Средневековые врачи старательно изучали условия, при которых вода-обретает целительную силу и "смывает" болезнь. Во многих случаях требовалось, чтобы вода была проточной. Черпали её из реки (обязательно молча) и трижды обливали ею тело больного.
Считалось, что действие чар прекращается, если между тем, кто подвергся сглазу, и колдуном течёт вода.
В Скандинавских странах пострадавшему от дурного глаза полагалось три дня ходить к реке и пить воду, набранную под мостом, по которому ходят злые и хорошие люди. На северо-востоке Шотландии, если не взбивалось масло, маслобойку несли к реке, трижды опускали её в воду и, не произнося ни звука, возвращали на место.
В горной Шотландии излюбленным средством от дурного глаза служила "серебряная вода", т. е. вода, в которую бросали серебряную монету. Впрочем, для того чтобы придать воде целебные свойства, использовали и золотые монеты, а также обручальные кольца, железные инструменты и камни, которым приписывали магические свойства. Воду рекомендовали брать из ручья, через который проходит оживлённая дорога, между заходом и восходом солнца. Воду трижды давали пить пациенту и неожиданно лили на него.
Когда под влиянием всеобщего образования суеверные представления стали рассеиваться, просвещённые люди перестали тратить время на хождение к ручьям и брали воду из водопровода.
На западе Шотландии сосуды для хранения молока освобождали от последствий дурного глаза таким образом: их держали некоторое время в проточной воде, затем тщательно мыли, вытирали, относили домой и наполняли кипятком, после чего сушили. Польза от этих процедур была несомненной - посуда основательно дезинфицировалась.
В Нормандии новобрачные, считавшие, что их околдовали, опускали в кипяток одежду, которую носили на свадьбе.
В Романье ночью кипятили в котле пелёнки, одежду и одеяло ребёнка. Эта операция должна была заставить колдуна немедленно прекратить свои вредные действия.
В древности жертву сглаза очищали от порчи водой, в которую клали сухие корни дикой спаржи.
У словаков мать, верившая, что её ребёнка околдовали, отправлялась на кладбище, вырывала немного травы с девяти могил и, вернувшись домой, тотчас бросала траву в кипяток. В полученном отваре купали ребёнка.
В Швейцарии, для того чтобы вылечить от сглаза ребёнка, мыли висевший над входной дверью колокольчик.
В Албании клали в воду три веточки крапивы и опрыскивали больного. Для лечения тяжелобольных животных от сглаза смешивали воду из трёх источников.
В Богемии девушки, чтобы уберечься от сглаза, до восхода солнца становились под вишней и трясли её, дабы на них падала роса.
На Руси от болезней, приписываемых сглазу, лечились следующим образом: на утренней заре отправлялись к ключу, зачерпывали воду по течению реки, закрывали посуду и молча возвращались домой. Потом в принесённую воду клали три горячих угля, кусочек печной глины и щепотку соли, обрызгивали ею больного или обливали его по два раза в день на вечерней и утренней заре с приговором: "С гуся вода, с лебедя вода - с тебя худоба!". Иногда больному давали испить этой воды, смачивали ею грудь против сердца, а затем всё, что оставалось в чашке, выливали под притолоку. В заговорах, произносимых над водою, есть такие:
"Пошла в чисто поле, взяла чашу брачную, почерпнула воды из заговорного студенца";
"Звезды мои ясные! Сойдите в чашу брачную, а в моей чаше вода из заговорного студенца", "Умываю я красну девицу (имя) из заговорного студенца ключевой водой, стираю я с красной девицы все узроки с призраками".
Иногда знахарь "перерезал" налитую воду ножом накрест. На Украине лечились от коросты водой, в которую клали красные ягоды калины. Считали, что умывание водой из чаши, в которой лежит серебряная монета или золотое кольцо, предохраняет от удара молнии.
|