О полетах на небеса и даже к звездам в древности писали гораздо чаще, чем думают сегодня. Мечта достичь небесной обители богов никогда не оставляла людей. Древние хроники полны сообщений о летательных аппаратах, вознесениях людей на небеса либо появлении с небес высших сил. В Египте обнаружена деревянная модель планера, изготовленная 2,5 тысячи лет назад. Священные книги Индии подробно рассказывают о "виманах", огненных летающих аппаратах; предания викингов сохранили воспоминания о "вафелн" - летательных устройствах, которые оставляли за собой вихрь огненных искр; в Паленке (Мексика) найдено рельефное изображение на камне, принадлежащее древним майя; изображен космический летательный аппарат с космонавтом внутри. Герой шумерского эпоса Этана (XXV в. до н.э.) летал на небо и увидел оттуда Землю маленькой, как корзина. Явно, что так Землю можно увидеть только из космоса! Но как туда попал человек в эпоху неолитических цивилизаций - остается загадкой.
Так вот, Александр Македонский повторил подвиг Этаны. Во II веке до нашей эры некий анонимный александрийский автор в хрониках жизни Александра сообщил об этом факте. Древняя рукопись была снабжена рисунками. На одном из них царь возносится в небо.
Текст и графика по цепочке заимствований через Древний Рим перешли в манускрипты средневековья. Александрийская рукопись утеряна, зато сохранилась средневековая рукописная книга немецкого автора, иллюстрированная миниатюрами. Среди них есть одна, во всех отношениях замечательная: на ней изображен Александр Македонский в некоем летательном аппарате. Царь в торжественном облачении и со скипетром в руке сидит в кабине на троне. Кабина, очевидно, герметичная. Ее влекут вверх четыре орлиные упряжки, по три орла в каждой.
И что интересно: об этом событии знали на Руси - возможно, прямо из античных источников, а не, например, из той же немецкой рукописи. Тем, кто был в старинном русском городе Владимире, мог броситься в глаза престранный рельеф на южном фасаде Дмитриевского собора, построенного в 1194-1197 годах, то есть раньше, чем составлен упомянутый выше немецкий манускрипт. Но на рельефе владимирского храма - тот же сюжет: Александр Македонский возносится с помощью некоего странного устройства на небеса. Примечательно, что в этом изображении в качестве "тяги" обозначены уже не орлы, а некие фантастические животные с крыльями: скорее всего грифоны.
Конечно, ни грифоны, ни орлы, ни какие-либо иные живые существа в данном контексте не могут быть понимаемы буквально. Это лишь символ каких-то мощных и таинственных сил, которые смогли вывести кабину царя в небо и далее, за пределы земной атмосферы, в космос. Животные Александра Македонского в качестве "космической тяги" - это ее условное изображение. В таком случае все становится на свои места, и рельеф Дмитриевского собора во Владимире, как и миниатюра анонимного средневекового немецкого художника, не кажутся фантастическими.
А вот и доказательства того, что царь явно видел Землю из космоса и что это не простой воздушный полет. Когда Александр поднялся высоко, повествует средневековый манускрипт, "не увидел он ни земли, ни воды". Затем, когда он снова взглянул вниз, "Земля представилась ему как маленький шарик в бесконечном океане..." Примерно так же высказывались американские астронавты, летавшие к Луне.
Может быть, недаром Александр множество раз намекал своим соратникам и подданным на свое небесное происхождение...
|
|