другим музыкальным произведениям следует переходить только после того, как первая мелодия будет хорошо освоена.
ЭФФЕКТ: Несмотря на значительный элемент субъективизма в построении геометрических мыслеобразов-аналогов музыки, это - прекрасное упражнение для развития ассоциативного мышления, освоения навыков медитации вообще. Анализируя свои ощущения, вы учитесь познавать мир и себя. Поэтому логические связи между изучаемыми вами явлениями, образность мышления, внутренние свойства познаваемых вами процессов или явлений - все это будет с легкостью вами выявляться в повседневной деятельности по мере систематической практики упражнения. Поэтому такого рода медитация необходима для людей творческих сфер деятельности, т. е. для музыкантов, искусствоведов, художников, научных сотрудников. Практика упражнения способствует увеличению глубины анализа познаваемой вами действительности, расширению кругозора и эстетических вкусов.
Примечание:
1. Освоив это второе упражнение в медитации над музыкой, попробуйте совместить первое и второе упражнение в одно целое. Так, допустимы здесь синие, красные и белые спирали, круги или квадраты, сложные многоцветные узоры из вращающихся фигур.
2. Во всех упражнениях по медитации очень важно найти как бы "точку выхода" из всех увиденных даршан, на которой выполнение данного упражнения заканчивается.
3. Некоторые из рекомендуемых геометрических фигур, например спираль Ферма, могут быть сами использованы как янтры, т. к. имеют самостоятельную медитативную значимость.
МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ - 3
ОБОСНОВАНИЕ: Третье упражнение связано с анализом структуры музыкальных произведений. Поэтому наиболее успешно его могут выполнять те люди, которым знакомо сольфеджио. Однако и для несведущих в музыкальной грамоте данное упражнение будет полезно и выполнимо, главным образом - за счет аппарата аналогий. Так, анализ музыкального произведения неизбежно включает универсальные аспекты изучения структур любых объектов, независимо от их происхождения и специфических свойств. Об этом свидетельствует хотя бы исследование аналогий в триаде "язык-музыка-математика". Например, сравнение геометрических параллельных с параллелями в музыке обогащает и расширяет само понятие параллельности. То же относится и к ритму: ритмичность характерна не только для музыки, но и существует в природе. Так, ритм бьющегося сердца сопровождает нас с первой до последней минуты жизни в этом теле. Симметрия в музыке или любых других системах имеет глубокий философский смысл: она отражает гармоничное взаимодействие противоположно направленных сил или тенденций (своего рода "инь-ян"), характер симметрии определяет уровень и свойства подобных взаимодействий противоположных полюсов, а степень асимметрии - направления и уровень отклонений от подобной гармонии.
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ:
Медитируют сидя или лежа. Расслабившись, включить для прослушивания музыкальное произведение. Сосредоточившись на нем, выявить:
- наличие сходных по звучанию частей, их границы, временные пропорции по сравнению со всей длительностью произведения;
- наличие вариаций какой-то одной (основной) мелодии, которые, возможно, встроены в дальнейшее звучание произведения;
- конкретный способ образования вариаций: перестановка некоторых нот, изменение длительности звучания, замена нот и др.;
- сдвиги, повороты, отражения, "акустическое зеркало", инверсии: их длительность звучания, интервалы и т. д.;
- количество тактов всей мелодии, сходных частей, вариаций и др.;
- самые высокие по тембру участки и самые низкие, их взаимное расположение;
- такие участки, на которых данное произведение могло бы окончиться без ущерба для целостности звучания или смысла (т. е. представить себя в качестве автора попурри);
- возможности превращения данной музыки в канон (путем введения дополнительных имитационных голосов с отставанием или наоборот - с опережением).
Приведенная схема исследования не претендует на универсальность или полноту охвата, и потому она может быть нами рекомендована только как примерная. Однако ясно, что подобную "музыкальную анатомию" следует проделывать для одной-двух мелодий, прослушивая их по нескольку раз; начинать при этом всегда следует с простых и небыстрых по темпу произведений. Для начала можно, например, использовать сочинение Бетховена "Шесть легких вариаций на тему швейцарской песни", состоящее всего из 11 тактов, "Вариации на тему Гайдна" Брамса, "Вариации и фугу на тему Перселла" Бриттена.
ЭФФЕКТ: Упражнение чрезвычайно полезно не только для знатоков и любителей музыки. Развивается образность и скорость мышления, способность к быстрому познанию внутренних свойств явлений, сущность которых как бы развертывается перед вашим внутренним взором, открывая вам все новые и новые грани и свойства, на которые вы раньше не обращали внимания.
Примечание:
Если начинать следует с простых произведений классики, то продолжить занятия можно и с рок-музыкой: здесь никаких "противопоказаний" нет. Однако радость познания новых свойств не должна проявляться на фоне эстетического недовольства слишком бурной мелодией.
2. Дополнительно здесь можно рекомендовать произведения Баха "Музыкальное приношение", "Искусствофуги", "Хорошотемперированный клавир", ораторию Генделя "Мессия", "Девятую симфонию" Бетховена.
3. Полезно также попытаться построить инверсию запомненной мелодии, т. е. обращенный во времени, звучащий от конца к началу ритм.
4. Попробуйте из хорошо известных вам произведений скомбинировать все три упражнения по медитации над музыкой вместе, создав одну целостную картину. Обратите внимание на то, изменятся ли ранее построенные вами образы и геометрические аналоги для той или иной мелодии.
5. Особенно рекомендуется это упражнение, а также первые два детям в возрасте 10-14 лет. Для них эффекты будут намного более ощутимыми, чем для взрослых, и потому будут иметь наибольшее значение.
|