Когда я впервые, около 19 лет назад, был в ашраме Ошо в индийском городе Пуна, мы делали чудесное упражнение во время занятий психотерапевтической группы. Вместе с партнером мы шли на переполненные улицы города, в этот хаос грузовиков, машин, мотоциклов, рикш, велосипедов, людей, коров, буйволов, коз, редких слонов и собак, где все это переплеталось друг с другом совершенно нерегулируемым образом, подобно фейерверку. Пока мы шли через этот беспорядок, мы сменяли друг друга в повторении определенного образца не имеющих значения слов, например "анголо монголо, анголо монголо".
Затем магическая формула повторялась три, четыре или пять раз в зависимости от желания партнера. Даже после нескольких минут этого упражнения я замечал, что никакие другие мысли не могли укрепиться в моем мозге и мое тело маневрировало через массу народа практически само по себе, быстро и даже ни с кем не сталкиваясь. Упражнение также несло с собой возросший уровень осознанности, ограниченный этим периодом времени. Но кто сможет быть занятым только "анголо монголо" в течение всего дня?
Армянский мистик Г.И. Гурджиев ввел термин "самовоспоминание" - напоминание о себе - для обозначения того, что я называю духовной осознанностью. Чтобы помочь своим ученикам понять, как помнить самих себя, он просил их, например, вспоминать о себе всякий раз, когда они проходят через дверь.
Я иногда писал себе маленькие записки, которые прикреплял на стратегически важные места, такие, как дверца холодильника или приборная доска моего автомобиля. Когда я еще курил, я, бывало, клал записки такого содержания, как "я есть здесь и сейчас" или просто "я есть", прямо в пачку сигарет. Вы можете приспособить это упражнение к себе. Однако проблема с этим упражнением заключается в том, что со временем оно теряет свою пользу. Как только сознание приспособится к нему, оно уже не будет приносить желаемый результат.
Больше сознательного всегда ведет к результатам. Когда мы становимся более знающими, то вполне логично, что бессознательное уменьшится. Бессознательные действия, подобные избыточному употреблению алкоголя, сигарет и других веществ, будут постепенно отходить на задний план. Уже не будет необходимости пытаться забыть настоящее с помощью бутылки вина, если мы захотим проживать каждый момент сознательно. (Однако я не считаю употребление алкоголя, сигарет, кофе и т. д. безнравственным.) Гипноз и самовнушение Эти два метода могут стать отличными инструментами на нашем пути, но они требуют относительно больших усилий. Самовнушение должно постоянно повторяться, чтобы оно работало, а для гипноза необходим опытный терапевт, если вы не сильны в самогипнозе.
Будьте предельно осторожны, когда делаете внушения своему подсознанию. Как только червяк попадает в яблоко, совсем не просто вытащить его оттуда!
Медитация По моему мнению, медитация является лучшим методом. Во время медитации мы учимся наблюдать внутренний диалог без какого бы то ни было манипулирования. Мы не пытаемся прогонять мысли, а смотрим на них как на фильм внутри нас.
Существует много различных видов медитации, подходящих для различных типов людей. Во многих из них ключ к осознанности лежит в дыхании. Наблюдайте за своим дыханием, и вы будете автоматически следить за своими мыслями, эмоциями и физическими ощущениями.
Безусловно, для медитаций, подобных випасане или дзадзэн, вначале необходимо удалиться в спокойное место. Однако медитирование в течение получаса или даже часа каждый день - это только одна капля в тяжелой работе повседневной жизни.
Самым главным в дыхательной медитации, похожей на випасану, является то, что мы можем погружаться в нее практически при любом виде деятельности и не только во время деятельности. Существует старая индусская медитация, сутра, которую можно найти в чудесной книге Пола Репса*. Говорят, индийский бог Шива дал ее своей возлюбленной Парвати. К сожалению, детальное описание этой медитации можно найти только в книге Ошо "Виджьян Бхайрав Тантра". Я думаю, что это одна из лучших книг, имеющихся по медитации.
* Paul Reps, Zen Flesh Zen Bones, Charles E. Tuttle Company, ISBN 0-8048-0644-6.
Сутра гласит: "Будучи вовлеченным в мирскую деятельность, сохраняй внимание между двумя вдохами и, практикуясь таким образом, через несколько дней родишься заново".
С помощью этой медитации вы сможете проживать повседневную жизнь со всеми ее видами деятельности в глубоком состоянии осознанности, независимо от того, идете ли вы на прогулку, читаете книгу или смотрите телевизор. По моему мнению, самым важным для любого вида медитативного упражнения является то, что оно помогает сосредоточиться человеку, который медитирует. В нормальном состоянии наше сознание не сконцентрированно. Только в тот момент, когда мы концентрируем его в определенной точке, мы можем конструктивно использовать его для нашего роста.
Чем более интенсивно мы вовлекаемся в медитацию, тем больше мы отделяем себя от отождествления с внутренним диалогом. В результате этого мы становимся менее зависимыми от наших мыслей и чувств, настроений, хорошей физической формы или отсутствия таковой. Это, в свою очередь, выражается в отношении доверия к настоящему, в чувстве справедливости всего, что происходит или не происходит.
Это не означает, что нам следует перестать следовать нашим импульсам и не открывать зонтик, когда идет дождь. Напротив, мы учимся действовать более эффективно при независимом образе мыслей.
В мире, подобном нашему, когда кто-нибудь с трудом может себе позволить провести жизнь в медитации в пещере, этот тип "рыночной медитации" является самым дорогим подарком, который вы себе можете сделать.
|