Слово "медитация" происходит от латинского "meditor", что означает "размышляю, обдумываю". Впрочем, латинское "mcditatio" имеет аналоги и в других языках: русское "думание" или "умное делание", санскритское "дхьяна".
Медитация - это состояние измененного сознания, которое вызывается целенаправленно.
Медитация - это способ соединения своей духовной энергии с энергией Космоса. В лечебном смысле замена энергетики (пробудить свою энергию), разбудить энергию кундалини.
Сейчас в научно-популярной литературе довольно прочно закрепился западный эквивалент — "транс". Кроме того, в качестве синонима медитации можно понимать и такое близкое понятие, известное даже по средневековые философским трактатам, как "созерцание" или "самосозерцание", или как "мысленное созерцание" какого-либо объекта.
Во всех случаях под медитацией подразумевается длительное размышление о каком-то предмете, явлении или процессе, происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума, при котором все остальные, посторонние объекты не проявляются в сознании медитирующего.
Попробуйте длительное время думать о каком-либо предмете, и вы скоро обнаружите, что мысли рассеиваются и перескакивают на другие предметы или явления. Вместе с переключением сознания на другие объекты многие свойства первого предмета так и остаются нераскрытыми, и для возвращения к их анализу человек должен прилагать определенные умственные усилия. Понятно, было бы хорошо, с одной стороны, не испытывая напряжения, размышлять так, чтобы ни одно из интересующих свойств объекта не осталось бы нераскрытым, а с другой стороны — получить максимум информации за самое короткое время. Все это требует качественного повышения уровня мышления, перехода на более высокие уровни познания, что и достигается благодаря медитации.
Между обычным умственным напряжением и состоянием медитации нет непреодолимой пропасти, все отличие между ними, очевидно, заключается лишь в качестве сосредоточенности. Медитация — собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Это состояние — по большей части бессознательно — испытывали пишущий стихи и музыку, художник, артист. В процессе медитации человек как бы пробивается к сокровенно-глубинному пласту своего существа, к своему так называемому высшему "Я". Начинают активно работать планы подсознания, вступают в действие механизмы интуиции, и вопросы получают молниеносно-мгновенное и четкое решение. Мы привыкли называть это озарением, экстазом.
Состояние медитации — это, прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый, целостный и непрерывный процесс.
В таком широком понимании медитация с древнейших времен рассматривалась на Востоке как средство самовыражения человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности человеческого "Я". Так, озарение и экстаз — не единственные следствия медитации. Другие "плоды" медитации, например — изменение стереотипов поведения человека или исцеление.
В более узком контексте под медитацией понимаются также специальные упражнения, предназначенные для расширения умственно психических способностей человека, их развитие в том или ином направлении.
Базовые энергетические упражнения
Подготовительная часть — Сядьте прямо, не опираясь на спинку стула, ноги поставьте под прямым углом к полу. Скрещенные руки (левая сверху, у левшей правая) лежат свободно. Глаза открыты, взгляд мягкий, расфокусированный.
Первая фаза — Все внимание в копчик. В копчике возникает "огненная точка". Медленным, плавным, непрерывным движением "огненная точка" поднимается вверх по позвоночнику, оставляя за собой "огненный стебель", достигает центра головы и раскрывается в "огненную чащу".
Сверху начинает поступать огненная энергия, через "чащу" и "стебель" опускается вниз и собирается в огненный шар в первом центре, (шар формируется вокруг стебля, величиной с яблоко). Фиксируем.
Огненная энергия поступает сверху и собирается в огненный шар во втором центре. Фиксируем.
Огненная энергия поступает сверху и собирается в огненный шар в третьем центре. Фиксируем. (Первая фаза заканчивается).
Вторая фаза — Из огненного шара первого центра тянутся «огненные корни» в обе нот до подошв. Снизу, через «корни», начинает поступать огненная энергия и скапливаться в огненном шаре первого центра. Идут два потока огненной энергии: сверху, через "чащу",— в огненный шар третьего центра, и снизу, через «корни» — в огненный шар первого центра.
Из огненного шара второго центра через руки вырастают "огненные листья", когда "листья" достигают кончиков пальцев, руки раскрываются ладонями вверх. Через пальцы и ладони огненная энергия начинает поступать по "листьям" в огненный шар второго центра. Идут три потока огненной энергии: сверху, через "чащу",— в огненный шар третьего центра, снизу, через "корни",— в огненный шар первого центра и по рукам через «листья» — в огненный шар второго центра.
Третья фаза — Начинаем огненную пульсацию. На вдохе втягиваем огненную энергию через "чащу", "корни" и "листья", на выдохе энергия выжигает в теле все лишнее, больное, ненужное, (Пульсация проходит в ритме спокойного дыхания, но с ним не связана, оно только задает ритм, несколько пульсаций произведите, задержав дыхание). Количество пульсаций—24—36.
Четвертая фаза — Останавливаем пульсацию. Втягиваем "огненные корни" в огненный шар первого центра, туда же втягиваем часть "огненного стебля" от копчика до первого центра. Втягиваем "огненные листья" в огненный шар второго центра (руки закрываем, правая сверху, для левшей левая), туда же втягиваем часть "огненного стебля" между первым и вторым центром. Закрываем "чащу", втягиваем ее в огненный шар третьего центра, туда же втягиваем часть "огненного стебля" между вторым и третьим центром. Огненный шар первого центра импульсом, прямо перед собой, с благодарностью к пространству, отдаем. Огненный шар второго центра импульсом, прямо перед собой, с благодарностью пространству отдаем. Огненный шар третьего центра импульсом, вертикально вверх, с благодарностью пространству отдаем пространству.
Базовое упражнение выполняется первый раз в течение тридцати дней, а далее по необходимости.
Основа любой системы — код, который предлагается для расшифровки ощущений. Главная задача — освоение этого кода или языка. Здесь язык: четыре уровня и четыре ритма.
Упражнения для концентрации и медитации
ОБОСНОВАНИЕ: Начальные этапы сосредоточения и медитации всегда имеют в своей исходной основе контроль дыхания. Об этом не один раз уже говорилось выше. Однако важно не только научиться контролировать дыхание, но и закрепить такого рода успех. Во-вторых, длительное размышление о дыхании имеет и свою особую ценность в самых разных аспектах. Дыхание - одно из отличительных свойств самой жизни как явления природы, и познание его значения и сущности применительно к своему организму является одним из самых простых, но в то же время очень важным актом самопознания для любого человека. Существует и оккультное значение постижения тайн дыхания - там, где кончается физиологическое дыхание, плоскость действия человеческой души приобретает иной характер, и человек выходит в тот мир, который иногда называют инобытием. Поэтому умение контролировать дыхание на разных уровнях сознания чрезвычайно важно для всего прогресса совершенствования тела и души. Об этом традиционно свидетельствуют древние тексты Индии и Китая, да и вообще - йога без контроля дыхания просто немыслима.
В предыдущем упражнении в мантра-медитации мы уже сделали первый шаг в постановке дыхания под контроль воли, и помощь здесь оказала мантра СОХАМ. Теперь мы предлагаем еще два простых упражнения, которые призваны закрепить успех.
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ: Условия выполнения упражнений одинаковы и сводятся к тому началу, что можно считать стандартным: сесть в медитативную позу или просто лечь на коврик; предельно расслабиться, проверив эффективность расслабления от кончиков пальцев ног до туловища, рук и шеи, закрыть глаза; прочитать мантру АУМ 3 или 6 раз (про себя или голосом).
ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Сосредоточить все мысли на контроле дыхания, подготовиться к счету. Вдох и выдох выровнять так, чтобы они были примерно равны по продолжительности. На счет 1,2,3,4 - вдох, выдох - на счет 5,6, 7, 8; снова вдох на счет 9, 10, 11, 12 и выдох на счет 13,14, 15, 16. Так следует продолжать до 248. На счет 249 - открыть глаза и так продолжать упражнение дальше до счета 500.
ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Сущность упражнения здесь такая же, однако вместо счета занимающийся использует мантру. Мантра произносится мысленно 4 раза при вдохе и так же мысленно 4 раза - на выдохе. Затем снова при вдохе мысленно 4 раза произносится та же мантра, и 4 раза она повторяется на выдохе. Начинать следует с 3-5 минут, а прекратить упражнение лучше всего по какому-либо сигналу (например, будильника). Понятно, что произнесение даже в быстром темпе 4 раза мантры занимает время, большее чем 4 секунды, так что лучше всего в качестве исходной мантры использовать АУМ. Затем, если вы сочтете необходимым заменить мантру, можно использовать сочетание АУМ-ШАНТИ (в переводе с санскрита "Шанти" означает "мир, покой"). Затем можно использовать ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ или любую другую формулу, которая вам нравится больше всего. По мере увеличения длительности мантры упражнение приобретает все большее значение в плане Хатха-йоги, как Кумбхака (т. е. задержка дыхания), т. е. оно начинает в себе совмещать одновременно преимущества Хатха-йоги и Дхьяна-йоги.
ЭФФЕКТ: Эффект как первого, так и второго упражнения значителен, несмотря на кажущуюся их примитивность. Сознание получает мощный толчок, направленный к интравертному состоянию, в результате чего все внешние заботы и суета уносятся прочь просто и эффективно. В итоге создаются прекрасные возможности перейти к более сложным упражнениям, а также - получить пусть кратковременный, но реальный умственный отдых. Длительная мантра в случае практики второго варианта упражнения даст возможности оздоровить и укрепить легкие благодаря эффекту Кумбхаки, широко известному из опыта Хатха-йоги.
МЕДИТАЦИЯ НАД ЗВУКАМИ
ОБОСНОВАНИЕ: Согласно онтологическим концепциям йоги и санкхьи, все объекты мироздания при своем движении и взаимодействии с другими телами создают определенные вибрации. Движущиеся материальные объекты, астральные флюиды, волновые потоки - все имеет следствием своего существования вибрации, в той или иной мере воздействующие на человека. Эти воздействия улавливаются им или, наоборот, в большинстве случаев остаются неосознанными. То же относится к отдельным органам и группам органов: они также производят вибрации, о чем уже писалось в теоретическом разделе. Все это имеет важные практические следствия для того, чтобы активно и сознательно управлять взаимосвязями в организме, посредством вибраций в тонком теле воздействовать на состояние органов и даже клеток в грубом физическом теле. Отсюда генерируемые человеком мыслеволны, различные образы могут оказать созидающее и изменяющее воздействие на различные физиологические процессы, системы и их компоненты. Поскольку материя сама по себе инертна, наибольшую силу имеют вибрации тонкоматериальных объектов.
Для того чтобы целенаправленно работать над своей психикой и умом, надо прежде всего научиться их успокаивать, определять состояние, идентифицировать происходящие в них процессы. Одно из самых простых и в то же время эффективных средств для этого - медитация над звуками. Она осуществляется на разных уровнях, начиная от стадии Пратьяхары и кончая весьма сложным контролем над состоянием внутренних звуков, от интегральной Анахата-нады до каждого отдельного тонкоматериального флюида. Анахата-нада представляет собой так называемый "мистический звук" и может быть уподоблена центральной "артерии". Сложность ее описания во многом определяется тем, что она не имеет аналогов в грубоматериальном теле. Способность слышать Анахата-наду традиционно считается признаком духовной продвинутости. Однако такая способность приходит не сразу, и нет оснований считать, что у вас она проявится в первые же недели практики.
В целом путь медитации над звуками может быть разбит на ряд усложняющихся с каждой новой ступенью этапов, и здесь мы опишем лишь самые простые.
МЕТОДИКА: Первый этап медитации над внутренними звуками состоит в процессе постепенного, но становящегося все более явным, абстрагирования. Оно исходно состоит в практике "отключения чувств", т. е. представляет собой не что иное как эффективное упражнение в Пратьяхаре. Этот первый этап достигается следующим образом:
1. Сесть в медитативную позу со скрещенными ногами или просто на стуле на западный манер. Не делать никаких умственных усилий; пусть все ваши эмоции, все реакции на окружающие стрессы, проблемы и все остальное отойдут сами по себе, мысленные вихри утихомирятся, и в сознании постепенно появятся признаки умственного "штиля". Когда психика и ум начнут успокаиваться, попробуйте предельно расслабиться. Хотя для данного упражнения не требуется сохранять позвоночник строго прямым, выдерживая его на одной прямой линии с шеей и головой, принять такую позицию полезно для выработки привычки к правильному сидению во время занятий медитацией. Еще раз расслабьтесь. Представьте, что, закрывая глаза, вы отгоняете прочь все внешние проблемы, пусть даже очень важные для вас. Представьте, что на время упражнения стрессы для вас не существуют.
2. В течение некоторого времени наблюдайте, как ваша психика "поглощает" в себя все звуки. Представьте, что самое ценное для вас сейчас - это звуки, и ничего больше! Ум растворяется в звуке внешнем по отношению к вам. Теперь из множества звуков выберите себе один, какой - на ваш вкус, который больше нравится. Остальные звуки становятся для вас просто неинтересными, они постепенно исчезают. Ваше сознание не обращает никакого внимания на звуки, которые не соответствуют вами выбранному. Это - просто шумы и помехи, которые вам неинтересны. Вас начинает отделять как бы легкая завеса, скрывающая от вас посторонние шумы. Существует один вами избранный звук и ничего более.
3. Существуете только вы и избранный вами звук. Но вы поняли, откуда он происходит, и вам он уже не нужен. Ваше сознание постепенно уходит от этого звука, прозрачная завеса постепенно отражает его, ивы уже не слышите ничего. Однако параллельно с этим процессом начинают появляться какие-то ранее вам не известные шумы. Эти шумы превращаются в неясные звуки, и теперь вы созерцаете только их. На первых порах вы вообще ничего не услышите, но даже если вы сможете достичь эффекта полной тишины и покоя, это уже само по себе будет свидетельствовать об успехе.
Для того чтобы услышать внутренние звуки, упражнение можно продолжить следующим образом. Закрыть уши или ватными тампонами, или пальцами. Чтобы локти во втором варианте не уставали, их можно положить на журнальный столик или какую-нибудь подставку на ваше усмотрение. Сосредоточиться на внутренних звуках, пытаясь их лучше услышать. Постепенно вы начнете слышать какой-то неясный тонкий звон. Он будет прослушиваться на фоне более грубых и громких шумов, вызванных движением крови по сосудам, биением сердца и т. д. Этот тонкий звенящий звук и есть так называемый "внутренний звук". В зависимости от степени концентрации он будет то исчезать, то появляться снова. Старайтесь не упускать его из внимания. Когда вы сможете слышать его непрерывно в течение 5-10 секунд, можно переходить к следующим, более сложным упражнениям.
ЭФФЕКТ: Медитация над звуками имеет несколько полезных эффектов. Они могут быть сведены к следующим аспектам:
1. Первоначальная концентрация практикующего на спектре слышимых звуков приводит к улучшению остроты слуха. Расширяется диапазон слышимых звуков, обогащается воспринимаемая человеком слуховая гамма.
2. Отключение сознания от внешних слуховых раздражителей служит эффективным средством для того, чтобы научиться управлять вашим сознанием, отбрасывать ненужные потоки информации, что особенно актуально в наше время шумового загрязнения среды. В итоге практикующий обретает эффективное антистрессовое средство, его психика при систематических упражнениях стабилизируется.
3. Слушание внутренних звуков является элементарным средством для самопознания, своего рода исходной ступенью, входом во внутренний мир, в безграничные просторы своего организма. Это упражнение, следовательно, абсолютно незаменимо для крайних экстравертов, которые не раз попадают в сложные ситуации из-за излишней экстравертивности своей психики. Для человека, подверженного сильным страстям, остро реагирующего на внешние воздействия, для впечатлительных людей такое упражнение крайне благоприятно.
Примечания:
1. Не следует злоупотреблять слушанием Анахата-нады. Далеко не всем подходит этот путь, некоторые люди могут не испытывать к такому роду упражнений душевной склонности, и в этом нет ничего страшного. Продвинутые йоги используют слушание Анахата-нады также как контроль степени очищенности астральных каналов от разного рода нечистот: когда астральные каналы очищены, звук очень громкий, тонкий и легко улавливается практикующим. Длительная работа с Анахата-надой требует довольно сложных приемов и специальных процедур, которые здесь нами не описываются.
2. Со временем пытайтесь проделать то же упражнение, не закрывая глаз и (или) ушей. Не следует при этом опасаться возможного появления чувства "белого безмолвия": оно временно. Чтобы себя максимально успокоить, можно завести на определенное время будильник для выхода из такого возникшего состояния.
3. Слушанию внутреннего звука (Анахата-нады) важное значение придает и Свами Шивананда. Эту практику он рассматривает как одну из важнейших в Лайя-йоге и указывает следующие 10 видов слышимых звуков:
1)"Чини-чини-чини...", 2)"Чини-охини-чини-охини ...", 3) звук колокольчиков, 4) шум раковины, 5) лютня, 6) цимбала, 7) флейта, 8) барабан, 9) двойной барабан, 10) звук грома. Какой-нибудь из указанных звуков может услышать даже новичок.
4. Высокий тонкий звон в ушах можно также услышать во время практики асан Хатха-йоги, например в позе плуга (Халасане), если на короткое время сосредоточиться на звуках внутри головы.
|