С назначением веера неразрывно связаны его формы и цвет - сколь разнообразно первое, столь же неисчерпаемо и второе! Вьетнамцы издревле придали вееру огромное количество функций, наделив его своеобразным языком символов и сделав из него практически самостоятельный театральный персонаж со своим характером. Фактически веер в опытных руках - это театр одного актера, причем весьма талантливого! Тогда стоит призадуматься: какой же силой мысли, таланта и глубиной души обладал человек, придумавший веер и первым вложивший в него идущие из древности символы и функции?
Первоначально мастера отбирали нужные листья и травы, а потом начали создавать и целую палитру красок, отыскивать необходимые материалы, наиболее полно выражающие замысел. По преданию, передающемуся из поколения в поколение, несколько тысячелетий назад, во времена правления легендарного короля из династии Хунгах, которая считается родоначальницей вьетнамской нации, самыми ценными считались веера, сделанные из листьев пальмы ареко.
Однако эта пальма росла далеко не везде, и приходилось вместо листьев ареко использовать листья пальмы ливистоны. В горных районах вообще не было пальм, и там нашли себе применение при изготовлении вееров разные породы бамбука, который считается извечным спутником любого уголка вьетнамской земли.
Позже, когда развились торговые связи с соседним Китаем, во Вьетнаме появились первые ткани, затем считавшийся драгоценным шелк и редкая для древности китайская бумага. Конечно, их практически сразу же стали использовать в процессе производства вееров. В Средние века оправы для вееров стали делать из буйволиных рогов и слоновой кости, нанося на них дивную узорчатую резьбу.
В XV веке в Тханглонге - «городе поднимающегося дракона», как раньше именовался Ханой, - возникла небольшая кустарная артель по изготовлению вееров. И по сей день сохранилась маленькая улочка, носящая название Нангкуат - улица, где изготавливают веера. Однако лучшими традиционно считаются веера, изготовленные мастерами из деревни Кимлу, с которыми конкурируют веера из деревни Хайен. А в пригороде столицы всегда более ценились веера стиля Вай.
Веер может служить и служит амулетом. Например, летчики вьетнамской авиации считают «счастливыми» веера стиля Во, изготовленные в деревне Понгву: они якобы неизменно приносят победу в воздушных боях и помогают спастись пилоту, если его самолет подбит. А в уезде Тылем крестьяне берут с собой на поля веера в стиле Ве, сделанные из перьев птиц и бамбука. По давнему поверью, такие веера способствуют получению высоких урожаев, облегчают проведение полевых работ и вообще незаменимы в сельском хозяйстве.
Но есть и совершенно другие веера. Вьетнам на протяжении своей истории почти беспрерывно воевал и тоже имеет развитые боевые искусства, пусть менее известные, чем китайское у-шу и японское каратэ, но не менее эффективные. Одним из предметов, используемых для убийства противника наравне с мечами и копьями, служил своеобразный металлический веер с заостренными концами пластинок. В раскрытом виде он напоминает часть дисковой пилы из легированной стали: в умелых руках это страшное оружие, наносящее долго не заживающие рваные раны, а то и способное лишить конечности или даже головы!
Раньше это было очень удобно: стальной веер складывался и занимал не так много места - его легко было спрятать в одежде. Зато в раскрытом виде он служил одновременно щитом и орудием нападения. Хорошо, что времена средневековых войн миновали и теперь столь страшный веер можно увидеть разве что в музеях или найти у коллекционеров.
|
|